Миссия и цели предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:46, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассматривается миссия предприятия, дается определение миссии предприятия, каковы значение миссии для предприятия, основные этапы выработки миссии, а также описываются цели предприятия, их классификация, правило «SMART», указываются преимущества и недостатки миссии и целей предприятия

Содержание работы

Введение
1. Миссия предприятия
2. Определение миссии предприятия
3. Значение миссии для предприятия
4. Основные этапы выработки миссии
5. Цели предприятия и их классификация
6. Правило «SMART»
7. Преимущество и недостатки
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Миссия и цели предприятия.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

3. Создание команды по выработке  миссии организации. Руководитель  проекта формирует команду, в  которую должны войти сотрудники  функциональных подразделений компании, а также консультанты по стратегическому развитию, имеющие опыт выработки миссий в других компаниях.

4. Исследование командой внешних  и внутренних факторов организации,  которые должны найти отражение  в миссии организации.

5. Разработка структуры миссии и её утверждение руководством организации.

6. Написание первоначального варианта  миссии, который является достаточно  полным и развернутым изложением  всех пунктов, включенных в  структуру.

7. Доведение первого варианта  миссии до руководителей всех  подразделений компании для внесения дополнений и предложений.

8. Проведение совещания с руководителями  подразделений компании, обсуждение  первого варианта миссии, рекомендуется  доработать миссию с учетом  всех замечаний.

9. Создание второго, доработанного  варианта миссии.

10. Обсуждение на Правлении компании  доработанного варианта миссии. Топ менеджмент также вносит свои коррективы.

11. После обсуждения миссии компании  на Правлении создается заключительный документ и утверждение миссии первым руководителем организации.

12. Доведение подписанного первым  руководителем варианта миссии  до всех сотрудников организации  и партнёров. 

При выработке миссии любой организации, одну из главных ролей играют ценности, накладываемые руководителем, которых придерживается данная организация в своей деятельности.

Ценности зависят от опыта и  образования сотрудников и формируются  под воздействием внешней среды, т.е. социально-экономического фона организации. Выделяют различные типы ценностных ориентаций организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели предприятия и их классификация 

Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цели являются исходной точкой планирования и лежат в  основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; также цели являются точкой отсчёта в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом. Цели организации должны быть сформулированы с учетом следующих требований:

* четкие временные рамки, на  которые устанавливаются цели;

* конкретность содержания  и реальная достижимость целей;

* непротиворечивость и  согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения;

* адресность (кто? когда?  где?) и возможность осуществления  контроля в ходе реализации  целей. 

Прежде всего, следует различать общие, или глобальные, цели, разрабатываемые для фирм в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей и ориентиров.

Специфические цели разрабатываются в рамках общих  целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях. В отличие от общих, специфические цели бывают двух типов: операционные и оперативные. Первые ставятся перед отдельными работниками, вторые -перед подразделениями. Наряду с уровневой классификацией применяется и организационная, основанная на системном подходе, где для упорядочения множества целей организации применяется их группировка (классификация) по разным критериям, среди которых выделим главные: временной период, степень важности, содержание, значимость, повторяемость, деловая среда, структура, стадии жизненного цикла.

Одним из важнейших  критериев, является период времени, на который устанавливаются цели. По этому критерию выделяют три группы целей:

1. Краткосрочные (текущие) цели обычно относятся к тем задачам, которые следует решить в течение одного года. Эти цели хорошо воспринимаются членами организации в том случае, если они реально достижимы, подкреплены соответствующей мотивацией.

2. Среднесрочные цели охватывают период протяженностью от одного до трех лет. Цели, реализация которых рассчитана на такие сроки, требуют проведения тщательного анализа условий деятельности (в первую очередь рыночной среды), существующих ресурсов организации и возможностей их привлечения. Разработка и достижение среднесрочных целей особенно важны для торговых организаций.

3. Долгосрочные цели обычно относятся  к периоду планирования деятельности  организации свыше трех лет.  Работа на перспективу актуальна  далеко не для всех организаций. Так, организации, осуществляющие торговые операции, не могут быть полностью ориентированы на долгосрочные цели из-за высокой изменчивости рыночного окружения. Тем не менее многие из них ставят долгосрочные цели, но, как правило, детально их не разрабатывают, а рассматривают лишь как ориентиры, как отдаленную веху, вопрос далекого будущего. Эти цели могут иметь мотивирующее значение, поскольку их достижение рассматривается как выдающееся достижение организации, как важный этап ее деятельности. Однако в ряде областей деятельности долгосрочные цели имеют решающее значение, являются главными ориентирами, например в научных разработках.

По степени важности для организации  цели подразделяются на:

1. стратегические, устанавливаемые  на длительный период; важным моментом разработки стратегических целей является ориентация на потребности клиентов, которая нередко предопределяет успех организации в острой конкурентной борьбе;

2. тактические, являющиеся логическим  развертыванием стратегических  целей и устанавливаемые на более короткие периоды (от одного до 3--5 лет для условий стабильного развития); они характеризуются конкретизацией плановых заданий, которые чаще всего получают количественное измерение;

3. оперативные, представляющие  собой детализацию стратегических и тактических целей до уровня задач, которые должны решать конкретные исполнители в своей повседневной работе в пределах года, полугодия, квартала, месяца, рабочего дня.

