Миссия организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматриваем вопрос о выборе миссии организации. В настоящее время, когда неопределенность внешней среды достаточно велика, в условиях глобального финансового и экономического кризиса многим Российским организациям и иностранным компаниям, работающим на Российском рынке, новым и уже длительное время функционирующим на рынке товаров и услуг, очень трудно создавать и укреплять свое положение на рынке. Развитие рыночных отношений в России предъявляет новые требования к качеству управления, характеру решаемых при этом задач, а также методам их решения. Подходить со старыми мерками к новым явлениям экономической деятельности недопустимо.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
1. Выбор миссии организации…………………………………………………..4
2. Задача № 1……………………………………………………………..……..30
3. Задача № 2……………………………………………………………….…....35
Заключение………………………………………………………………….…43
Список литературы……………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.docx

— 155.82 Кб (Скачать файл)

Анализируя различные  трактовки миссии, можно заметить, что смысл всех их схож. На основе данных определений можно сделать  следующее обобщение.

Миссия - это короткий абзац, обычно в одном предложении, в  котором содержится смысл существования  и главная долгосрочная цель организации. При этом с одной стороны, заявление о миссии является довольно конкретным, с другой стороны, оно не подразумевает выполнения задачи в течение определенного временного интервала. Формулировка миссии организации должна подразумевать постоянное развитие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.

Например, миссией организации  не может быть "предоставление каких-либо товаров или услуг определенному  кругу потребителей". Но вполне может  быть "постоянное расширение возможностей потребителей с помощью предоставления товаров или услуг", если ничем  другим организация в ближайшем  будущем заниматься не собирается.

Г. Форд определил миссию компании "Форд" как предоставление людям дешевого транспорта. Он хорошо понимал, что миссия компании должна быть нацелена на потребителя и решать, прежде всего, проблемы потребителя, а не внутренние проблемы организации, такие как обеспечение прибыли, расширение рынка, рост объема продаж и др.

Миссия известной компании Eastman Kodak звучит так: "Стать мировым лидером в химическом и электронном изображении". Здесь мы видим, что в заявлении прослеживается основная долгосрочная цель компании - "стать мировым лидером", но также конкретизируется в какой отрасли. В то же время, несмотря на то, что мы знаем эту компанию больше как производителя фотопродукции, руководство компании не ограничивает себя только этой продукцией.

Фирма Matsushita Electric видит свою миссию в том, чтобы "способствовать улучшению качества жизни, снабжая общество дешевыми, как вода, электробытовыми приборами". Рассматривая данную миссию, мы видим, что, с одной стороны, она довольно конкретна, потому что:

  • названа сфера деятельности компании - производство электробытовых приборов;
  • прорисована глобальная цель - улучшение качества жизни общества;
  • ясно, каким путем фирма собирается достичь, поставленную цель - снабжение общества дешевыми электробытовыми приборами.

Но при этом

  • устремление фирмы Matsushita Electric сформулировано очень широко и подразумевает наличие самых разных проектов, подводящих к одному глобальному результату;
  • направление развития также сформулировано широко и дает большую свободу в выборе конкретных путей достижения поставленной цели.

Формулировка миссии "Сан  Бэнкс", одного из крупнейших финансовых учреждений мира, является ярким примером, когда миссия является продуктом тщательной и серьезной проработки. Миссия компании "Сан Бэнкс" заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг, таким образом, и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам, обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании.

Еще один пример удачной (по мнению автора) миссии - миссия компании Reyter. Она звучит так: "Предоставление услуг тем, кто стремится совершенствовать систему управления своей фирмой, является нашим единственным бизнесом, удовлетворение потребностей клиентов - наша основная цель". В утверждении миссии компания не ограничивает себя определенным набором клиентов, а готова предоставлять свои услуги всем тем, кто в этом нуждается, с максимальной пользой для потребителя.

Несмотря на то, что российские компании только начинают осознавать значимость миссии для функционирования организаций, многие компании все же имеют заявление о миссии. В качестве примера приведем несколько выдержек из миссий российских компаний.

Корпорация "Довгань" - "защищенное качество, защищенное здоровье". Миссия консультационного центра менеджмента и маркетинга состоит в "содействии экономическому подъему России и завоевании ею достойного места на мировом рынке путем развития российского предпринимательства".

