Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ теоретических и практических аспектов монопольной власти.
Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:
- характеристика сущности монополии и ее виды;
- характеристика сущности монопольной власти, её показателей и источников;
- анализ ценовой дискриминации;
- характеристика деятельности ОАО «Газпром нефть»;
Введение……………………………………………………………………..…2
Глава 1. Монополия: сущность и ее виды…………………………………....4
1.1. Сущность монополии…………………………………………………......4
1.2. Основные виды монополии…………………….………………………...8
Глава 2. Монопольная власть: сущность и показатели, источники,
способы реализации…………………………………………………………..10
2.1. Сущность монопольной власти и ее показатели……………………….10
2.2. Источники монопольной власти . ………………………………………15
2.3. Ценовая дискриминация и ее виды………...………………………......17
Глава 3. Практическая часть……...……………………………………….….25
3.1.Общая характеристика ОАО «Газпром нефть»…………………………25
3.2. Характеристика ОАО «Газпром нефть» как социальной системы…....27
3.3 Ценовая дискриминация на примере ОАО «Газпром нефть»……….…34
3.4 Антимонопольная служба…………………………………………….…..38
Заключение…………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………………………………………....42
Цены на нефть на внутреннем рынке зависят от ценовой политики ВИНК. Как нефть независимых компаний, так и нефть других ВИНК приобретается ВИНК, во многом ориентируясь на сложившееся внутри компании ценообразование. Поэтому часто рынок нефти в стране называют "квазирынком". [8]
В ситуации, когда один и тот же товар продается различным покупателям по разным ценам, появляются схемы поведения, приносящие относительные выгоды продавцу.
В обиходе считается, что нельзя естественному монополисту доверять право установления цен на свой товар, ибо он поднимет их до неприличия. Эту функцию пытается взять на себя государство. «Газпром нефть» устанавливают свой тариф, индивидуальный для каждого потребителя, отталкиваясь из оценки его реальных возможностей, а основное, из объемов потребления.
В декабре 2011 года Федеральная антимонопольная служба России наложила на «Газпром нефть» крупный штраф за нарушение антимонопольного законодательства. Согласно решению ФАС, компания установила и поддерживала монопольно высокие цены на дизельное топливо и авиакеросин в период IV квартала 2010 года — начала 2011 года, а также создавала дискриминационные условия деятельности. Сумма наложенного административного штрафа составила 979,29 млн руб.[14]
Часть нарушений, связанных со злоупотреблением доминирующим положением на рынках нефти или нефтепродуктов, в том числе путем установления монопольно-высоких цен, ценовой дискриминации, составляет около 25-30% от общего количества нарушений, зафиксированных на этих рынках. Основываясь на опыте, регионах, где имеется доминирующая компания, в том числе в рознице, - уровень цен выше, чем в регионах с развитым уровнем конкуренции. Происходит это в силу того, что потребители не имеют возможность выбора поставщика топлива. Даже в регионах, где нет доминирующей компании, рынки фактически монополизированы двумя-тремя ВИНК. Исключением из этого правила являются разве что Санкт-Петербург и Москва.
Для проведения в жизнь политики "от каждого по платежеспособности - каждому по потребности" используются суррогатные деньги, в частности дисконтный вексель.
Векселя имеют широкое хождение во всех отраслях ТЭКа. Наиболее прогрессивную схему использует ОАО "Газпром нефть", выбирая фактическую разновидность векселей - аукционную продажу дебиторской задолженности. При этом покупатель получает возможность самому выкупить свой долг по более низкой цене.
Политика такого
рода на языке антимонопольного законодательства
именуется ценовой
«Газпром нефть», являясь монополистом, сортирует покупателей по группам, между которыми невозможна купля-продажа данного товара. В противном случае цены выровнялись бы и дискриминация исчезла. Специфика газопотоков способствует тому в полной мере.
Рассмотрим механизм ценовой дискриминации. Предположим, что единая для всех покупателей отпускная цена на газ высока и для многих из них неприемлема. Эта цена используется, как стартовая, но не окончательная. И регулируется сроком погашения дебиторской задолженности, а значит, фактическая цена для каждого из покупателей различна.
