Межличностные конфликты в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что трудовой конфликт может вести к повышению эффективности организации или приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.
Следовательно, цель данной работы – изучить природу трудового межличностного конфликта и раскрыть профилактику конфликтных ситуаций в организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………... 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………... 5
1.1 Сущность и причины возникновения конфликта…………….. 5
1.2 Причинно-следственные условия возникновения конфликтов
в организации……………………………………………………………….. 8
1.3 Технологии управления конфликтами в опыте
отечественных и зарубежных организаций…………………….………… 10
2 АНАЛИЗ КОНФЛИКТНОСТИ ПЕРСОНАЛА ООО
«ГИТМА» ГОСТИННИЦЫ «ТУРИСТ»………………………………….. 14
2.1 Организационная характеристика предприятия……………… 14
2.2 Анализ причин и последствий конфликтов на предприятии… 14
2.3 Оценка эффективности управления конфликтами на предприятии……………………………………………………...
18
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
КОНФЛИКТАМИ В ООО «ГИТМА» ГОСТИННИЦЫ «ТУРИСТ»…... 21
3.1 Совершенствование коммуникативных качеств персонала….. 21
3.2 Игровые технологии как механизм разрешения конфликтов... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………… 28

Файлы: 1 файл

С рамкой.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

В имеющихся конфликтах внутри смен не наблюдается накала страстей, избыточного проявления агрессии в поведении работников. Конфликтное поведение выражается в спорах между работниками и выяснении отношений.

Проявление  конфликтного поведения работников в гостинице «Турист» может частично объясняться и наличием отрицательных мотивов у работников, оно неразрывно связано с потребностно-мотивационной сферой личности. Руководители организаций на вопрос: «Чего хотят добиться работники во время конфликта?» – единодушно отвечают, что они хотят добиться для себя привилегий либо требуют наказать других по каким-то причинам, а иногда просто «пошуметь», что на языке психологии называется проявлением агрессии в поведении. В отдельных случаях сотрудники не могут понять причины конфликта либо не вникают в них.

Большинство респондентов считают, что 60-90% конфликтов возникают из-за недостатков в  техническом и кадровом обеспечении, неукомплектованности «Турист» работниками, некомпетентности некоторых сотрудников, «занимающих хорошие должности». Из-за нехватки обслуживающего персонала работники вынуждены выполнять работы, не относящиеся к их непосредственной компетенции. Эта ситуация расценивается работниками как конфликтная. Внеплановые работы также вызывают неудовольствие и в 80% случаев приводят к конфликтам. В таблице 2.2 отражена структура и динамика конфликтности в «Турист».

 

Структура и динамика конфликтов в  гостинице «Турист»

за период 2007-2009 годы

Таблица 2.2

Конфликты

2007

2008

2009

Отклонение

2008 / 2007

2009 / 2008

(+, -)

(%)

(+, -)

(%)

Между линейными руководители

10

18

16

+8

180

-2

88,9

Между сотрудниками подразделений

19

17

23

-2

89,5

+6

135,3

Между линейными руководителями и сотрудниками подразделений

8

7

9

-1

87,5

+2

128,6

Итого

37

42

48

+5

113,5

+6

114,3


Из  данных таблицы 2.2 видно, что конфликтность в гостинице повышается, основное количество конфликтов происходит между сотрудниками подразделений, однако присутствуют и конфликты между руководителями.

Все это отрицательно влияет на рабочий  процесс в гостинице.

Организационные конфликты возникают в гостинице «Турист» чаще всего между работниками службы номерного фонда. Основная причина – в отсутствии средств коммуникации, свойственных современной форме обеспечения рабочего процесса гостиницы.

Проще говоря, конфликты между горничными и рабочими возникают из-за невозможности быстро передавать нужную рабочую информацию. В 2009 году в гостинице «Турист» возникло 23 конфликта между горничными, которые вынуждены искать друг друга в номерном фонде гостиницы, чтобы передать рабочую информацию.

