Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 13:16, реферат
Цель данной работы заключается в изучении методов выбора инновационной стратегии.
Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность инноваций;
- дать характеристику инновационных стратегий;
- описать методы выбора инновационных стратегий в организации;
- разбить инновационные стратегии на виды и классифицировать их.
Введение………………………………………………………..……………………….3
1. Понятие и сущность инноваций……………………...……………………….4
2. Характеристика инновационных стратегий…..……………………………...5
3. Метод выбора инновационных стратегий в организации….…..…………...9
4. Классификация и виды инновационных стратегий…...….………………...13
Заключение………………………………………………………………...………..…19
Список источников и литературы……………………………………………………20
Разработка инновационной
Рассматривая цели как некое
предвосхищение результата, на которые
направлены усилия инновационного менеджмента,
их разделяют на:
- функциональные (поддержание достигнутого
состояния системы);
- новые (приобретение нового
качественного состояния
На каждой из стадий жизненного цикла инновационной фирмы происходит определенное сочетание тех и других.
Например, на стадии «текущая деятельность» ставятся в основном функциональные цели, направленные на поддержание баланса достигнутого ранее состояния системы, а на других – обычно только новые цели.
Они требуют выхода на новые ориентиры и критерии равновесия в системе, новые решения и организационные структуры, т.е. вызывают необходимость разработки и осуществления комплекса действий, которые определяются как стратегии.
В новых целях должны быть учтены
научно-технический и
Важнейшими задачами управления инновационным процессом являются разработка и реализация инновационной стратегии данного хозяйственного образования, которые подчинены общей стратегии. Инновационная стратегия задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.
В стратегическом управлении оперируют сложными целями, которые призваны решать следующие задачи:
- ознакомление с проблемой путем сопоставления существующего состояния с желаемым – функция инициативы;
- выработка руководящих требований к действиям – инструмент управления;
-
определение критериев оценки информации
и выбора альтернатив – принятие решений;
- обеспечение бесконфликтного сосуществования
лиц, принимающих решения - инструмент
координирования;
- создание предпосылок для последующего контроля – инструмент контроля.
Цели предприятия в целом
– ожидаемое состояние
Цели функциональных сфер деятельности – директивные задания для функциональных подразделений предприятия, которые закладываются в основу разработки стратегий, планов мероприятий и программ в этих сферах и подразделениях.
Стратегические цели фирмы характеризуют количественную или качественную сторону ожидаемого результата. К количественным относятся цели: рыночные (оборот, рост, доля рынка), экономические (прибыль, рентабельность), финансовые (структура капитала, ликвидность). К качественным – стандарт качества продукции, независимость фирмы, стратегический облик фирмы (миссия), инновационное проведение, постановка сервисного обслуживания клиентов, уровень управления фирмой, политическое и общественное влияние.
Стратегические инновационные цели формируются в виде декларации о намерениях, на основе которых определяются предпринимательская концепция, базовые и функциональные стратегии, реализующие эту концепцию, а также разрабатывается система оперативных планов, обеспечивающих реализацию стратегий.
Стратегический диагноз – это распознание ситуации на ранней стадии, слежение за ситуацией.
Стратегический анализ – это определение стратегических зон, анализ окружающей среды.
Формулирование стратегии – выбор стратегии, разработка программ.
Оценка программ – каждая программа оценивается и встраивается в общую политику предприятия.
Реализация стратегии – функциональный, проектный, продуктовый менеджмент.
Стратегический контроль – контроль за реализацией стратегий.
При окончательном выборе и формулировании
стратегии инноваций важно
В таких случаях стратегию
Предварительно выявленные и обоснованные
пути достижения целей и сопоставление
прогнозов экономической
4. Классификация и виды инновационных стратегий
Стратегии вообще и инновации в частности направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на измерение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий обуславливается составом компонентов внутренней среды предприятия.
Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп:
- продуктовые (портфельные,
- функциональные (научно-техниические, производственные, маркетинговые, сервисные);
- ресурсные (финансовые, трудовые, информационные материально-технические);
- организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления). Это специальные инновационные стратегии.
Теория и практика стратегического и проектного управления выработала ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии обычно называют базовыми или эталонными. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также стратегиями развития или стратегиями роста фирмы.
Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы: стратегии интенсивного развития; стратегии интеграционного развития; стратегии диверсификации; стратегия сокращения.
В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Другие стратегии обладают тем или иным инновационным аспектом. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий.
Каждая стратегия роста в процессе своей реализации образует тот или иной поток стратегических изменений как внутренней, так и внешней среды фирмы. Многие из этих изменений новы и неожиданны для фирмы и ее контактной аудитории, т.е. стратегиям присущ инновационный характер.
При стратегии интенсивного роста организация постепенно наращивает свой потенциал путем лучшего применения своих внутренних сил и оптимального использования, представляемых внешней средой, возможностей.
Известны три стратегии интенсивного роста. В первой из них, направленной на более глубокое проникновение на данный рынок с данным продуктом, инновационная составляющая незначительна. Вторая стратегия, направленная на развитие рынка, заключается в писке нового рынка для данного продукта и закреплении на нем. Она содержит в основном маркетинговую инновацию. Третья стратегия – развития товара – состоит в модернизации или создании нового товара для его реализации на данном рынке. Здесь мы имеем дело с продуктивной инновацией.
