Монологическая и диалогическая речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:36, реферат

Описание работы

Цель данной работы:
1) раскрыть сущность диалогической речи;
2) дать понятие монологической речи;
3) рассмотреть устную и письменную монологическую речь;
4) охарактеризовать устную диалогическую речь;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ………………………………………………..5
1.1. Сущность монологической речи...………………………………………..5
1.2. Монологические формы публичной речи………………………………..9
1.3. Устная монологическая речь…………………………………………….10
1.4. Письменная монологическая речь………………………………………14
2. ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ………………………………………………...17
2.1 Сущность диалогической речи…………………………………………...17
2.2. Устная диалогическая речь………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Реферат - Монологическая и диалогическая речь (2).docx

— 45.86 Кб (Скачать файл)

Чтению монолога актером присущи  все черты чтения стихов с некоторым  отличием: актер изображает другого  человека, демонстрирует не свои чувства. Актерский монолог может быть как в стихах, так и в прозе.

Поздравительная речь (тост) и панихидная речь обычно говорятся для какой-либо аудитории, главным героем речи является один человек. В речи отсутствует  авторское «я», если произносимая речь является выражением отношения и  чувств коллектива людей. Данная форма  монологической публичной речи может  быть также и выражением личных чувств и произноситься от первого лица.

 

1.3. Устная монологическая речь

 

Устная монологическая речь — устное повествование или развернутое  высказывание на заданную тему — отличается от устной диалогической речи целым  рядом особенностей. Однако вместе с тем она сохраняет ряд  признаков, которые присущи всем формам устной речи.

Известно, что в устной монологической речи, заключающей повествование  о событии или рассуждение, с  необходимостью должны присутствовать как мотив высказывания, так и  общий замысел, создаваемый говорящим. Оба этих фактора должны обладать достаточной прочностью и оказывать  детерминирующее влияние на протекание всего развернутого монологического  высказывания, состоящего из нескольких смысловых групп (chunks), связанных между собой в целостную, «замкнутую» структуру. Программа высказывания должна тормозить все побочные ассоциации, которые могут привести к отвлечениям и удерживать говорящего от многократного повторения элементов высказывания. Подобные нарушения «замкнутой семантической системы» высказывания можно наблюдать как на ранних этапах развития речевого высказывания, так и в случаях его патологии, возникающих при мозговых поражениях.

Монологическая устная речь зависит и от того, какие задачи ставит перед собой говорящий  и в какой вид конкретной' деятельности включена эта развернутая устная речь.

Если рассказ идет об увиденном  или пережитом и этот рассказ  адресован собеседнику, который  достаточно хорошо знает общую ситуацию и разделяет мотивы говорящего, устная монологическая речь может протекать с определенной мерой грамматической неполноты. Однако если монологическая речь содержит последовательное изложение соответствующего материала (это имеет место в случаях лекций или докладов), семантическое строение монологической речи должно быть существенно иным.

Задача говорящего сводится в этом случае к тому, чтобы представить  излагаемый материал в наиболее последовательном и логически стройном виде, выделив  наиболее существенные части и сохраняя четкий логический переход от одной  части излагаемого материала  к другой. Поэтому при подготовке такого вида устной монологической речи лектор или докладчик должен сам  выделить основные смысловые группы подлежащего изложению материала, объединить их в четкие логические схемы и принять решение, к  каким средствам (интонации, паузе, прямому указанию) он должен прибегнуть в соответствующих местах своего изложения. Такая подготовка носит, естественно, длительный и развернутый  характер, и только у опытного лектора, излагающего хорошо известный (и, что еще более важно, эмоционально окрашенный) материал, она заметно сокращается.

Совершенно иным строением  обладает устная монологическая речь в тех случаях, когда говорящему нужно не столько передать слушающему те или иные знания, сколько довести  до его сознания «внутренний смысл» излагаемого и тот эмоциональный  контекст, которые лежат в основе текста или авторского замысла. Типичной для такой речи является речь актера, играющего определенную роль.

