Управленческое решение как
специфический вид деятельности человека
в процессе управления можно представить
в виде последовательности определенных
операций. Это прежде всего разработка
вариантов действий, выбор варианта, его
принятие (утверждение) и осуществление.
Решение объединяет всю совокупность
указанных операций, является сочетанием
интеллектуальной деятельности в управляющей
системе с организационно-практической
деятельностью в управляемой системе.
Решение находится на стыке процесса управления
и процесса производства. Оно является
важнейшим звеном отношений управления,
связующим фактором управляющей и управляемой
систем. [6, с.180]
Решения выполняют в системе
менеджмента пять функций: направляющую,
координирующую, связующую, фильтрующую,
мотивирующую.
Направляющая функция решений
проявляется в том, что они принимаются
исходя из главной и основных целей организации,
направлены на устранение реальной или
потенциальной проблемы.
Координирующая роль решений
отражается в определении баланса между
целями, ресурсами и мероприятиями, в согласовании
действий исполнителей для реализации
решений в утвержденные сроки и с соответствующим
качеством.
Связующая функция решений
состоит в том, что в процессе их принятия
и реализации взаимодействуют все функции
менеджмента, задействуются все соответствующие
коммуникации и происходит движение информационных
потоков. С точки зрения О. С. Виханского
и А. И. Наумова, процесс принятия решения
лежит в основе планирования деятельности
организации. План – это набор решений
по размещению ресурсов и их использованию
для достижения организационных целей.
Однако ставить знак тождества между процессом
принятия управленческих решений и планированием
неправомерно. Решения не только необходимы
для реализации любой управленческой
функции, но наряду с коммуникациями относятся
к связующим процессам. В процессе управления
менеджер занимается тем, что планирует
решения, организует, стимулирует и контролирует
их выполнение.
Основными формами управленческих
решений являются план, программа, проект.
План экономической организации, внутрифирменный
план – описание целей организации в определенном
периоде, путей и средств их достижения,
необходимых ресурсов, затрат и результатов,
а также намечаемого состояния организации
в конце планового периода, упорядоченное
с помощью системы плановых показателей.
Программа – совокупность проектов или
мероприятий, объединенных общими целями,
концепцией, ресурсами, направленных на
решение одной проблемы. Проект – комплекс
работ, направленных на решение конкретной,
четко осуществляемой задачи в пределах
заданного срока. Всё большее количество
задач в коммерческих организациях становятся
проектами и управляются как проекты.
В качестве проекта могут быть представлены
любые действия, которые направлены на
достижение успеха организации.
Фильтрующая функция решений
объясняется тем, что они всегда находятся
между фазами осмысления и реализации
управленческого процесса. Решение есть
результат фильтрации только одного варианта
из многих возможных вариантов дальнейшей
деятельности. Решение по определению,
с одной стороны, означает выбор или селекцию
одной альтернативы из множества (комбинации
совместных альтернатив). При этом закрывается
фаза осмысления проблемы. С одной стороны,
решение означает констатацию выбора
и начало его выполнения. При этом открывается
фаза реализации. Решение устанавливает
«мост» между этими фазами. [5, с.141]
Мотивирующая функция решений
заключается в побуждении персонала организации
к достижению стоящих перед работниками
целей. Мотивирующая функция реализуется
через систему организационных мер (приказы,
постановления, распоряжения), экономических
стимулов (премии, надбавки, рост должностного
оклада), социальных оценок (почетное звание,
поручение творческого задания).
Таким образом, управленческое
решение, отличающееся от рекомендаций
и консультаций обязанностью исполнения,
представляет собой социальный акт, выражающий
потребности, интересы коллектива, отдельных
социальных групп, общества в целом. Решения
даже в технической области (реконструкция
предприятия, замена оборудования) затрагивают
интересы работников, так как возникают
проблемы сокращений, необходимость овладения
новыми профессиональными навыками и
умениями. Результаты управленческих
решений, особенно в крупных организациях,
определяют судьбы десятков и сотен людей.
