Монопольная власть и ценовая дискриминация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ теоретических и практических аспектов монопольной власти.
Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:
- характеристика сущности монополии и ее виды;
- характеристика сущности монопольной власти, её показателей и источников;
- анализ ценовой дискриминации;
- характеристика деятельности ОАО «Газпром нефть»;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…2
Глава 1. Монополия: сущность и ее виды…………………………………....4
1.1. Сущность монополии…………………………………………………......4
1.2. Основные виды монополии…………………….………………………...8
Глава 2. Монопольная власть: сущность и показатели, источники,
способы реализации…………………………………………………………..10
2.1. Сущность монопольной власти и ее показатели……………………….10
2.2. Источники монопольной власти . ………………………………………15
2.3. Ценовая дискриминация и ее виды………...………………………......17
Глава 3. Практическая часть……...……………………………………….….25
3.1.Общая характеристика ОАО «Газпром нефть»…………………………25
3.2. Характеристика ОАО «Газпром нефть» как социальной системы…....27
3.3 Ценовая дискриминация на примере ОАО «Газпром нефть»……….…34
3.4 Антимонопольная служба…………………………………………….…..38
Заключение…………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………………………………………....42

Файлы: 1 файл

Монопольная власть и ценовая дискриминация.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

 

Минобрнауки России

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный технологический  институт

(технический университет)»

  УГС (код, наименование)               080000 Экономика и управление    

  Направление подготовки (код, наименование)      080100Экономика сокр                                     

  Факультет     Экономики и менеджмента

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Учебная дисциплина                   Микроэкономика

 

Курс 1                                                             Группа 626зсэ

Курсовая работа

 

Тема          Монопольная власть и ценовая дискриминация

 

Студент                               22.01.2013                   Ю.С. Петранцова

Руководитель,               ________________                                  О.А. Дудырева

к.э.н., доцент                   (подпись,дата)

Оценка за курсовую работу

(курсовой проект)                  ________________        ______________________

(подпись руководителя)

Санкт-Петербург

2013

Содержание 
Введение……………………………………………………………………..…2

Глава 1. Монополия: сущность и ее виды…………………………………....4 
1.1. Сущность монополии…………………………………………………......4 
1.2. Основные виды монополии…………………….………………………...8

 Глава 2. Монопольная  власть: сущность и показатели, источники,  
способы реализации…………………………………………………………..10 
2.1. Сущность монопольной власти и ее показатели……………………….10 
2.2. Источники монопольной власти . ………………………………………15 
2.3. Ценовая дискриминация  и ее виды………...………………………......17  
Глава 3. Практическая часть……...……………………………………….….25 
3.1.Общая характеристика ОАО «Газпром нефть»…………………………25

3.2. Характеристика ОАО «Газпром нефть» как социальной системы…....27 
3.3 Ценовая дискриминация на примере ОАО «Газпром нефть»……….…34 
3.4 Антимонопольная служба…………………………………………….…..38

Заключение…………………………………………………………………….41

Список использованной литературы………………………………………....42 
 
                                            Введение 
 
Тема данной курсовой работы актуальна для экономики России, так как каждый житель нашей страны сталкивается с проблемой монополизации власти в той или иной степени. В РФ в нынешнее время существует большое

Количество монопольных объединений, из-за чего государство принимает активные действия по регулированию их деятельности.  
 
Целью курсовой работы является анализ теоретических и практических аспектов монопольной власти. 
Для  достижения поставленной цели решим следующие задачи: 
- характеристика сущности монополии и ее виды; 
- характеристика сущности монопольной власти, её показателей и источников; 
- анализ ценовой дискриминации; 
- характеристика деятельности ОАО «Газпром нефть»;

Предмет данной работы - монопольная власть и ценовая дискриминация, а также государственное регулирование деятельности монополий. Монополия является понятием, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом. 
     Вначале я проанализирую поведение монополиста. Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Далее я прослежу, как монополист может выиграть от своего контроля над ценами и как различаются цена и количество, максимизирующие прибыль, на монопольном рынке и на рынке свободной конкуренции. Рассмотрим положительный эффект масштаба, который делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен. 
Данная курсовая работа состоит из трех глав. Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты темы "Монопольная (рыночная) власть и способы ее реализации". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов данной темы. 
В главе второй более подробно рассмотрены понятие, показатели, источники монопольной власти и способы ее реализации.  
Глава третья имеет практический характер. В ней проанализирована ценовая дискриминация на примере ОАО «Газпром нефть»  и антимонопольная служба. 
 
         Глава 1. Монополия: сущность и ее виды  
 
                               1.1. Сущность монополии

 
Монополия(от моно – один и греч. poleo – продажа) исключительное право в определенной области, государства, организации, фирмы. 
Монополия– крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.[4] 
Если мы обратили внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. 
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется, как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или в месте с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.[2] 
Характерными чертами монополии являются следующие: 
 
1. Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги. 
2. Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу. 
3. В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта. 
4. Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими. 
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» – один, «полио» – продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма-производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, использование термина «монополия», а тем более «чистая монополия» является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличие за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Для чистой монополии характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей продукт, близких заменителей которому нет, т.е. уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта. Регулируя цену изменением предложения продукта, фирма делает всё, чтобы не допустить новую фирму в отрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль. Коммерческая реклама продукта почти не осуществляется. 
Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последнее означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степенях монополии рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке. 
Как ведет себя монополист на рыке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции. 
Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже её. Это происходит, потому что монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать её на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую [5]

 
Разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы. 
Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приведет к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложнит положение отечественных монополистов. 
Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снизить цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить положение на рынке. 
Законодательные барьеры для вступления в отрасль также не вечны. На поддержку государственных чиновников, выражающих их интересы, монополисты тратят значительные средства, которые включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм-монополистов не является таким уж «безоблачным», как это кажется на первый взгляд.  
Многие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, – это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. Обладая исключительным положением, монополии всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вздувают цены, обеспечивая собственные сверхприбыли, вызывают снижение общей эффективности производства. Недостатки монополизма повсеместно оказываются сильнее их достоинств.[5]

 

 

       

 

 
                          1.2. Основные виды монополии. 
 