У производителя-монополиста в лице "Газпром нефти" свои цели. Если монополист назначает единую для всех цену на свой товар, то с ростом объемов производства он вынужден снижать цену. Более низкая цена будет назначаться всем, даже тем, кто в состоянии заплатить больше.
При ценовой дискриминации «Газпром нефть» с ростом производства тоже снижает цену, но снижение это распространяется только на тот объем продукции, который произведен дополнительно. В общем повышается прибыль и охват рынка. Достигается наибольшая реальная прибыль от роста объемов производства. Этим объясняется сравнительно небольшой спад производства за годы реформ в газовой отрасли при высоком уровне неплатежей.
В самой формулировке "ценовая дискриминация" заложен негативный смысл. Рассмотрим, как это явление выглядит с точки зрения российского и мирового права?
Юридическая практика западных стран считает ценовую дискриминацию проявлением недобросовестной конкуренции, внеся на нее запрет. Тем не менее тут нужно выделить одно важное условие. Этот запрет имеет отношение только к конкурентным рынкам. На рынках компаний-монополистов ценовая дискриминация не запрещена. Ее проявлением являются официально разрешенные многочисленные тарифы для промышленности и населения, многообразные системы наценок и скидок. Они широко распространены в таких отраслях-монополистах, как энергетика и связь. В частности, во Франции действуют приблизительно 70 тарифов на газ.
Российский закон, наоборот, воспрещает заниматься ценовой дискриминацией предприятиям, доля которых на рынке того или иного товара превышает 65%, а в некоторых случаях 35%.
Все же, есть в российских законодательных нормах исключения из правил. Если заинтересованное предприятие докажет, что его деятельность способствует насыщению товарного рынка или может принести пользу в каком-нибудь ином виде.
Следовательно, в качестве доказательства можно принять тот факт, что ценовая дискриминация стимулирует увеличение производства даже в условиях всеобщего спада. Исходя из этого, следовало бы разрешить, предприятиям ТЭКа открыто, без обиняков устанавливать разные цены для разных потребителей. Это имело бы соответствие с мировой практикой и не принуждало бы прибегать к помощи денежных суррогатов. У нас в РФ такая практика присутствует, и прекрасно себя зарекомендовала на железнодорожном транспорте. Там тарифы дифференцированы в зависимости от расстояния: чем дальше везешь груз, тем каждый километр перевозки обходится дешевле.[7]
Некоторые изменения в понимании этой проблемы в последнее время произошли. Предоставлены скидки 50% потребителям газа и электроэнергии при условии предоплаты "живыми" деньгами. Но опять же снижение всеобщее. И для тех, кто может платить нынешнюю высокую цену, и для тех, кто не может. Из всего этого следует, что проблема остается открытой.
3.4. Антимонопольная служба
Способствовать развитию конкуренции
на рынке нефти будут предлагаемые ФАС
поправки в отраслевые законодательства.
Так, в проекте закона "О недрах" предлагается
ввести инструмент антимонопольного контроля
использования ограниченных природных
ресурсов. Он предполагает два механизма:
первый - прозрачные конкурсные процедуры
(с преобладанием аукционного принципа)
выделения прав пользования природными
ресурсами, в том числе в сфере нефтедобычи;
второй - позволяющий не допустить концентрацию
в одних руках прав на использование этих
ограниченных природных ресурсов. В рамках
этих процедур могут быть оговорены и
условия недропользования малыми и средними
компаниями.
В последние годы на рынках
газа вершатся довольно значимые изменения.
За последние два года, что ведутся обсуждения
тема развития рынка газа у органов власти,
организаций, которые работают в газовой
сфере, сформировался определенный консенсус
в понимании того, в каком направлении
нужно двигаться. Больше не возникает
вопрос о имущественном выделении
из ОАО «Газпром нефть » естественной
монополии - систем транспортировки газа,
как необходимого предварительного условия
для процесса реформирования. Дискуссии,
которые длительное время велись на эту
тему, оказались непродуктивными , вместо
того, чтобы заниматься поэтапным улучшением
ситуации. Следовательно, реформирование
газовой сферы имеет место отставания
от других сфер: электроэнергетики, нефтяной
сферы.[10]
Есть понимание того, какими могут быть
периоды развития газового рынка. Обсуждается
концепция так называемого двухсекторного
рынка газа. Такой опыт есть в электроэнергетике.