Просчет функционального исполнителя
в аппарате управления (например, экономиста
при определении нормы выработки для рабочего)
имеет частный характер, ошибка руководителя
при принятии решений отражается на результатах
работы, в крайних случаях может привести
к банкротству, потере рабочих мест, массовым
увольнениям. В силу этого ответственность
руководителя – непременный атрибут управленческого
решения.
Глава 2. Особенности моделирование
ситуаций и разработка решений.
2.1 Управленческие
проблемы, причины их возникновения и
решение проблемы
Управленческая проблема представляет
собой сложный вопрос, задачу, требующую
своего уяснения, изучения, оценки и решения.
Проблемы всегда имеют определенное содержание,
возникают в свое время, вокруг них всегда
есть круг лиц или организаций, их порождающих,
однако предприятие не останавливается
из-за этого в развитии. Меняется соотношение
его внутренних переменных, изменяется
внешнее окружение, и в результате, естественно,
возникают сложные вопросы, которые необходимо
решать. Например, изменились ставки налогов,
устарела технология и т. д.
Чтобы уяснить причины возникновения
проблем, необходим причинно-следственный
анализ. В ходе его проведения можно обнаружить
истинные причины, отсеять побочные, неглавные,
сопутствующие, уяснить, глубоко изучить
и оценить ситуацию. Тем самым будет подготовлена
предпосылка к принятию необходимого
решения.
Управленческие проблемы классифицируются
по следующим признакам:
- степени важности и срочности.
Как правило, самые важные проблемы являются
и наиболее срочными;
- масштабам последствий в случаях
принятия или непринятия решений и численности
организаций и лиц, которых затрагивают
данные проблемы;
- возможности решения проблемы
с наименьшими затратами и в оптимальные
сроки;
- степени риска, связанного
с решением данной проблемы, и возможности
возникновения новых проблем на этой основе;
- степени структуризации и
формализации, возможности выражать проблему
в количественных и качественных показателях
и т. д.
Кроме того, проблемы могут
различаться по способам их разрешения:
- безальтернативный, когда
путь решения проблем только один, других
вариантов решения нет;
- бинарный и многократный, когда
проблему можно решить двумя и более способами;
- комбинационный, когда ни один
из способов не может дать положительного
ответа на вопрос, как разрешить проблему.
Он заключается в том, что проводится комбинирование
отдельных частей и способов решения проблем,
не противоречащих друг другу. В целом
это основа для последующего поэтапного
решения проблемы.
Виды проблем рассматриваются
по следующим критериям:
- стратегические, направленные
на формирование базы стратегических
данных, их уяснение, изучение, оценку
и практическое использование;
- тактические, разрешение которых
происходит в более короткие сроки, чем
стратегические;
- долгосрочные, среднесрочные
и краткосрочные, текущие;
- по уровням руководства –
высшего, среднего и низового звеньев
управления.
Каждый менеджер в любой организации
или на предприятии с первых шагов в своей
деятельности встречается в массой проблем.
Они могут быть маленькими и большими,
разрешимыми или неразрешимыми, крайне
опасными или не очень. Причина возникновения
кроется в работе людей. Управленческие
проблемы возникают вследствие нежелательных
явлений внутреннего или внешнего свойства,
получения результатов работы, отличающегося
от запланированного, ошибочных действий
руководства и рядовых исполнителей. К
основным причинам возникновения управленческих
проблем следует отнести:
- изначально ошибочные цели
организации, способы и сроки их достижения;
- неверные принципы и методы
деятельности работников;
- ошибочные критерии оценки
возможностей предприятия и сотрудников;
- умышленные нарушения в технике,
технологии, финансах и т. д.;
- изменения в политике и экономике
государства;
- природные катаклизмы и стихийные
бедствия.
Решение – это волевое воздействие
человека на объект управления для разрешения
проблемы, выбор альтернативы для достижения
поставленной цели. Виды решений, как правило,
совпадают с видами проблем. Если проблема
носит стратегический характер, то и решение
должно быть стратегическим, если проблема
текущая, краткосрочная, то и решение должно
быть аналогичным.