В русской и советской  литературе психологический анализ подобной речи, а также психологически обоснованные пути ее формирования были разработаны такими выдающимися  теоретиками театрального искусства, как К. С. Станиславский (1951, 1956), М. О. Кнебель (1970) и др.

Опытный режиссер, желающий подготовить актера и сделать  его устную (особенно монологическую) речь выразительной, никогда не дает ему текст роли сразу. Первая задача, стоящая перед актером, заключается  в том, чтобы овладеть образом, понять мотивы того действующего лица, которое  он изображает, овладеть его типом  мышления и переживания и только после такого периода «вживания» в роль, импровизации и «физических  действий», диктуемых «сверхзадачей», актер получает текст и начинает работать над ролью.

Естественно, что этот процесс  происходит не сразу и требует длительного времени, в течение которого текст играемой роли становится неотъемлемой частью ранее созданного образа, и высказывания актера (в том числе и монологические) начинают преломляться через созданный им образ и включать соответствующие роли интонации и жесты. Только тогда монологическая речь приобретает ту плавность, которая создает у слушающего впечатление естественности и непосредственности.

Таким образом, устная монологическая речь актера меньше всего похожа на непосредственное «воплощение» во внешней  речи исходного замысла или готовой  мысли. Подготовка устной монологической речи представляет собой также сложнейший процесс перехода от начального замысла к связной речи, при котором, как говорил Л. С. Выготский, «мысль совершается в речи».

Наконец, устная монологическая речь может находиться в различных  отношениях к практическому действию. В одних случаях она может  сливаться с практическим действием, в других случаях — приобретать  характер специального речевого действия, получающего полную независимость  от практического действия. В этих ситуациях грамматическая структура  устной монологической речи может быть различной.

В зависимости от отношения  к практическому действию принято  различать две формы устной монологической речи, которые некоторые психологи  нередко обозначают терминами «драма»  и «эпос».

Что представляет собой драматическое  строение устной монологической речи?

Драматическое строение устной монологической речи является воспроизведением реальной ситуации передаваемого сообщения, в которое наряду с грамматическими  структурами развернутого речевого высказывания включены также жесты, интонации, действия, воспроизводящие передаваемые события. Совершенно понятно, что грамматическая структура этой драматизирующей речи имеет ряд существенных особенностей. Как правило, в этой речи изобилуют прямые формы речи, воспроизводящие бытовую диалогическую речь. В этой речи существенную роль играют интонационно-мелодические, просодические компоненты. Всем этим драматизирующая речь отличается от другой формы, которую психологи иногда называют эпической речью. Типичным примером эпической речи является эпос Гомера, который монотонно, внешне однообразно вел свое повествование. У человека, пользующегося эпической речью, почти нет обращения к выразительным средствам. В эпической речи почти не используются прямые формы, никогда не воспроизводятся типичные структуры диалогической речи, не применяются внеязыковые маркеры и грамматические сокращения. В этой речи чаще используются грамматически полные развернутые формы, приемы косвенной речи, сложные формы управления,, которые отсутствуют в драматической речи.

 

1.4.  Письменная монологическая  речь

 

Письменная монологическая речь может выступать в различных  формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли  или рассуждения и т. д. Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от структуры  устной диалогической или устной монологической речи. Эти отличия  имеют ряд психологических оснований.

Письменная монологическая речь - это речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью  определяются субъектом. Если мотивом  письменной речи является контакт или  желание, требование, то пишущий должен представить себе мысленно того, к  кому он обращается, представить его  реакцию на свое сообщение. Особенность  письменной речи состоит именно в  том, что весь процесс контроля над  письменной речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без  коррекции со стороны слушателя. Но в тех случаях, когда письменная речь направлена на уточнение понятия, она не имеет никакого собеседника, человек пишет только для того, чтобы уяснить мысль, чтобы вербализовать свой замысел, развернуть его без какого-либо даже мысленного контакта с лицом, которому адресуется сообщение.

