Методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются организационно-распорядительные, или организационно-административные, экономические и социально-психологические. В последнее время приобретают значение и социологические методы. Все эти методы управления не могут действовать изолированно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определенной цели. Для того чтобы реализовать определенные цели, а также функции и принципы управления, применяют вышеперечисленные методы.

Содержание работы

Введение
1.Теоретическая часть.
2.Содержание и характеристика административных методов управления.
3. Содержание и специфика экономических методов управления.
4. Сущность и содержание социально-психологических методов управления.
5. Практическая часть.
6. Заключение
7.Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 90.36 Кб (Скачать файл)

· пути достижения целей программы, система программных мероприятий;

· организационно-исполнительная структура;

·  данные о ресурсах, необходимых для выполнения программы и о сроках ее осуществления;

· оценка эффективности результатов реализации программы.

Эффективность реализации плана  зависит от механизма, который регулирует систему экономических взаимоотношений  на уровне организации. Таким механизмом в условиях рыночной экономики есть коммерческий расчет.

Коммерческий расчет основан  на принципах рыночной экономики:

·  максимальнойраскрепощенности экономических субъектов;

· полной их ответственности за итоги хозяйственной деятельности; конкуренции производителей товаров и услуг;

·  свободном ценообразовании;

· отказе государства от прямого участия в хозяйственной деятельности рыночных субъектов;

·  социальной защищенности граждан.

Применяются две формы  коммерческого расчета: полный и внутренний.

На полном коммерческом расчете  находятся предприятия с правами  юридических лиц, которые имеют  самостоятельный баланс, бухгалтерскую  и статистическую отчетность, создают  и расходуют фонды стимулирования работников, открывают счета в  банках, владеют правом независимой  хозяйственной деятельности. Полный коммерческий расчет как метод управления применяется в организациях всех форм собственности.

На основе внутреннего  коммерческого расчета работают относительно самостоятельные в  решении вопросов производственно-хозяйственной  деятельности средние и мелкие производственно-хозяйственные  единицы предприятий и организаций. Взаимоотношения с предприятиями  или организациями, долей которых  они являются, основаны на системе  договоров, которые содержат взаимные обязательства. Права самостоятельной  экономической деятельности за пределами  этой организации такие структурные  единицы не имеют.

Коммерческий расчет полностью  не исключает регулирующего влияния  на хозяйственную деятельность субъектов  хозяйствования со стороны государства  или высших относительно них управляющих  систем. Такое регулирование осуществляется с помощью системы экономических  регуляторов хозяйственной деятельности. Эти экономические регуляторы разделяют  на общегосударственные, местные и  внутрисистемные.

К общегосударственным регуляторам  хозяйственной деятельности относят:

· налоги;

· кредиты;

·регулирование цен и  тарифов;

· экономические льготы.

К местным регуляторам  относят:

· рентные платежи;

· местные налоги и сборы.

Внутрисистемными регуляторами деятельности организаций являются:

· централизованное создание фондов;

· внутриорганизационные отчисления на общие цели и программы.

Комплекс экономических  регуляторов должен быть гибким, немедленно реагировать на смену экономической  ситуации. В условиях развитого рынка, количество регуляторов может уменьшаться, однако рынок не предусматривает  полного отказа от экономического регулирования.

Экономические методы управления представляют собой совокупность приемов  и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного сопоставления  материально-финансовых затрат с результатами работы. В отличие от административных методов они носят не прямой, а  косвенный характер управленческого воздействия на персонал. Они основаны на использовании экономического механизма стимулирования и включают в себя оплату труда и премирование работников, а также штрафные санкции. С их помощью осуществляются как материальное поощрение коллективов и отдельных работников, так и санкции в отношении тех, кто нарушает трудовую дисциплину.

Эффективность экономического воздействия на персонал определяется установлением такой системы  оплаты труда и премирования работников, которая максимально связана  с результатами их деятельности.

 

 

3.Сущность и содержание социально-психологических методов управления.

Рассмотренные выше экономические  и организационно-распорядительные методы управления направлены в основном на производственно-хозяйственную  деятельность организаций и предприятий. Однако организация выступает в  обществе не только как производственно-экономическое  звено, а и как социальный фактор. В связи с этим менеджер должен владеть социальными методами управления.

Социальные методы управления основаны на использовании социального  механизма, который действует в  коллективе (неформальные группы, роль личности, система взаимоотношений  в коллективе, социальные нужды и  др.).

Под социальными методами управления понимают систему средств  и рычагов влияния на социально-психологический  климат в коллективе, на трудовую и  социальную активность коллектива и  его отдельных работников.

Методы социального управления направлены на гармонизацию социальных отношений в коллективе путем  удовлетворения социальных потребностей работников, развития личности и социальной защиты.

К методам социального  управления относят:

·  социальное прогнозирование,

· социальное нормирование,

· социальное регулирование,

· социальное планирование.

Социальное прогнозирование  используется при создании информационной базы для разработки планов социального  развития и применения методов социального  влияния в трудовом коллективе. Параметры  социального прогноза включают:

· возрастные изменения в коллективе;

· изменения общеобразовательного и квалификационного уровня работников;

· изменения в материальном обеспечении и в бытовых условиях работников;

· динамика-соотношение физического и умственного труда и др.