Для этого требуется подготовительный
период для выстраивания контрактных
отношений сначала в регулируемом сегменте
с переходом на нерегулируемый сегмент.[2]
Появляется вопрос: какова зона конкуренции
и насколько существуют предпосылки для
конкуренции, за счет чего могут быть обеспечены
условия конкуренции? То, что она может
иметь место, подтверждает тот факт, что
за короткий срок произошло увеличение
доли независимых организаций газа до
14-15%.
Вопрос в следующем, насколько в свободном
режиме они торгуют. Но факт остается фактом
- независимые участники рынка начинают
играть весомую роль на рынке. Независимые
газовые компании, которые специализируются
на разработке газовых месторождений,
и нефтяные компании, которые одновременно
добывают и нефть, и газ, обеспечивают
основные приросты добычи газа. Этот сегмент
имеет перспективы для расширения. В энергетической
стратегии России его доля оценивается
в 30% и более.
Каковы условия для конкуренции, когда
у нас есть один крупный участник рынка
, который совмещает потенциально конкурентные
и естественно монопольные виды деятельности,
и целый ряд независимых участников рынка,
которые, естественно, на газовом рынке
обладают меньшими возможностями, чем
доминирующие субъекты? Какие инструменты
могут гарантировать формирование условий
конкуренции? О какой конкуренции мы ведем
речь?
Ответить на эти вопросы постарались в
ФАС России в рамках разрабатываемой программы
. Программы мероприятий Федеральной антимонопольной
службы по формированию конкуренции в
газовой отрасли. Помимо этого , цельный
программный документ необходим ФАС России
для:
- установления приоритетных направлений
деятельности Федеральной антимонопольной
службы на рынках газа;
- проведения единообразной политики и
практики применения антимонопольного
законодательства на указанных рынках
всеми территориальными управлениями
и центральным аппаратом Федеральной
антимонопольной службы;
- подготовки предложений Федеральной
антимонопольной службы по формированию
государственной конкурентной политики
на рынках газа.
Базой для разработки Программы являлся
опыт применения антимонопольного законодательства,
в том числе на рынках газа, опыт проведения
структурных реформ и зарубежный опыт.
Содержание и предлагаемые конкретные
мероприятия, сформулированные в Программе,
соответствуют положениям Энергетической
стратегии России на период до 2020 года
(далее Энергетическая стратегия), утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28.08.2003 №1234-р.
В соответствии с Энергетической стратегией
России до 2020 года главной целью энергетической
политики является эффективно развивающийся
ТЭК, удовлетворяющий потребностям растущей
экономики в энергоресурсах и интегрирующийся
с мировыми энергетическими рынками. Главная
составляющая энергетической политики
- это развитие внутренних топливно-энергетических
рынков. При этом один из главных инструментов
энергетической политики должно выступать
антимонопольное регулирование. [3]
Энергетическая стратегия России на период
до 2010 года
(утверждена распоряжением Правительства
РФ от 28.08.2003 №1234-р)
По завершению
изучения монопольной власти и результатам
проделанной работы, можно сделать следующие
выводы
Монопольная власть заключается
в способности продавцов или покупателей
воздействовать на цену товара.
Рыночная власть существует
в двух формах.
Когда продавцы устанавливают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки.
Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену.
Отчасти монопольная власть обусловливает количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на рынке есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает.
Когда на рынке функционируют несколько фирм, монопольная власть зависит от взаимодействия этих фирм. Чем активнее они конкурируют, тем меньшей монопольной властью располагает каждая из них..
Главным орудием регулирования
Список использованной
литературы
Информация о работе Монопольная власть и ценовая дискриминация