Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:36, реферат
Цель данной работы:
1) раскрыть сущность диалогической речи;
2) дать понятие монологической речи;
3) рассмотреть устную и письменную монологическую речь;
4) охарактеризовать устную диалогическую речь;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ………………………………………………..5
1.1. Сущность монологической речи...………………………………………..5
1.2. Монологические формы публичной речи………………………………..9
1.3. Устная монологическая речь…………………………………………….10
1.4. Письменная монологическая речь………………………………………14
2. ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ………………………………………………...17
2.1 Сущность диалогической речи…………………………………………...17
2.2. Устная диалогическая речь………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….25
- дифференцированный подход
к предмету обсуждения с
- быстрота реагирования на высказывания партнеров;
- критическая оценка мнений,
предложений и возражений
- аналитический подход
к учету и оценке всех
- ощущение собственной
значимости и повышение
- ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.
Переговоры по многим характеристикам сходны с деловой беседой.
Дополнительными признаками переговоров являются различия в исходных знаниях и установках при необходимости принятия совместного решения и равноправии сторон.
В диалоге представлены все
разновидности
В предложениях с одинаковым строением, лексическим составом и интонацией активизируется роль их смыслового взаимодействия, а языковые средства усиливаются жестами и мимикой.
Речевая практика выработала приемы, которые не только оживляют повествование, придают ему выразительность, но и диалогизируют монологическую речь.
Один из таких приемов - вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что создатель текста, как бы предвидя возражения, угадывая возможные вопросы адресатов своей речи, сам такие вопросы формулирует и сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей, читателей собеседниками, активизирует их внимание, вовлекает в поиски истины. Умело и интересно поставленные вопросы привлекают внимание аудитории, заставляют следить за логикой рассуждения.
Иногда автор вставляет в текст предполагаемые реплики слушателей, читателей. Это вносит в монолог элементы диалога.
2.2. Устная диалогическая речь
Психологические данные свидетельствуют о том, что устная диалогическая речь имеет своеобразную грамматическую' структуру.
Известно, что устная диалогическая речь отличается от монологической речи тем, что она может и не исходить из готового внутреннего мотива, замысла или мысли, поскольку в устной диалогической речи процесс высказывания разделен между двумя людьми — спрашивающим и отвечающим. Во время диалога мотив, побуждающий к высказыванию, заключен не во внутреннем замысле самого субъекта, а в вопросе спрашивающего, в то время как ответ на этот вопрос исходит из заданного собеседником вопроса. Следовательно, в этом случае говорящий может обходиться и без собственного мотива высказывания.
Еще одной особенностью устной диалогической речи является тот факт, что участник беседы имеет полную возможность включить в нее наряду с языковыми компонентами, выражаемыми в грамматических структурах, еще и ряд внеязыковых компонентов. К последним относятся мимика, жесты, средства интонации, паузы, которые необходимо включены в каждую устную речь и которые особенно отчетливо выступают в устной диалогической речи. Все это и определяет особенности грамматической структуры устной диалогической речи.
Особенностью структуры
устной диалогической речи является
то, что она допускает значительную
грамматическую неполноту. Отдельные
части грамматически
Существует целая гамма
вариантов диалогической речи, начиная
с наиболее сокращенной и свернутой
формы речевого высказывания, в которой
максимальное значение имеют ситуационные
и жестово-интонационные
Остановимся на нескольких примерах таких различных по строению форм диалогической речи.
Представим себе группу людей, которые ждут автобуса и бросают друг другу краткие реплики: «Идет? — Да! — Какой? — Пятый». Вопрос «Идет?» с ответом «Да!» так же, как и вопрос «Какой?» с ответом «Пятый», сами по себе не имеют устойчивого самостоятельного значения . и становятся понятными лишь в том случае, когда ситуация разговора — ситуация ожидания автобуса — известна собеседникам. Для собеседников тема разговора находится за пределами речевого высказывания и человек вместо развернутого вопроса «Как вы думаете идет автобус или не идет?» просто спрашивает «Идет?». Также бессмысленно другую часть вопроса «Какой?» формулировать полностью: «Как ваше мнение, какой номер приближающегося к нам автобуса?». Объект разговора здесь уже известен, и основным предметом разговора является «рема» высказывания, т. е. то, что именно можно сказать об ожидаемом автобусе. Однако и содержаиие «ремы» не полностью переносится в речь, и вместо развернутого ответа «Да, по-видимому, автобус приближается» или «Вероятно, это автобус № 5?» собеседник отвечает «Да» или «Пятый». В этих случаях грамматическая полнота высказывания является излишней, внешняя грамматическая неполнота диалогической речи оправдана знанием ситуации и наличием внеречевых, жестовых или внеграмматических, интонационных компонентов. Та же сокращенность выступает и в более сложной форме устной диалогической речи. Примером может служить следующий отрывок: «Как вы оцениваете эту книгу? — В целом — положительно»; или: «Удалось ли автору полностью выразить свою мысль? — Пожалуй»; «Понравилась ли вам эта книга? — Ничего» и т. д. Во всех этих случаях ответы также остаются фрагментарными, а их грамматическая структура не полностью развернутой. Однако эта неразвернутая грамматическая структура ответа оправдана тем, что основная тема беседы известна обоим участникам и даже неполный ответ достаточно ясно очерчивает тему разговора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Монолог имеет, как правило,
не всегда явную установку на адресата,
а также, в отличие от диалога,
в меньшей мере рассчитан на быструю
речевую реакцию слушателя. Для
диалога же характерно обращение
к конкретному лицу (лицам), следствием
чего является постоянный обмен репликами,
демонстрирующий наличие
Что касается вопроса
о соотношении монолога и
Публичная же речь чаще всего монологична (например, выступление на собрании, лекции и т.п.). Диалог в ней, если и присутствует (например, дискуссия), то как «монологизированный», т.е. представляет собой обмен развернутыми текстами, т.к. участники дискуссии, как правило, заранее знакомы с темой обсуждения.
Для письменной речи, конечно, характерен монолог, поскольку письмо монологично по природе. Причем письменный монолог является еще более развернутым, чем устный. Но, тем не менее, существует и письменный диалог (правда, не столь распространенный). Примером его может служить обмен записками лиц, сидящих в одной аудитории, а также довольно развивающийся сейчас вид общения через компьютер (электронная почта, электронные конференции) и сотовые телефоны (СМС-сообщения,ICQ).
Таким образом, монолог и диалог рассматриваются как две основных разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения. Диалог как способ обмена мыслями между коммуникантами в виде реплик является первичной, естественной формой речи в отличие от монолога, представляющего собой развернутое высказывание одного лица. Диалогическая и монологическая речь могут существовать как в письменной, так и в устной форме, однако в основе письменной речи всегда лежит монологическая, а в основе устной – диалогическая.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. — М.: Прогресс,2007.
2) Гак В.Г. Прагматический аспект языка. М.: 2007. - 355 с.
3) Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М.: Междунар., 2009.
4) Зимняя И. А. Педагогическая психология - М.: Логос, 2008. - 384 с.
5) Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
6) Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М.,2009.
7) Русский язык. 11 класс (авторы Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко, Е.Е. Долбик, НИО, 2010).
8) Черногрудова Е.П. Основы речевой коммуникации: Учебное пособие для вузов, М.,2007.
9) Шарков, Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс): учебник. - М.: 2009. - 245 с. (73-77)
10) Яковлев, И.П. Ключи к общению: Основы теории коммуникации. - СПб.: Азбука-классика, 2009. - 237 с. (45-49)
11) Якубинский Л. П. "О диалогической речи":Учеб.пособие-М.,2007.