Компания "Радиан" - "обеспечение  региона современными инженерно-техническими средствами охраны ведущих фирм мира, комплексные решения, объединяющие в себе: охранную и пожарную сигнализации, системы видеонаблюдения и ограничения  доступа в помещения, а также  кондиционирование и освещение".

Ограничиваясь этими примерами, можно сделать вывод, что подход к форме и содержанию миссии организаций  чрезвычайно разнообразен, и автор  не берет на себя право судить о  правильности или неправильности их формулировок. Но с достаточной уверенностью можно утверждать, что миссия организации  должна содержать ответ на вопрос: "Зачем организация, собственно, существует?" и в тоже время  не должна ставить ограничений для  ее деятельности: "Мы будем делать только это и только так". Она  должна быть глобальным устремлением, сформулированным таким образом, чтобы  предоставить свободу выбора пути достижения поставленной цели и удовлетворения потребностей клиентов.

В книге Бленчарда К. и Вэгхорна Т. "Миссия возможного, или как стать компанией мирового класса" речь идет о необходимости "определять предназначение организации на основе потребности рынка, а не на основе предлагаемых продуктов и услуг".

Таким образом, если руководство  организации видит свой бизнес только с точки зрения производимого  ею товара или услуги, то ему очень  трудно будет выработать миссию своей  фирмы. Руководству необходимо изменить свое видение, выйти за рамки своей  организации и ее внутренней среды и постараться взглянуть на свой бизнес более глобально, стараясь предвидеть будущее.

Например:

  • ОТ компании по производству устройств для автоматического открывания гаражей К компании по обеспечению легкого доступа в здания и выхода из них.
  • ОТ компании по обучению и развитию К компании по консалтинговым услугам.
  • ОТ телефонной компании К компании по производству коммуникационного оборудования.

Таким образом, миссия организации - это не только то, что мы есть, это  и то, чем мы хотим быть, и каким  образом мы хотим такими стать.

Поэтому выработка миссии является исключительно важным решением для организации - для ее настоящего и будущего.

Итак, как и для чего вырабатывается миссия организации?

Опыт показывает, что многие руководители российских компаний совершенно не понимают необходимости для организации  миссии. Но при анализе работы таких  организаций в их деятельности выявляется ряд отрицательных последствий  отсутствия миссии:

  • различные программы оказываются несогласованными, и работа идет вразброд;
  • ни руководитель, ни кто-либо другой из организации не могут внятно объяснить, зачем создана организация, что влияет на формирование отрицательного имиджа (если даже руководство не может понять, для чего они на рынке, то о каком доверии со стороны спонсоров и общества может идти речь);
  • отсутствие миссии затрудняет планирование; организация либо вообще не знает, куда двигаться дальше, либо каждое обсуждение планов вызывает многочасовые споры.

Четкое понимание миссии имеет столь огромное значение, что  влияет как на дальнейшее развитие организации, так и на само ее выживание. И сейчас в условиях жесткой конкуренции  это имеет прямое доказательство: достаточно привести хотя бы такой  факт, что все зарубежные, а теперь и крупные российские спонсоры требуют  в заявках на благотворительное  финансирование указания миссии организации. Спонсоры должны знать, для чего создается  организация и к чему она стремится. Иначе им трудно будет принять  решение о выделении денег.

Можно выделить следующие  положительные стороны наличия  миссии:

  • Миссия организации проясняет представления руководства и сотрудников фирмы о том, зачем и для чего была создана их организация.
  • Облегчает работу с сотрудниками и кандидатами на занятие вакансий, которым уже не нужно объяснять философскую или практическую подоплеку вашего существования.
  • Наличие миссии помогает в планировании. Опираясь на кардинальную линию, обозначенную в миссии, гораздо легче вырабатывать стратегию ваших действий. При этом обсуждение стратегии становится более творческим, не скатывается к бесконечным спорам: "А нужно ли нам это?".
  • Если организация знает, зачем она существует, ей будет значительно легче объяснить это своим спонсорам. Соответственно, поиск денег тоже упростится.

