Методы выбора инновационной стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 13:16, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении методов выбора инновационной стратегии.
Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность инноваций;
- дать характеристику инновационных стратегий;
- описать методы выбора инновационных стратегий в организации;
- разбить инновационные стратегии на виды и классифицировать их.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..……………………….3
1. Понятие и сущность инноваций……………………...……………………….4
2. Характеристика инновационных стратегий…..……………………………...5
3. Метод выбора инновационных стратегий в организации….…..…………...9
4. Классификация и виды инновационных стратегий…...….………………...13
Заключение………………………………………………………………...………..…19
Список источников и литературы……………………………………………………20

Файлы: 1 файл

контр.работа ИМ.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

Филиал РГГУ в г. Ярославле

 

 

 

 

 

 

 

  • Корнякова Людмила Николаевна

 

МЕТОДЫ ВЫБОРА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

 

 

Реферат

по  дисциплине «Инновационный менеджмент»

студентки 5 курса заочной  формы обучения

специальности «Менеджмент  организации»

группы № 51-МР

 

 

 

                • Преподаватель

    Н.И.Кадырова

     

     

     

     

     

     

     

    Ярославль  2013

    Содержание

    Введение………………………………………………………..……………………….3 
    1.          Понятие и сущность инноваций……………………...……………………….
    2.          Характеристика инновационных стратегий…..……………………………...5 
    3.          Метод выбора инновационных стратегий в организации….…..…………...9 
    4.          Классификация и виды инновационных стратегий…...….………………...13 
    Заключение………………………………………………………………...………..…19 
    Список источников и литературы……………………………………………………20 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

    Роль и значение инноваций в  повышении эффективности общественного  производства общеизвестны. Однако для многих предприятий, инновации могут представлять определенную угрозу. Они могут разрабатывать и осваивать различные новшества, но одновременно проявлять неспособность предвидеть последствия новых научно-технических достижений, удерживаться на необходимом уровне и направлениях инновационной деятельности. Это нередко приводит к ухудшению финансово-экономических показателей, потере занимаемой доли рынка и, в конечном счете, даже к банкротству.

    Следовательно, тема моей контрольной работы является актуальной и важной, так как проблема заключается не только в самих инновациях как таковых, а так же в эффективном управлении ими.

    В стратегическом управлении инновациями  на переднем плане стоят реальные факты и потенциальные возможности, которые предприятие должно учитывать, чтобы обеспечивать себе успешное развитие в будущем.

    Единой модели инновационной стратегии, как и единого стратегического  управления, не существует по одной простой причине – каждая фирма по своим характеристикам уникальна. Отсюда следует, что  содержание стратегического управления инновационным процессом уникально для каждой фирмы.

    Цель данной работы заключается  в изучении методов выбора инновационной  стратегии.

    Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:

    - раскрыть понятие и сущность инноваций;

    - дать характеристику инновационных стратегий;

    - описать методы выбора инновационных стратегий в организации;

    - разбить инновационные стратегии на виды и классифицировать их.

    Работа состоит из введения, четырех  глав, заключения и списка источников и литературы.

    1. Понятие и сущность инновации

    Приступая к исследованию методов  выбора инновационной  стратегии на предприятии, первоочередным шагом является определение понятия инновация.

    «Нововведение (инновация) – объект, внедрения в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога; характеризуется более высоким технологическим уровнем, иными потребительскими качествами товара и услуги по сравнению с предшествующим аналогом».

    Понятие «нововведение» применяется  ко всем новшествам как в производственной, так и организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной  и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающую экономию затрат или  даже создающих условия такой экономии.

    Инновации способствуют развитию технологической  и хозяйственной системы, достижению ею оптимального состояния. В то же время, неожиданно появившееся новшество может негативно повлиять и на этот процесс или нарушить нормальный ход текущей работы».

    Потребность в инновациях возникает  у фирмы под воздействием внешних (обострение конкурентной борьбы, задачи завоевания новых рынков, появления новых знаний и т.д.) и внутренних факторов (неблагоприятные условия труда, рост затрат, несоответствия между тем, что есть, и тем что должно быть, ит.п.).

    Инновации вызывают некоторые весьма серьезные проблемы - досрочное моральное устаревание элементов производственной системы при сохранении их нормального физического состояния, необходимость осуществления нововведений в смежных областях нарушающих общую стабильность в них и вызывающих экономические потери и пр.

    Инновациям препятствуют недостаток средств, патентные ограничения, сопротивления персонала, высокие налоги, отбирающие у организации необходимые финансовые средства, требования антимонопольного законодательства.

    В то же время инновациями благоприятствуют поддержка руководством новаторства, постоянный объем информацией, стимулирование научной деятельности, высокий творческий потенциал сотрудников, пригодность для осуществления инноваций существующих технологий и оборудования, хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.

    Любые стратегические меры, предпринимаемые  фирмой, носят инновационный характер, поскольку они так или иначе основаны на нововведениях в его экономическом, производственном или сбытовом потенциалах.

    Стратегия развития фирмы предусматривает  обеспечение использования научно-технических  достижений в области организации, техники и технологии, т.е. комплекса инноваций. Однако для целей организации управления и планирования инновационных процессов целесообразно их обособленное рассмотрение в рамках специально выделяемой стратегии нововведения. 

    2. Характеристика инновационных стратегий

    Инновационная стратегия предприятия должна повышать или поддерживать конкурентный статус выпускаемой продукции.

    Необходимо отметить, что сущность современного этапа развития как  национальной экономики в целом, так и отдельных предприятий, отражает такая категория, как «инновационное развитие», которая достаточно широко в последние годы освещалась в отечественной и зарубежной литературе.

    Вместе с тем инновационное  развитие предприятия представляет собой не только основной инновационный  процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т.е. инновационного потенциала.