Обычно выделяют три основных видов чистой монополии: естественная, открытая, закрытая монополии. Существование трех указанных видов монополии, предполагает наличие трех различных видов обстоятельств, в силу которых одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке. Такими обстоятельствами, как правило, выступают различные барьеры на вход в отрасль и механизмы ограничения конкуренции. 
 
Естественная монополия (natural monopoly) – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок, удовлетворяя своими поставками весь предъявляемый на рынке спрос (Рис. 1). С естественной монополией, в основе которой лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами. В качестве примера можно привести РАО «Газпром».  
 
 
 
 
Рис.1. Естественная монополия 
 
Открытая монополия(open monopoly) – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время, становится единственным поставщиком уникального продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Инновационная деятельность составляет основу функционирования таких фирм. 
 
Закрытая монополия (closed monopoly) – монополия, защищенная юридическими запретами (нормативными актами), наложенными на конкуренцию. К числу таких монополий относятся предприятия, имеющие эксклюзивные права, полученные от государства на поставку какой-либо продукции на рынок, например, спирта. В ситуации закрытой монополии могут оказаться целые отрасли (например, производители отечественных автомобилей), защищенные от импортной продукции высокими таможенными пошлинами. К другим вариантами возникновения закрытой монополии можно отнести патентную защиту, институт авторских прав.  
 
Предложенная классификация видов монополии не является абсолютной. Особенно это касается долгосрочного периода. В долгосрочном периоде фактически все виды монополий вынуждено тяготеют к открытой монополии в силу действия следующих факторов:

  •  
    юридические запреты (нормативные акты) в качестве барьеров на пути действия конкуренции могут быть отменены;
  •  
    преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет существенными изменениями в технологиях;
  •  
    все монополии испытывают удары конкуренции со стороны товаров-субститутов. [14]

 
 
 
           Глава 2. Монопольная власть: сущность и показатели, источники,  
 
способы реализации 
 
                  2.1. Сущность монопольной власти и ее показатели 
 
Термин "монопольная власть" можно использовать как обобщающую характеристику различных рыночных структур, которые отклоняются от чистой конкуренции и относятся к типу рынков с "несовершенной конкуренцией". Монопольную власть целесообразно рассматривать как с позиций структуры рынка, так и с позиций властных отношений.  
 
Фирма обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путём ограничения своего собственного объёма выпуска. [12]  
 
Р. Лифман считал, что для монопольной власти над рынком достаточно было контролировать 75 % производства, однако в ряде случаев монопольное положение достигалось и при контроле меньшей доли производства, равной 40-50%. На рынке она связана с характером и особенностями реализуемых товаров, их дифференциацией. Дифференциация продукции означает отсутствие однородности предоставляемых потребителю товаров и услуг. Она позволяет уменьшать ценовую эластичность спроса, что свидетельствует об усилении монопольной власти производителя. Цена может быть повышена без сокращения объемов сбыта. В условиях дифференциации продукции она не является единственным инструментом конкуренции. Важное значение приобретают качество товаров, реклама, послепродажное техническое обслуживание. 
 
Условиями, определяющими возникновение монопольной власти и поддерживающими ее, являются:  
 
1) производство "фирменных" товаров, т. е. товаров высшего качества, что позволяет монополии контролировать значительную часть продукции своей отрасли на рынке, зачастую даже не представляя собой крупную фирму;  
 
2) собственность на важнейшие и редкие виды сырья (невоспроизводимые ресурсы), выгодное местоположение;  
 
3) укрупнение предприятия до определенной (оптимальной) величины, обеспечивающей экономию на масштабах производства и контроль на рынке;  
 
4) создание объединений;  
 
5) предпринимательская деятельность и протекционистская политика государства;  
 
6) обладание патентами, авторскими правами, лицензиями. 
 
Можно сделать вывод, что для того чтобы обладать монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом, так как даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. 
 
                      Показатели монопольной власти. 
 
Проанализируем различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.[11] 
 
Например, мы может использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками, который мы ввели ранее как часть правила "большого пальца" при ценообразовании. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера: 
 
L = (P - MC)/P. 
 
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Относительное превышение цены над предельными издержками характеризует наличие у конкретной фирмы монопольной власти (отрезок Рm, MC, как предоставлено на рисунке 2). 
 
 
 
Рис. 2. Монопольная (рыночная) власть фирмы. [14] 
 
 
Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма. Мы знаем, что 
 
L = (P - MC)/P = -1/Ed.  
 
Однако, Еd теперь означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса.  
 
Следующее ключевое понятие монопольного рынка – степень концентрации рынка. Показатель этой величины называется индексом Херфиндаля-Хиршмана. 
 
I = S12 + S22+ S32+…+ Sn2, где 
 
I – индекс Херфиндаля-Хиршмана. 
 
S1 – удельный вес самой крупной фирмы. 
 
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы. 
 
Sn – удельный вес наименьшей фирмы. 
 
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, т. е. мы имеем пример чистой монополии, то S1 = 100%, а I = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а I = 100. 
 
В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной политике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.  
 
Отметим, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма В, но получать меньшую прибыль, если у нее значительно выше средние издержки. 
 
Факторами, влияющими на степень монопольной власти, являются:

Информация о работе Монопольная власть и ценовая дискриминация