Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 07:49, курсовая работа
В мире существуют различные модели менеджмента, учитывающие национальную специфику той или иной страны, т.е. можно сказать, что в каждой стране есть своя модель. Вместе с тем, имеются исторически сложившиеся классические модели менеджмента:
американская;
японская;
Можно сказать, что модели менеджмента - это сила, которая двигает организацию вперёд и именно эти силы мы рассмотрим далее.
Введение
Основные модели менеджмента и их общая характеристика.
Американская модель менеджмента в коммерческих банках.
Японская модель менеджмента в коммерческих банках
Заключение
Список литературы
В западных публикациях уделяется много внимания японским работникам. И менеджеры, и рядовые сотрудники проводят на работе больше времени, чем их европейские и западные коллеги. Однако заработная плата мужчин и женщин в Японии была всегда ниже, чем на Западе, особенно в 1960-е и 1970-е гг. (табл.3). Почему такое было возможно? Европейские и американские исследователи совершают еще одну ошибку, придавая слишком большое значение японской культуре. В целом они приписывают рабочей силе Японии такие характеристики, как коллективизм, гомогенность (степень сходства членов некоторой совокупности между собой) и гармоничность. Какой бы смысл ни вкладывался в эти слова, исследователи находят определенные различия между японскими и западными работниками. Считается, что японцы пассивны, не способны выразить свои интересы, избегают конфликтов или конфронтации, этнически и культурно однородны. Продолжительный рабочий день за небольшое вознаграждение не приводит японцев в уныние, как американцев и европейцев. Такого рода культурологические аргументы, как коллективизм, однородность и гармоничность японцев и их культуры, не позволяют объяснить, почему, например, в Токио больше джазовых баров, чем в Нью-Йорке, или почему в Японии живет больше выходцев из Бразилии и Кореи, чем в других странах.
Чтобы в действительности дать определение японскому менеджменту или выделить организационные факторы эффективности японских корпораций, нам необходимо избавиться от мифа о псевдоуникальности, которую приписывают Японии западные ученые. Например, коллективизм и культурная гомогенность существуют также в Европе и Америке, несмотря на этническое разнообразие. Представители западных народов, особенно люди европейской расы, имеют устойчивые взгляды, полагая, что их культура превосходит любую неевропейскую. Если принимать в расчет культурные детерминанты, следует указать на пассивность и консерватизм западного человека, о чем свидетельствуют последствия терактов 11 сентября. Так называемая дилемма "мы или они", которой многие представители западного общества придают большое значение, указывает на культурный евроцентризм. Утверждение о том, что японцы являются трудоголиками, не имеет под собой основании. Большинство западных рядовых сотрудников и менеджеров вынуждено проводить на работе больше времени в результате изменений экономических требований. Эта тенденция особенно сильна в США, где снижение зарплаты рабочим и служащим компенсируется либо работой обоих супругов, либо увеличением продолжительности рабочего дня. Что же касается превосходства японцев в математике и естественных науках, то это просто миф, поскольку лучшими в мире учеными по-прежнему остаются американцы еврейского, китайского и индийского происхождения.
Японский менеджмент характеризуется
двумя неопровержимыми и
Первый: система производства и распределения продукции на невероятно высоком уровне эффективности;
Второй: ненавязчивое управление работниками, которые в условиях нематериального стимулирования путем соучастия в производственной деятельности и управлении проводят на работе больше времени, чем их коллеги в других развитых странах. Я считаю эти характеристики зависимыми переменными, но не собираюсь убеждать в том, что эти факторы японского менеджмента неизменны. С одной стороны, производительность в Японии уже снизилась, с другой стороны, в наши дни молодые японцы уже не хотят проводить на работе так же много времени, как их отцы. И все же очевидно, что два указанных феномена важны в понимании успеха японского менеджмента. Будем анализировать зависимые переменные в институциональной перспективе, что позволит раскрыть секрет японского менеджмента. Рассмотрим корпорации сами по себе, их организационные структуры и институциональные характеристики. Фактически японский менеджмент уходит своими корнями не в культурное наследие, не в однородность населения, не в правительственные или образовательные системы. Он рождается в корпоративных организациях и формируется в их институциональном контексте.