    До последнего времени в России на всех уровнях управлении инновациями (федеральном, региональном, отраслевом, институциональном) господствовала продуктовая  ориентация инноваций, т.е. ориентация на производство новшеств. По этой концепции процесс инноваций отражает продуктовую ориентацию, когда позиции потребителя по отношению к производителю очень слабы. В этом случае все условия, связанные с созданием, освоением и распространением новшеств, диктует производитель.

    Переход к рыночным отношениям, структурная  перестройка производства и усложнение общественных потребностей привели  к усилению позиций потребителя. Хотя в последние годы требования потребителя в известной мере отражаться в создаваемых новшествах, но, тем не менее, этот процесс (в целом положительный) не смог приблизить инноватора (инициатора новшества) к потребителю.

    Исследователь, конструктор и технолог остаются пока изолированными от рынка. Они еще не в состоянии оценить  коммерческий потенциал инноваций и их способность удовлетворять известные личные и производственные потребности. Поэтому необходим альтернативный, новый концептуальный подход. Таким может быть подход, ориентированный на потребителя, на рынок.

    При данном подходе инновационный процесс рассматривается как передача знаний (научных, технических) в сферу удовлетворения нужд потребителей. Продукт-новшество при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.

    Также, следует отметить, что стратегическое управление инновациями – это значительно более широкое понятие, чем перспективное планирование крупномасштабных новшеств. Оно включает:

    - ситуационный анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в том числе внешних (продукты, рынки, поставщики, патенты и лицензии) и внутренних (новые технологии, финансирование, сотрудники, технический уровень);

    - потенциал сферы исследований и разработок;

    - систему управления и ее организационные формы;

    - этику и культуру предпринимательства (философия и предпринимательская политика).

    Инновационная стратегия – одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, потребителей.

    Стратегическое управление инновациями  является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы  управления, планирования и реализации инновационных проектов, имеет дело с процессом предвидения изменений в экономической ситуации фирм, поиском и реализацией крупномасштабных решений, обеспечивающих ее выживание и устойчивое развитие за счет выявленных будущих факторов успеха.

    Стратегия инноваций предполагает приобретение конкурентных преимуществ с помощью создания принципиально новых товаров или технологий, или удовлетворения существующих осознанных или неосознанных потребностей новым способом.

    Фирмы, выбравшие данную стратегию, стремятся сформировать конкурентное преимущество за счет осуществления радикальных инноваций в различных сферах и получают возможность создания сверхприбыли за счет скачка в рентабельности продаж или за счет создания нового сегмента потребителей. Альтернативой является продажа новой технологии другим заинтересованным фирмам.

    Статистика свидетельствует, что деятельность по созданию инноваций характеризуется высоким уровнем риска. Кроме того, инновационные фирмы должны иметь высококвалифицированный персонал, достаточные финансовые ресурсы для создания и выведения новинок на рынок. Такая стратегия присуща либо крупным фирмам, либо наоборот, небольшим предприятиям.

    Необходимость в стратегии возникает, и когда требования со стороны  общества из-за, например, резких социально-политических изменений заставляют предприятия резко менять свои ориентиры.

    Разработка стратегии инноваций  начинается с формулирования общей  цели предприятия (корпорации, объединения). После формулирования общей цели определяются конкретные цели. Достижимость конкретных целей зависит от их реалистичности в экономической обстановке, складывающейся к моменту реализации стратегии.

    Реалистичность их можно обеспечить на основе прогноза экономической обстановки, изменений внешней среды. При  этом анализируются политические, экономические, научно-технические, социальные и экологические факторы. Основной целью прогноза является выяснение того, что предприятие могло бы предпринять для использования благоприятных возможностей и как ответить на угрозы, обусловленные будущими изменениями экономической обстановки. Значимость прогнозирования изменений внешней среды, экономической обстановки при окончательной формулировке инновационной стратегии состоит: в выявлении будущих угроз и благоприятных возможностей; исключении неожиданностей; поиске новых конкурирующих технологий (изделий, продуктов).

    Стратегия нововведений предполагает объединение целей технической  политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых  технологий и видов продукции. Она  предусматривает выбор определенных объектов исследований, с помощью которых предприятие стремится содействовать в первую очередь систематическим поискам новых технологический возможностей.

    В этом смысле стратегическое управление инновациями ориентируется на достижение будущих результатов непосредственно через инновационный процесс  (стадия исследований, ввод нововведений в производственное использование, ввод нового продукта в рыночную среду). 

    3. Методы выбора инновационной стратегии в организации

    Выбор инновационной стратегии зависит от многих факторов: рыночной позиции фирмы и динамики ее изменения, производственного и технологического потенциала предприятия, вида производимого на фирме товара, а также внешних факторов.

    Но существуют некоторые основополагающие подходы или принципы выработки инновационных стратегий и осуществления стратегического управления инновациями.

    Стратегическое управление организацией – это основа современного менеджмента  в условиях постоянных изменений  окружающей среды, ужесточающейся конкуренции. При этом наиболее сложны в управлении инновационные стратегии развития организации.

    Стратегическое управление – это  такое управление инновационной  фирмой (организацией), которое, опираясь на научный потенциал как основу, ориентирует ее инновационную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит современные изыскания, отвечающие требованиям конкуренции и позволяющие добиться преимуществ, что в совокупности дает возможность фирме выжить в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

    Стратегию рассматривают и как детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для осуществления миссии организации и достижения ее целей. Различая понятия стратегии и тактики, они видят особенности второй в том, что она разрабатывается в процессе развития стратегии, часто формируется на уровне среднего звена, рассчитана на более короткий период времени и имеет быстро проявляющиеся результаты.

    Информация о работе Методы выбора инновационной стратегии