Решение стратегических проблем
относится к разряду инициативных, идущих
от высшего руководства к исполнителям
низших звеньев управления. В этом случае
высшее руководство берет на себя инициативу
и ответственность за принятые решения
стратегического характера. Примером
может служить направление инвестиций
(капиталовложений) на перспективное развитие
производства или, напротив, о свертывании
дел и т. д.
Решение тактических проблем
– это дело средних звеньев руководства;
на основе предписаний «сверху» они планируют
решения проблем в среднесрочных планах
и выполняют краткосрочные задачи. Низовые
звенья управления решают проблемы исходя
из установленных распоряжений, указаний
или письменных приказов.
Текущие проблемы каждодневного
характера занимают основное время низовых
звеньев управления. От решения данных
проблем среднее звено руководства и особенно
высшие руководители по возможности должны
быть освобождены.
Решение проблем классифицируется
по степени обязательности исполнения;
функциональному назначению; способу
принятия; сфере реализации.
По степени обязательности
решения могут быть директивными: они
принимаются высшим руководством и обязательны
к исполнению для нижестоящих управленческих
структур. Рекомендательные решения разрабатываются
совещательными органами. Их исполнение
желательно, но не обязательно. Ориентирующие
решения принимаются руководством для
координации работы нижестоящих управленческих
структур, которые действуют автономно.
По функциональному назначению
выделяют организационные, координирующие,
регулирующие, активизирующие и контролирующие
ход выполнения решения. Например, предписывающие
способ действия и методы решения проблем;
распределяющие работу между исполнителями,
по проведению контроля, проверок, подготовке
нормативных документов и др.
По способу принятия выделяют
решения выборочные и систематические.
К первым относятся решения одного или
нескольких вопросов данной проблемы,
ко вторым – решения, охватывающие проблему
целиком во всей её многосложности и взаимосвязи.
По сфере реализации решения
связаны с той областью деятельности,
которой порождена проблема и от решения
которой зависит дальнейший ход дела в
данной сфере. Это могут быть производство,
финансы, сбыт, поставки, кадры, НИОКР и
т. д.
Решения классифицируются так
же на: принятые единолично или коллективно,
общие и специальные, запрограммированные
и незапрограммированные, закрытие и для
общего пользования и т. д.
В менеджменте широко освещены
научные методы разработки проблем и способов
их реализации. Для менеджеров сферы производства
и обращения очень важен метод экономического
анализа. Он позволяет применить весь
арсенал технических и иных средств на
принятие действенных мер, способствующих
нормальному ходу дел, росту производительности
труда, снижению издержек, повышению качества
продукции и услуг. [2, с.228]
2.2 Требования
к управленческим решениям и их качество
Принятие управленческих решений
должно опираться на определенные принципы
и отвечать определенным требованиям.
Решение должно отвечать следующим
требованиям:
- иметь ясную цель, без чего
невозможно принятие рационального решения;
- быть всесторонне обоснованным,
что означает применение различных обоснований
(экономического, социального, социально-психологического,
социокультурного, технического, организационного),
просмотр всех возможных вариантов, всесторонний
анализ ситуации с учётом последствий
каждого варианта, как позитивных, так
и негативных;
- быть своевременным, т.е. приниматься
тогда, когда его реализация может привести
к поставленной цели;
- иметь адресата и сроки исполнения;
- быть конкретным (отвечать
на вопросы – как действовать, где и когда);
- быть согласованным с ранее
принятыми решениями, не противоречить
им (динамический аспект согласованности),
дополнять или по крайней мере не противоречить,
решениям вышестоящего руководства и
руководителей смежных подразделений
(статистический аспект согласованности);
- быть правомочным, т.е. опираться
на требования правовых актов, нормативных
документов, указаний и распоряжений руководителей,
учитывать обязанности и права руководителей
по отношению к подчиненным;
- быть реально осуществимым,
учитывать общие и частные ограничения,
конкретные возможности управляемой системы,
имеющиеся ресурсы, реальные условия осуществления;
- быть четко сформулированным
менеджером, усвоено исполнителем, который
в свою очередь должен быть согласен с
ним;
- быть эффективным, что предполагает
превышение эффекта от реализации решения
над затратами на его разработку и осуществление
или, по крайней мере, достижение приемлемого
соотношения результатов и затрат.