Социальное нормирование, как метод управления, состоит  в создании социальных норм, которые  устанавливают порядок поведения  отдельных лиц и групп в  коллективе. Под нормой обычно понимают определенный признанный обязательный порядок, правило. Соответственно этому  социальные нормы регулируют разные стороны хозяйственной и социальной жизни и подчиняют их единым целям  и задачам, которые определены характером и назначением организации.

Различают социальные нормы:

· нормы права – юридические нормы, которые устанавливаются или санкционируются государством;

· нормы морали – нормы, которые формируются в сознании людей в процессе воспитания и жизнедеятельности;

·  авторитет общественной мысли – общественные нормы, которые устанавливаются общественными организациями и обществом.

Классификация социальных норм может быть осуществлена и по другим признакам; в зависимости от типа и вида взаимоотношений, которые  регулируются; степени обязательности норм; способа их образования и  механизма действия и т.д.

Таким образом, управленческие отношения регулируются совокупностью  социальных норм и процедур их реализации, которые обеспечивают нормальное функционирование и развитие систем.

Социальное регулирование — это мероприятия по поддержанию социальной справедливости в коллективе и совершенствование социальных отношений между работниками.

Средствами социального  регулирования служат коллективные договоры, соглашения, контракты, взаимные обязательства, правила внутреннего  распорядка, уставы, правила этикета, ритуалы. Сюда также относят очередность  удовлетворения социальных нужд в зависимости  от трудового стажа, производственной активности работников и прочее.

Социальное регулирование  направлено на стимулирование коллективной, личной инициативы работников и интереса их к работе.

Социальное планирование, как метод социального управления, реализуется составлением плана  социального развития организации. План социального развития, состоит  из четырех разделов:

·совершенствование социальной структуры коллектива;

· совершенствование условий работы;

· повышение жизненного уровня, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;

· повышение трудовой и общественной активности работников, развитие самоуправления.

План социального развития трудового коллектива является составной  частью комплексного плана экономического и социального развития.

Социально-психологические  методы имеют большое значение в  управлении персоналом. Они позволяют  определить статус и роль сотрудника в коллективе, уровень его психологической  совместимости с другими работниками, выявить неформальных лидеров и  определить их направленность, связать  мотивацию людей с конечными  результатами производства. В конечном итоге социально-психологические  методы способствуют созданию устойчивых коммуникаций, сплочению коллектива и предотвращению конфликтов, повышают эффективность труда. 

 

 

 

2. Практическое  задание

Общая характеристика предприятия.

Объектом исследования выбранторговый магазин «Агу-шка» ИП  А.С.Спасенов. Этотмагазин занимается продажей детских товаров (игрушек, детских вещей, продуктов питания, книг, колясок, кроваток и т.п.). Форма собственности – индивидуальный предприниматель (физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).

Усилия администрации  и всего трудового коллектива направлены на повышение качества обслуживания клиентов, совершенствование и развитие технической базы, расширения ассортимента и улучшение условий труда и решение социальных вопросов.

 

 

 

 

 

Внешняя и внутренняя среда организации

Факторы прямого  воздействия


 законы и             демографические


Поставщики конкурентыпотребителигос.органы                 факторы


 


ввввввввввнутренн






 


 

 


 


                 экономические                     природно-научно-техничес-

  факторы экологические                кий прогресс

 

Факторы косвенного прогресса

внешняя среда

 

 

Внутренняя среда организации  – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое  непосредственное воздействие на функционирование организации.

К внутренней среде предприятия  относятся:

  • Техника– это оборудование, помещения, компьютеры, кассовые аппараты, транспортнеобходимые для нормального функционирования организации;
  • структура управления (линейно-функциональная структура) –включает в себя штатное расписание, должностные инструкции и другую документацию, регламентирующую работу внутри организации.Все это направлено для достижения цели предприятия – получение прибыли.
  • финансовые ресурсы – т.е. денежные средства, необходимые для функционирования производства;
  • персонал, который состоит из непосредственного руководителяи рабочих, выполняющих различные функциональные обязанности (обслуживание рабочих помещений и оборудования, ведение финансового учета, обслуживание клиентов);

Внешняя среда – находящиеся вне пределах компании, но оказывающие на неё существенное воздействие факторы. Факторы бывают прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия  относятся:

  • Потребители – это жители г. Арсеньева и близлежащих поселков (Чернышевка, Сысоевка, Варфаломеевка и др.). Для данной организации потребители это люди у которых есть дети. К тому же потребители детской продукции будут существовать в любом случае, не зависимо от экономических, политических и прочих факторов.
  • Поставщики. Поставщики являются одним из важнейших факторов, влияющим на внутреннюю среду организации. Так как если у них возникнут проблемы с поставкой необходимой продукции, либо споры с организацией по вопросам сроков, сумм и д.р., то возникнет срыв работы организации.
  • Конкуренты. Конкуренты являются не менее важным звеном во внешней структуре организации, более низкие цены на товары у конкурентов, выше качество товара, система скидок, известные бренды товаров, реклама может «переманить» клиентов и сказаться на сбыте своего товара.
  • демографический, т.е. плотность населения и состав, естественным образом влияют на уровень продаж;
  • Законы и государственные органы –  Лицензии, Госгортехнадзор России. Фактор, который нельзя не учесть при анализе внешней среды, так как существуют  различные государственные органы призванные контролировать качество, сертификацию продуктов питания, игрушек, правила их реализации, санитарные нормы и т.п.

Информация о работе Методы управления