Стратегии интенсивного роста – это стратегии интеграции с поставщиками и снабженческими структурами (вертикальная интеграция вниз), стратегия интеграции с промышленными потребителями и сбытовыми структурами (вертикальная интеграция вверх), стратегия интеграции с отраслевыми разрабатывающими и производящими организациями (горизонтальная интеграция). Все три стратегии интеграционного роста связанны с организационными инновациями.
В группу стратегии диверсификации входит стратегия конструкторской диверсификации (ее называют «центрированной», поскольку технология, отрасль и рынок не изменяются). Она направлена на поиск и использование заключенных в существующем деле (бизнесе) дополнительных возможностей для производства конструктивно новых продуктов.
При этом имеющееся производство остается в центре дела, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены на освоенном рынке, используемой технологии (технология должны быть «плодотворной»), опоре на другие сильные стороны предприятия. Это стратегия внутриотраслевой и внутрирыночной продуктовой инновации, использующая эффект синергии.
Еще одна стратегия диверсификации – это конгломеративная («чистая», или полная) диверсификация. Фирма осваивает виды деятельности, не связанные с ее традиционным профилем ни в техническом, ни в коммерческом плане. Портфель продукции обновляется радикально. Возникает ситуация «новая продукция – новый рынок»: в наличии и продуктовая, и маркетинговая инновация; риск и сложность управления удваиваются.
Стратегии сокращения заключается в выявлении и сокращении нецелесообразных издержек, могут повлечь за собой инновационные мероприятия: применение новых эффективных материалов, технологий, методов управления, организационных структур.
Существует множество
Инновационные стратегии можно разделить на институциональные (на уровне предприятия) и центральные (на государственном уровне).
Центральная инновационная стратегия означает реализацию запланированных на государственном уровне конкретных инновационных мероприятий (например, программа исследований и разработок, направленная на развитие какой-то промышленной отрасли), формирование внешних ифраструктурных условий, повышающих инновационных динамизм предприятий и способствующих их развитию, а также модернизации внутреннего механизма предприятия и системы связей.
Следовательно, центральная инновационная стратегия – это способ содействия развитию народного хозяйства, когда на внешние условия функционирования предприятия (учреждения) и внутренний механизм оказывается такое содействие, которое позволяет ускорить техническое развитие и тем самым повысить уровень экономической эффективности. Ее цель заключается в создании наиболее благоприятных условий технического и хозяйственного развития.
На основе классификации К. Фримана
различаются следующие
Традиционная – предприятие стремится только к повышению качества существующих продуктов, поэтому наверняка в долгосрочной перспективе оно будет отставать сначала в технико-технологическом, затем и в экономическом отношении.
Оппортунистская – предприятие занято поисками такого продукта, который не требует слишком больших затрат на исследования и разработки, но с которым оно в течение определенного времени сможет единолично присутствовать на рынке. Поиск и использование такие секторов предполагают глубокое знание рыночной ситуации, высокий уровень технико-технологического развития и адаптационные способности. В этом случае высокая степень риска быстрой утраты монопольного положения.
Имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Новая технология приобретается у других, например, путем закупок лицензий. Лицензия стоит намного дешевле, приобретается быстрее и действует надежнее, чем собственные разработки, изобретения. Это успешная стратегия, но для адаптации оригинального и создающего монопольную ситуацию продукта умственного труда (изобретения) необходимы высокая специальная квалификация и неутомимое поддержание достигнутого уровня.
Оборонительная – предприятия проводят исследования и разработки без претензий на занятие ведущих позиций, их цель заключается в том, чтобы не отстать от других в области технико-технологического развития и повысить технический уровень производства. Это весьма затратоемкая стратегия. Она используется главным образом в обособленных (государственных) научно-исследовательских учреждениях.
Зависимая – наблюдается преимущественно на мелких предприятиях, которым крупные вменяют новый продукт или производственный метод.
Наступательная – амбиция в данном случае заключается в том, чтобы быть первым на рынке.
Е.В. Любимова приводит следующую классификацию инновационных стратегий:
Наступательная – ей присуще
большой риск и высокая возможная
окупаемость. Она требует от руководителей
определенной квалификации в осуществлении
научно-технических
Защитная - предполагает высокий риск и пригодная для фирм, способных получать прибыль в условиях конкуренции. Для этого необходимо завоевать значительную долю рынка и поддерживать норму прибыли посредством низких издержек производства. Как показывает зарубежный опыт, успех при этом ожидает те фирмы, которые имеют сильные позиции в производстве и маркетинге.
В то же время надо сохранять достаточный научно-технический потенциал, чтобы быстро ответить на нововведения, внедренные конкурентом.
Промежуточная – сводится к разумной конкуренции. Успех, при этом, достигается за счет самостоятельного проведения эффективной инновационной политики с тем, чтобы не отстать от ведущей фирмы, в то же время необходимо избегать риска на рынке высокого уровня потребителей с тщательным отбором продукции.
Такую стратегию можно назвать пассивной, так как она означает смену товара, который не требует серьезных изменений в средствах и технологиях производства, не нуждается в значительных дополнительных затратах умственного труда, не приводит к коренным изменениям в технико-технологическим характеристиках.