А теперь поговорим о мифах связанных с японским управлением организаций.
Согласно самому распространенному мифу о японском корпоративном управлении работники контролируют японские корпорации. Это утверждение противоречит американской практике, в рамках которой профессиональные менеджеры контролируют корпорации от имени акционеров. Тезис о рабочем контроле основывается на законодательном ограничении на корпоративную собственность в Японии (кабушики кайша) Как было сказано выше, согласно японскому законодательству, в частности, антимонопольному закону, все японские корпорации, прошедшие каталогизацию, не имеют права продавать более 5% акций одному физическому или юридическому лицу. Это, на первый взгляд, освобождает японские корпорации от контроля акционеров в форме совета директоров, состоящего из крупных инвесторов.
При отсутствии крупных акционеров в совете директоров японские корпорации должны контролироваться сотрудниками, которые не представляют интересы владельцев. Таким образом, работники контролируют корпорации. И все же эти рассуждения ошибочны, хотя многие специалисты в области менеджмента (в том числе и японские) убеждены в правоте данной гипотезы. Прежде всего, отсутствие крупных акционеров в совете директоров не означает, что у японских корпораций нет владельцев. Институциональные собственники, такие как главные банки и другие фирмы, входящие в состав кейрецу, являясь держателями крупных пакетов акций, определяют характер Деятельности кейрецу. К тому же среди акционеров довольно много физических лиц, голоса которых весьма значимы на общих собраниях. Нередко участниками корпоративной жизни Японии становятся непостоянные агенты (сокайа), или так называемые "посредники", представляющие мафиозные группировки (якудза). По-прежнему члены семей, основавших знаменитые фирмы, владеют крупными пакетами акций: семье Хаттори (Hattori) принадлежат акции Seiko, семье Мацусита - акции Panasonic и т.д.
Кроме того, не все сотрудники
имеют равные возможности занять
руководящие посты или
Даже если японские топ-менеджеры контролируют свои корпорации, сфера этого контроля довольно узка, в отличие от зоны контроля главных исполнительных директоров американских фирм. Японские работники сохраняют независимость в принятии производственных решений на уровне цеха, что невозможно в США, где преобладают научный менеджмент и система Форда, отстраняющие рядовых сотрудников от принятия самостоятельных решений в цехе. В противоположность этому, японские менеджеры среднего звена сохраняют относительную независимость от руководителей высшего уровня. Топ-менеджеры в типичной корпорации кейрецу часто принимают наиболее важные решения по универсальной схеме (рингисей), начиная с консультаций и проставления личных штампов на документах офисными работниками нижнего уровня и менеджерами среднего звена. В США главные решения принимаются топ-менеджерами, которые, как правило, не считают нужным консультироваться с коллегами, занимающими должности среднего и нижнего иерархического уровня. Во время типичного заседания совета директоров японской корпорации можно заметить, что главные исполнительные директора не принимают самостоятельные решения, а действуют скорее как посредники между различными группами на заседании. Все изложенные выше доводы опровергают аргументы в пользу системы контроля корпораций японскими работниками японской системе корпоративного управления явно существует четкое разделение сотрудников на различные эшелоны, принимающие различные решения. Поэтому рабочий контроль не приводит к гармонии или консенсусу между всеми группами и их представителями. Следует заметить, что каждая отдельная группа (включающая сотрудников, обладающих равной властью и одинаковым статусом) более сплочена и целостна, чем рабочий класс вообще. К тому же считается, что японские работники недостаточно сознательны, поскольку не сумели организоваться как класс и добиться повышения зарплат. Японские рабочие просто не интересуются размером материальных компенсаций, как это делают рабочие из других стран Большой восьмерки.
Однако утверждение о низкой сознательности японских рабочих не совсем верно. Отсутствие классовой сплоченности не означает, что отдельные японские рабочие не заинтересованы в повышении зарплаты. Они и их семьи очень интересуются этим вопросом, как и их западные коллеги.