Samuel C. Certo (Strategic Management) объясняет необходимость миссии, исходя из следующих ролей миссии в организации:

  • Миссия помогает направлять человеческие усилия в нужном для организации направлении. Миссия делает явными основные цели организации и, таким образом, обеспечивает всех членов организации информацией о целях компании и побуждает к совместной работе по достижению этих целей.
  • Миссия гарантирует, что компания не будет преследовать противоречивые цели, и вселяет уверенность в том, что организация построена на основе ясных, совместимых целей и избегает ненужных трат и возможных конфликтов.
  • Миссия служит объяснением распределения ресурсов организации (денежные, человеческие ресурсы, сырье, оборудование). В миссии организации содержатся общие руководящие принципы приобретения и распределения этих ресурсов.
  • Каждый сотрудник организации выполняет определенную роль, отведенную ему в производстве товаров и услуг фирмы.
  • Миссия является основой для выработки организационных целей, потому что утверждение миссии выделяет общую основную цель организации и служит отправной точкой для установления долгосрочных и краткосрочных целей. Если такая согласованность отсутствует, то цели организации должны быть пересмотрены.

Ответив на вопрос, для чего нужна миссия, перейдем к следующему вопросу: как выработать миссию организации?

Некоторым, кажется, что нет ничего проще. Неужели мы не можем сказать ярко, в нескольких словах, для чего наша организация существует? Но, к сожалению, те, кто так думают, никогда не сталкивались со стратегическим управлением, когда нужно просчитывать несколько шагов вперед. Таким организациям будет очень сложно добиваться поставленных целей. Поэтапно представить сложный процесс выработки миссии организации не так то просто. Выявить факторы, влияющие на этот процесс, определить место миссии в стратегическом управлении организацией, показать каким образом динамично меняющаяся внешняя среда оказывает влияние на выработку миссии - решение всех этих задач необходимо для выработки миссии.

К вопросу выработки миссии организации обращались многие авторы, по большей части зарубежные. Но, к сожалению, практически не существует работ, полностью посвященных такой  важной составляющей стратегического  управления фирмой, как миссия. В  большинстве литературы по менеджменту  миссии отводится небольшой параграф, где кратко объясняется, что она  собой представляет и для чего необходима, мне представляется, что  этого недостаточно. Попробуем обобщить уже существующие подходы.

Большое значение миссии организации  придавал общепризнанный "отец менеджмента" Питер Друкер. В работах по менеджменту Питер Друкер советует для понимания предназначения организации - миссии - ответить себе на пять вопросов:

  1. Каковы цели нашей организации?
  2. Для кого она создана (кому предназначаются ее услуги)?
  3. Чем уникальны наши программы (проекты)?
  4. Каковы будут наши результаты?
  5. Каков ваш план действия?

Ответы на эти вопросы  позволяют менеджерам ясно понять, для чего существует их организация, выяснить сильные стороны и недостатки, определить область работы (Peter Drucker, Management: Tasks, Responsibilities, Practices).

Лестер Дигман сократил список вопросов до трех (Lester Digman, Strategic management):

  1. Что является нашим бизнесом сейчас?
  2. Каким наш бизнес будет в будущем?
  3. Каким должен быть наш бизнес?

На эти, кажущиеся абсолютно  простыми, вопросы иногда очень трудно ответить.

Рассмотрим разъяснение, которое дает Дигман каждому из этих вопросов.

  1. Что является нашим бизнесом сейчас? В ответе на этот вопрос имеется всего лишь один ключевой момент, на котором необходимо концентрировать все внимание - это клиент. Клиент определяет любой бизнес. Бизнес не могут определить такие факторы, как название компании, ее статус или продукция, которая производится данной организацией. Бизнес определяется тем, какую потребность потребитель хочет удовлетворить и когда он готов купить продукт или услугу, которую предлагает ему та или другая компания. Удовлетворение клиента должно лежать в основе миссии и генеральной цели любого бизнеса.Поэтому, чтобы ответить на вопрос: "Что является нашим бизнесом?", нужно ответить на ряд вопросов:
    • Кто является клиентом нашей организации?
    • Где наш клиент?
    • Что является ценным для нашего клиента?

Информация о работе Миссия организации