Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:19, курсовая работа
Одной из главных задач субъектов рыночных отношений становится необходимость поддержания высокой конкурентоспособности за счет повышения профессионально - квалификационного уровня рабочей силы и расширения ее профессиональной гибкости в современных условиях хозяйствования. Решения этой задачи находиться в плоскости изучения и регулирования процессов трудовой мобильности, как в рамках предприятий, так и на уровне рынка труда. Трудовая мобильность - процесс перемещения рабочей силы на рабочие места. В большинстве компаний отделы кадров или службы управления человеческими ресурсами больше привыкли заниматься планированием численности работников на предприятиях.
ВВЕДЕНИЕ………………..…………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МОБИЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность понятия мобильности персонала ………………………….….5
1.2. Понятие и виды мобильности персонала………………………………..10
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ МОБИЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Реализация процесса мобильности персонала в организации…………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..26
1.2. Понятие и виды мобильности персонала
Существуют социальные процессы,
изменяющие место индивида или группы
в пространстве или социальной структуре
трудового коллектива. Это стихийные
процессы текучести кадров и управляемые
процессы трудовой мобильности, в первую
очередь социальные перемещения
внутри социальных групп трудового
коллектива и между ними. Трудовая
мобильность (перемещения) - это одна
из форм социальной мобильности, которая
представляет собой процесс смены
места приложения труда работниками,
изменяющий место работника в
системе общественного
Роль трудовой мобильности
в обществе обусловлена двумя
основными ее функциями. Экономическая
функция состоит в содействии
обеспечению экономики рабочей
силой и повышению
Трудовая мобильность
бывает разных видов и реализуется
в различных формах. Важнейшим
критерием классификации
- Профессионально-
- Территориальная;
- Отраслевая (межотраслевая);
- Внутриорганизационная (внутризаводская) [3].
Диапазон профессионально-
В основе территориальной трудовой мобильности лежит объективный процесс развития производительных сил общества и интересы развития личности, семейные мотивы. Территориальные перемещения происходят между экономическими районами, населенными пунктами и внутри них. Эта мобильность выполняет функции роста подвижности, перераспределения и селекции населения. Смысл перераспределительной функции территориальной мобильности состоит в повышении эффективности производства. Селективная функция позволяет более полно использовать профессиональные навыки и специальную подготовку работников, направлять квалифицированную рабочую силу туда, где в ней есть потребность, а также способствует изменению социального положения работников [25].
Отраслевая трудовая мобильность вызывается к жизни обособлением отдельных сфер и отраслей общественного производства, их спецификой, выражающейся в особенностях процесса труд: интенсивности, сложности, важности продукта труда отрасли для удовлетворения различных общественных потребностей. Основой отраслевых перемещений является разный «потребительский» и «социальный» потенциал совокупности рабочих мест различных отраслей. Функции отраслевой мобильности особенно противоречивы. С одной стороны, она обеспечивает рабочей силой прогрессивную перестройку отраслевой структуры производства, с другой - может усиливать явления несбалансированности в развитии производства [25].
Внутриорганизационная (внутризаводская)
мобильность обусловлена тем, что
каждая организация представляет собой
сложную социо-технико-
Различные виды трудовой мобильности тесно связаны друг с другом и практически не бывают в чистом виде. Все виды трудовой мобильности различаются по субъекту: перемещается либо индивид, либо группа [11].
Мобильность может быть внутри
предприятия в организованной форме
- переводом на другие рабочие места,
и в неорганизованной - в форме
внутризаводской текучести
Причиной организованной мобильности как внутри, так и между предприятиями является, прежде всего, производственная необходимость. За пределами предприятия такие перемещения организуются на основе личной материальной заинтересованности. И внешняя, и внутризаводская текучесть кадров - результат взаимодействия экономических, социальных, социально-психологических, демографических и других факторов. Имея общую природу, они различаются структурой мотивов, степенью информированности о новом месте работы, величиной перерыва в работе в связи с переходом с одного рабочего места на другое и, в конечном счете, разной степенью удовлетворенности работников новым рабочим местом.
Социальные и экономические
последствия текучести кадров многообразны.