 

Анализ конфликтов работников службы номерного

фонда гостиницы «Турист»

Таблица 2.3

Участники конфликта

Количество дней конфликтной  ситуации

Был ли задействован руководитель в решении конфликта

Решен ли конфликт

Селезнева Ю.А., Корнева  И.М.

2

-

+

Аникеева Т.А., Селезнева Ю.А.

1

-

-

Аникеева Т.А., Серов  Ю.Ю.

1

+

+

Исмаилов И.К., Аникеева Т.А., Серов Ю.Ю.

5

+

+

Шпонкин Е.Р., Конев В.А.

1

+

-

Заборная С.Д., Евсеев И.Л.

1

-

-

Киселева О.Л., Сатейкина  А.А.

2

-

+

Аникеева Т.А., Селезнева  Ю.А.

2

-

-

Аникеева Т.А., Селезнева  Ю.А.

1

-

-

Исмаилов И.К., , Серов  Ю.Ю.

1

-

-

Копейкина В.Д., Мельникова Е.В.

3

-

-


 

В таблице 2.3 отражены участники данных конфликтов и информация о длительности конфликтов. Как видно из таблицы 2.3 в гостинице «Турист» руководители практически не вмешиваются в решение конфликтных ситуаций, работники сами выстраивают отношения и большинство конфликтов перерастают в межличностные и не находят своего решения.

Все это отражается на работоспособности  и коммуникабельности

сотрудников службы номерного фонда и приводит к непроизводительным потерям рабочего времени.

 

2.3 Оценка эффективности управления конфликтами на предприятии

Руководство гостиницы «Турист» в  целях управления конфликтами использует следующие методы:

  • анализ социограммы;
  • личные беседы с подчиненными;
  • применение санкций.

Для исследования по теме проведена  социометрия («социальное измерение») – способ исследования эмоционально-непосредственных отношений и конфликтности внутри малой группы, разработанный Дж. Морено.

Социометрия является средством получения данных о том, как члены социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий-антипатий, путем проведения социометрического опроса – опроса, направленного на получение информации о межличностных отношениях в группе путем фиксации предпочтений, чувства симпатии, антипатии и т.д.

Основным методологическим средством  социометрии является так называемый социометрический тест. Он составляется из вопросов (критериев выбора), адресованных каждому члену конкретной социальной группы.

Обследуемой группе (10 сотрудников) был  предложен следующий критерий выбора:

С кем из сотрудников вы бы пошли (не пошли) работать в одну смену? Следует  отметить, что обследуемым ограничили число выборов. В частности, необходимо было сделать 6 выборов: 3 положительных и 3 отрицательных.

После проведения опроса необходима обработка результатов.

По мнению ученых, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависят от занимаемого им положения в структуре группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником, приводящим к конфликтности.

Критерием выбора является желание  человека совместно с кем-либо что-то делать (в труде, учении, досуге и  т.д.). Чем важнее для человека деятельность, для которой производится выбор партнера, тем сильнее критерий выбора.

В результате проведенного практического  исследования можно сделать следующие  выводы:

  • люди очень неравнозначны в оценке той группы, в которой они функционируют – это было замечено в ходе проведения социально-психологической самоаттестации группы как коллектива;
  • можно сделать предположение, что это зависит от их системы ценностей, особенностей восприятия ими реалий окружающего мира, а также от того, какое положение в группе они занимают. Так, становится понятным, почему «лидер» даст высокую оценку своей группе: он занимает в ней хорошее положение, здесь его ценят, к его мнению прислушиваются, ему легко общаться с другими членами группы, как следствие, его потребности в общении и хорошем к себе отношении удовлетворяются. Совершенно иначе обстоит дело у «отвергаемого», у которого совсем не реализована потребность в социальном одобрении.

Межличностные отношения подвержены изменениям. Они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться, то есть находятся в постоянной динамике.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что ядро межличностных отношений  составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга. Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которыми строится общение.