Второй распространенный миф о японском корпоративном управлении сводится к тому, что японские корпорации не заинтересованы в максимизации прибыли. Как утверждают специалисты, в японских компаниях преобладает равенство. Например, главный исполнительный директор обедает в том же кафетерии, что и рядовые сотрудники. Такие утверждения создают ошибочное представление, будто японские компании стремятся соблюдать только классовые интересы. Согласно этой концепции японские корпорации подменяют идею максимизации прибыли идеей максимизации продаж, и это более выгодно рабочим, чем акционерам, поскольку максимизация продаж приводит к расширению компании, что напрямую связано с увеличением общего пакета вознаграждений для работника. Иными словами, существует положительная корреляция между размером компании и размером зарплаты.
Хотя совершенно очевидно,
что отдельные работники
Если рабочий контроль и максимизация продаж - всего лишь мифы, то каковы же в действительности отличительные признаки японского корпоративного управления? Я бы хотела рассмотреть этот вопрос.
Считается, что японское корпоративное управление поддерживает рабочих, которые обладают технологическими знаниями, необходимыми для формулировки задания и его выполнения. Отчасти это объясняется тем, что в первые послевоенные годы отмечалась сплоченность профсоюзов, которые требовали пожизненного трудоустройства рабочих и поддержания независимости основных цехов от вмешательства менеджмента. В недавнем прошлом были необходимы пожизненный наем и технологические знания, которые формировали каждого работника как творца. На практике от японских рабочих ожидалось овладение различными технологическими навыками вплоть до приобретения со временем квалификации заводского менеджера среднего уровня. Это позволяло им самостоятельно формулировать задание и выполнять его, что было основной причиной того, что кружки качества в Японии работали лучше, чем в других странах, таких как США и Корея, где научный менеджмент лишает работников независимости.
Мы согласились с
тем, что ни тезис рабочего контроля,
ни тезис максимизации продаж не работают
в системе японского
Я рассмотрела две модели менеджмента, выделив из них японскую, по моим соображением самую далеко смотрящую.
1. Аширов Д.А., Леонова О.Ю. Управление человеческими ресурсами. - М.: Маркетдс, 2003. - 123с.
2. Бок Зи Коу Экономика Японии. Какая она? - М.: Экономика, 2002. - 350с.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент.: учебник. - -М.: ЮНИТИ, 2002. - 446с.
4. Джексон Грейсон, Харла О’Делл Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Наука, 2003. - 320с.
5. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
6. Ингиу Оу Японский менеджмент: прошлое, настоящее и будущее. - М.: Экспо, 2007. - 160с.
7. Карлёф Б., Лёвингссон Ф.Л. Менеджмент от А до Я. Концепции и модели. - М.: Стокгольмская школа экономики, 2006. - 441с.
8. Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2007. - 560с.
9. Лучшие рефераты по менеджменту. Сост Владимиров А.Н. - Ростов Н. /Д.: Феникс, 2002. - 320с.
10. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Всеобщая история менеджмента. - -М.: Элима, 2007. - 888с.
11. Майкл Портер, Хиротака Такеути, Марико Сакакибара Японская экономическая модель: Может ли Япония конкурировать? - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
12. Макарова И. К Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного HR-менеджмента. - М.: Дело, 2007.
13. Моул Дж. Особенности национальной психологии народов новой Европы: бизнес, общение, успех. - М.: АСТ, 2006.
14. Нечепуренко М.Н. Основы современного менеджмента. - М.: Компания Спутник +, 2006.
15. Проников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
16. Прохоров А.П. Русская модель управления. - М.: Эксмо, 2007.
17. Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров-М.: Эксмо, 2007.
18. Травин В.В. Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2003.
19. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: учебное пособие для вузов. - М.: Инфра-М, 2007.
20. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг. Настольная книга по исследованию рынка. - М.: Финансы и статистика, 2005.
Информация о работе Модели менеджмента в коммерческих банках