Письменная речь не имеет  почти никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знания ситуации адресатом, ни контакта, она не располагает средствами жестов, мимики, интонации, пауз, которые играют роль «семантических маркеров» в монологической устной речи, и только частичным замещением этих последних являются приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Таким образом, вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка.

Отсюда письменная речь должна быть максимально информативной  и грамматические средства, которые  она использует, должны быть полностью  достаточными для выражения передаваемого  сообщения. Пишущий должен строить  свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутреннему  смыслу излагаемого текста.

Письменная речь появляется в результате специального обучения, которое начинается с сознательного  овладения всеми средствами письменного  выражения мысли. На ранних ступенях ее формирования ее предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько те технические  средства написания звуков, букв, а  затем слов, которые никогда не являлись предметом осознания в  устной диалогической или в устной монологической речи. На этих этапах у  ребенка происходит формирование двигательных навыков письма.

Письменная речь включает в свой состав ряд уровней, которые отсутствуют в устной речи, но отчетливо выделяются в письменной речи. Письменная речь включает ряд процессов фонематического уровня - поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование - отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова. Она в значительно большей степени, чем это имеет место в устной речи, включает в свой состав и лексический уровень, заключающийся в подборе слов, в поиске подходящих нужных словесных выражений, с противопоставлением их другим лексическим альтернативам. Наконец, письменная речь включает в свой состав и сознательные операции синтаксического уровня, который чаще всего протекает автоматически, неосознанно в устной речи, но который составляет в письменной речи одно из существенных звеньев. Как правило, пишущий имеет дело с сознательным построением фразы, которая опосредуется не только имеющимися речевыми навыками, но и правилами грамматики и синтаксиса. Тот факт, что в письменной речи не участвуют какие-либо вне языковые компоненты (жесты, мимика и т. д.), и то, что в письменной речи нет внешних просодических компонентов (интонации, паузы), определяют существенные особенности ее строения.

Итак, письменная монологическая речь по своему строю представляет собой всегда полные, грамматически  организованные развернутые структуры, почти не использующие форм прямой речи. Вот почему длина фразы в  письменной речи значительно превышает  длину фразы в устной речи, так  как в развернутой письменной речи встречаются значительно более  сложные формы управления, например, включение придаточных предложений, которые лишь изредка встречаются  в устной речи. Все это придает грамматике письменной речи совершенно иной характер.

 

 

2. ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

 

2.1. Сущность диалогической  речи

 

Диалогическая речь - жанр, состоящий  из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой  деятельности говорящего собеседником.

Диалог предполагает свободное  владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние  ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные - монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.

В устной диалогической речи «исходным начальным этапом или  стимулом к речи является вопрос одного собеседника; из него (а не из внутреннего  замысла) исходит ответ второго  собеседника».

Это обеспечивает возможность  «взаимоналожения реплик», когда один собеседник еще не кончил говорить, а другой уже начал, перебивая первого. К этому типу речи близок в некоторых своих особенностях так называемый синхронный перевод.

Сам принцип организации  диалогической речи несколько иной, чем принцип организации развернутых  монологических форм речи. В ней  с самого начала участвует фактор, вызывающий нарушение нормального  грамматического порождения - фактор контекста (ситуации). Анализируя отличия  в грамматической структуре диалогической  речи, можно видеть, что этот фактор в известном смысле первичен по отношению  к механизму грамматического  порождения, по-видимому, именно на этапе  «замысла» и происходит учет этого фактора, что соответствует некоторым данным, полученным современными американскими психолингвистами.

Основными разновидностями  диалогической речи являются:

- бытовой разговор,

- деловая беседа,

- переговоры.

Для бытового диалога характерны:

- незапланированность;

- большое разнообразие  обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и т.д.) и языковых  средств;

- частые отклонения от  темы, перескакивание с одной  темы на другую;

- отсутствие, как правило,  целевых установок и необходимости принятия решения;

- самопрезентация личности;

- разговорный стиль речи.

Деловая беседа имеет следующие  характерные особенности:

Информация о работе Монологическая и диалогическая речь