Группировка целей по содержанию построена  на многообразии интересов организации. Так, в коммерческих организациях превалируют экономические интересы, т.е. стремление получить прибыль, обеспечить дивиденды акционерам и оплату труда работающим и т.п. В соответствии с этим формируется состав экономических целей организации, в котором ключевая роль отводится финансовым показателям. Наряду с этим любая организация ставит цели, отражающие социальные интересы людей (подготовка и обучение персонала, повышение квалификации и продвижение, взаимоотношения в коллективе, условия и содержание труда и т.д.), планируемые организационные изменения (в структуре самой организации и ее системы управления), преобразования в области научных исследований и технологий и т.п. По значимости цели подразделяются на:

1. особо приоритетные, с достижением  которых связано получение главного результата развития организации;

2. приоритетные, необходимые для  успеха и требующие внимания  руководства; 

3. остальные, также важные, но  несрочные цели, нуждающиеся в  постоянном контроле.

Группировка целей по критерию повторяемости имеет значение для разработки способов их достижения. Для постоянных и периодически повторяющихся целей, как правило, в организации имеются методики, а также ресурсы и люди, способные их использовать.

В современных условиях каждая компания связана множеством коммуникаций с другими организациями, составляющими ее деловую среду и оказывающими на нее прямое или косвенное воздействие. По этому критерию все цели подразделяются на внутренние цели самой организации и на цели, связанные с ее деловым окружением - поставщиками, инвесторами, торговыми организациями, банками, страховыми компаниями и пр. Группировка целей по критерию структуры организации позволяет наряду с целями для организации в целом выделить и сформулировать цели входящих в ее состав структурных подразделений. Специфика разработки целей на этом уровне состоит, с одной стороны, в необходимости согласования со стратегическими целями организации в целом, с другой - в учете реальных возможностей распределения заданий между структурными единицами следующего, низового уровня. Функциональный подход к управлению организациями требует установления целей работы всех функциональных подсистем - маркетинга, производства, персонала, финансов и т.д.

Цели организации существенно  меняются на разных стадиях жизненного цикла:

1. На стадии создания любая  компания нацелена на то, чтобы:  выйти на рынки; установить  деловые отношения с партнерами (поставщиками, торговыми организациями  и пр.); изыскать необходимые средства  для стартовой деятельности и  организации бизнеса; выжить.

2. Для стадии роста приоритетными  являются цели, которые отражают  ее успешное позиционирование  на рынке и удовлетворительные  финансовые результаты. Это: дальнейшее  расширение поля деятельности  и рынков; достижение стабильности  и прибыльности, в том числе за счет новых сфер бизнеса; совершенствование структуры управления; привлечение квалифицированных профессионалов по маркетингу, производству, финансам; стратегическое планирование деятельности; поиск новых финансовых источников для поддержания роста.

3. На стадии зрелости цели  организации связаны с: контролем  за финансами; использованием  конкурентных преимуществ, обеспечиваемых  масштабами и высокими темпами  роста; дальнейшим совершенствованием  структуры управления; введением  новых систем и методов управления.

4. Цели завершающей стадии жизненного  цикла связаны с решением проблем  полного прекращения деятельности  и, как следствие, продажи имущества  и увольнения работников; продажи  компании другому собственнику  и адаптации к стадии жизненного  цикла новой организации.

В любой крупной организации, имеющей  несколько различных структурных  подразделений и уровней управления складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более  высокого уровня и целей более  низкого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, т.к. она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня..

Наиболее распространёнными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:

- прибыльность, отражаемая в показателях,  типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и другие;

- положение на рынке, описываемое  такими показателями, как доля  рынка, объём продаж и другие;

- производительность, выражающаяся  в издержках на единицу продукции,  материалоёмкости и другие;

- финансовые ресурсы, описываемые  показателями, характеризующими структуру  капитала, движение денег в организации  и другие;

- мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и другие;

- разработка, производство продукта  и обновление технологии, описываемые  в таких показателях, как величина  затрат, сроки введения в действие  нового оборудования и другие;

- изменения в организации и  управлении, отражаемые в показателях,  устанавливающих задания по срокам  организационных изменений и  другие;

- человеческие ресурсы (кол-во  прогулов, текучесть кадров, повышение  квалификации работников и другие);

- работа с покупателями (скорость  обслуживания клиентов, число жалоб  со стороны покупателей и другие);

- оказание помощи обществу (объём  благотворительности, проведение  благотворительных акций и другие).

Количество и разнообразие целей  и задач менеджмент а настолько велики, что без комплексного, системного похода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

* общая цель, находящаяся в вершине  графа, должна содержать описание  конечного результата;

* при развертывании общей цели  в иерархическую структуру целей  исходят из того, что реализация  подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

* при формулировке целей разных  уровней необходимо описывать  желаемые результаты, но не способы  их получения;

* подцели каждого уровня должны  быть независимыми друг от друга и невыводимыми друг из друга;

* фундамент дерева целей должны  составлять задачи, представляющие  собой формулировку работ, которые  могут быть выполнены определенным  способом и в заранее установленные  сроки.

В качестве удобного апробированного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей рисунок 1.

Рисунок 1. Иерархия целей организации 

Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента. Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. Динамическая модель особенно полезна при разработке перспективных планов предприятия, реализующих его стратегию.

Информация о работе Миссия и цели предприятия