При соответствующем опыте действия в конфликтных ситуациях потенциальные конфликты могут быть вообще предотвращены или разрешены и даже использованы в качестве источника улучшения отношений с другими людьми и самосовершенствования. Задача состоит не в том, чтобы уйти от конфликта, который потенциально возможен во всех общественных отношениях и ситуациях внутреннего выбора, а в распознавании конфликта и контроле над ним

с целью получения наилучшего итога.

Таким образом, межличностные отношения  в гостинице «Турист», рассмотренные как система определенных шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают его преемственность между данными партнерами и представляют собой сложное образование. Благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений, можно говорить о типичных межличностных ролях, о системе шаблонов понимания, координации и согласования поведения людей, составляющих пару.

Руководство гостиницы «Турист» использует также  личные беседы как средство управления конфликтом.

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ООО «ГИТМА» ГОСТИНИЦЫ «ТУРИСТ»

3.1 Совершенствование коммуникативных качеств персонала

 

В целях совершенствования управления конфликтами в гостинице «Турист» предлагается разработка и проведение тренинга по совершенствованию коммуникативных качеств управленческого персонала, который будет способствовать скорейшему и эффективному решению конфликтов их подчиненных.

Основная цель тренинга по совершенствованию  заключается в повышении уровня социально-психологической компетентности управленческого состава и развитии у них умений на каждом этапе карьеры.

В тренинге участвовали 4 человека, осуществляющие свою деятельность в соответствии с  разными стилями руководства  – зам. по экономике и финансам, начальник отдела кадров, главный  менеджер, линейный менеджер.

Тренинг проводился на базе отдыха в 5-дневный срок с полным отрывом  от работы и семьи.

Ежедневная программа включала и общий распорядок дня: подъем, совместное питание, занятия с 9.00 до 22.00 с перерывами через каждые 1,5-2 часа по 15-20 минут, 1 час отводился на спортивные игры (волейбол), 1 час – на обед. Тренинг проводился психологом-тренером и одним специалистом по управлению.

В результате тренинга его участники  смогли:

  • посмотреть на себя со стороны и получить информацию об особенностях своего характера, поведения, мешающих общению, работе и о возможностях развития в соответствии с занимаемой должностью и стилем работы;
  • приобрести знания и умения, позволяющие лучше понимать других людей, как в обществе, так и в хозяйственной деятельности;
  • овладеть приемами ведения деловой беседы: получения информации; активного слушания, вербальных и невербальных средств установления контакта, снижения напряжения, разрешения конфликта, аргументирования, ведения групповых обсуждений;
  • расширить диапазон ролевого и стилевого поведения;
  • получить знания и умения разрешать проблемы, возникающие в процессе работы, групповыми методами;
  • освоить структурно-функциональные связи между подразделениями;
  • улучшить коммуникации и взаимоотношения между представителями различных подразделений.

Таким образом, в результате тренинга происходят сдвиги в позитивном направлении  как в характеристиках социальной перцепции стиля деятельности, так  и в применении техник ведения  партнерской беседы, решения проблем, убеждения собеседника.

Изменения в умении устанавливать контакт, снимать эмоциональное напряжение в беседе, слушать собеседника, учитывать его интересы и убеждать оценивались с помощью разработанной самооценочной анкеты (СОЭ), которая заполнялась самими участниками тренинга до и после тренинга, и анкетой для экспертов (ЭО), заполнявшейся сотрудниками до тренинга и после него. Анкеты заполнялись на всех участников тренинга.

Анализ данных, полученных с помощью  самооценочной и экспертной анкет, показывает, что в начале тренинга самооценка по всем шкалам были выше экспертных оценок. Экспертные оценки давались сотрудниками и рассматривались нами как более объективные, поскольку в данном случае они отражали коммуникативные навыки и способности человека, проявляемые в общении.

Информация о работе Межличностные конфликты в организациях