Они могут быть как положительными,
так и отрицательными. Положительные
последствия и внешней, и внутризаводской
текучести кадров практически одинаковы:
удовлетворяются потребности
Таким образом, непрерывно меняются
как характеристики отдельного работника
и трудовых ресурсов в целом, так
и параметры системы мест применения
труда. Это нарушает соответствие между
работником и рабочим местом и
создает предпосылки трудовых перемещений
(мобильности). Роль трудовой мобильности
в обществе обусловлена двумя основными
ее функциями: экономическая и социальная.
По содержания трудовая мобильность делится
на следующие виды: профессионально-
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ
ПРОЦЕССОМ МОБИЛЬНОСТИ
2.1. Реализация
процесса мобильности
Увольнение с промышленного
предприятия людей рабочих
Опыт и наблюдения показывают, что к высокой текучести кадров приводят ошибки во всех звеньях управления персоналом, начиная с найма и заканчивая увольнением. Так, например, при опросе 500 увольняющихся работников промышленной компании были выявлены следующие причины их ухода:
- не устраивает оплата труда — 54,2% (проблема области стимулирования персонала);
- профессионально-
- недовольны взаимоотношениями с коллегами и администрацией (проблемная зона — адаптация новичков, формирование корпоративной культуры) — 8,2%;
- не видят возможности для повышения квалификации, профессионального продвижения (проблемы связаны с обучением и управлением карьерным ростом персонала) — 7,7% [26].
Если, стремясь снизить процент увольнений персонала по собственному желанию, руководство будет работать только в одном из направлений, это не принесет ощутимого эффекта. В компании необходимо выстроить комплексную систему управления человеческими ресурсами (УЧР), некую модель, которая поможет сбалансировать потребности производства и людей. При таком подходе текучесть кадров становится максимально регулируемым процессом [14].
Подобная модель УЧР была построена во многих предприятиях. Адаптировав к потребностям своего производства аналогичные модели, описанные в литературе, мы внедрили систему комплексной непрерывной работы с персоналом. В ней подробно описаны такие бизнес-процессы, как планирование численности работников, подбор и расстановка кадров, оценка персонала и его развитие, мотивация и формирование корпоративной культуры. Деятельность по управлению человеческими ресурсами осуществляют топ-менеджеры (генеральный директор, директора по направлениям), менеджеры среднего и низового звена (руководители структурных подразделений), менеджеры центра оценки и развития персонала (далее — ЦОиРП).
Топ-менеджеры задают направление этой работе: они формулируют и доносят до подчиненных стратегию компании, ставят цели и показывают пути их достижения в среднесрочной перспективе. Непосредственно управляют людьми в соответствии с выработанной стратегией менеджеры среднего и низового звена. Основными субъектами в деятельности УЧР являются менеджеры по персоналу ЦОиРП, ориентированные на достижение целей УЧР путем совершенствования бизнес-процессов, создания и внедрения новых организационных процессов, направленных на рационализацию работы с персоналом.
Один из главных элементов модели УЧР — контроллинг (под этим термином понимается экспертиза системы управления человеческими ресурсами для повышения эффективности). Экспертиза проводится ежегодно в конце года, чтобы оценить соответствие человеческого потенциала целям и стратегии развития компании, разработать общие принципы политики УЧР, а также провести оценку эффективности бизнес-процессов в сфере УЧР. Полученные в ходе контроллинга данные учитываются при кадровом планировании [14].
Первый бизнес-процесс, который выделяется в модели УЧР, — это планирование. Основная его задача — обеспечение компании необходимыми человеческими ресурсами. Бизнес-процесс планирования персонала включает следующие пять этапов:
1.Количественный и
2.Анализ возможностей
удовлетворения потребностей
3.Определение потребности
в привлечении, обучении и
4.Разработка организационных
мероприятий по достижению (поддержанию)
количественного и
5.Рассмотрение и утверждение
организационных мероприятий
Для того чтобы своевременно
удовлетворить плановую потребность
в персонале, бизнес-процесс
Построить профили планируемых/ дополнительно вводимых должностей (они содержат требования к профессиональным и личностным качествам кандидатов).
Информация о работе Мобильность персонала: решение кадровых проблем