Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ теоретических и практических аспектов монопольной власти.
Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:
- характеристика сущности монополии и ее виды;
- характеристика сущности монопольной власти, её показателей и источников;
- анализ ценовой дискриминации;
- характеристика деятельности ОАО «Газпром нефть»;
Введение……………………………………………………………………..…2
Глава 1. Монополия: сущность и ее виды…………………………………....4
1.1. Сущность монополии…………………………………………………......4
1.2. Основные виды монополии…………………….………………………...8
Глава 2. Монопольная власть: сущность и показатели, источники,
способы реализации…………………………………………………………..10
2.1. Сущность монопольной власти и ее показатели……………………….10
2.2. Источники монопольной власти . ………………………………………15
2.3. Ценовая дискриминация и ее виды………...………………………......17
Глава 3. Практическая часть……...……………………………………….….25
3.1.Общая характеристика ОАО «Газпром нефть»…………………………25
3.2. Характеристика ОАО «Газпром нефть» как социальной системы…....27
3.3 Ценовая дискриминация на примере ОАО «Газпром нефть»……….…34
3.4 Антимонопольная служба…………………………………………….…..38
Заключение…………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………………………………………....42
Продукция «Газпром нефти» реализуется как на территории России, так и за ее пределами через разветвленную сеть собственных сбытовых предприятий. На конец 2011 года сеть действующих АЗС компании (собственные, арендованные и франчайзинговые) насчитывает 1670 автозаправочных станций в России, странах СНГ и Европы.
По итогам 2011 года «Газпром нефть» входит в пятерку ведущих российских нефтяных компаний по объемам добычи нефти.
«Газпром нефть» реализует на оптовом и розничном рынке продукты нефтепереработки собственных предприятий: бензин, авиакеросин, дизельное топливо, автомобильные масла и смазки, битумы и другие нефтепродукты.
Высокое качество продукции и развитая сбытовая сеть обеспечивают Компании ведущие позиции на российском рынке нефтепродуктов. В 2011 году общий объем реализации нефтепродуктов «Газпром нефти» на внутреннем рынке вырос на 18,3 % по сравнению с 2010 годом и составил 24,29 млн тонн.
Компания планомерно расширяет собственную сбытовую сеть и увеличивает долю на российском и международном рынках нефтепродуктов за счет постоянных инвестиций в модернизацию перерабатывающих мощностей и развитие сети АЗС.
3.2Характеристика
ОАО «Газпром нефть» как
«Газпром нефть» и ее дочерние общества представляют собой вертикально-интегрированную нефтяную компанию (ВИНК),
Система управления компании «Газпром нефть» строится в соответствии с действующим российским законодательством, Уставом и внутренними документами Компании, а также положениями Кодекса корпоративного поведения, рекомендованного к применению Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Общее собрание акционеров — высший орган управления, к компетенции которого относятся наиболее существенные вопросы деятельности Компании. Годовое Общее собрание акционеров ОАО «Газпром нефть» проведено 8 июня 2012 г.
Совет директоров — орган управления, осуществляющий общее руководство деятельностью Компании и ответственный за стратегическое управление, направленное на увеличение акционерной стоимости Компании. Совет директоров обеспечивает эффективную деятельность исполнительных органов Компании и контролирует ее.
Правление — коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство текущей деятельностью Компании.
Генеральный директор — единоличный исполнительный орган, осуществляющий функции Председателя Правления Компании.
Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общим собранием акционеров избирается Ревизионная комиссия, к компетенции которой относится проверка и анализ финансового состояния Компании, функционирования системы внутреннего контроля и системы управления рисками, проверка законности хозяйственных операций.
Для проведения ежегодного аудита финансовой отчетности в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ) и в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета (US GAAP) ОАО «Газпром нефть» привлекает внешнего аудитора. Кандидатура независимого аудитора ежегодно утверждается Общим собранием акционеров по предложению Совета директоров. Вопросы формирования, компетенции и организации деятельности органов управления и контроля предусмотрены Уставом ОАО «Газпром нефть», а также соответствующими внутренними документами Компании.
Перечень основных дочерних обществ ОАО «Газпром нефть»:
Добыча :ОАО «Газпромнефть-
ООО «Газпромнефть-логистика» ООО «Газпромнефть-Челябинск»
ООО «Газпромнефть-Красноярск» ОАО «Газпромнефть-Урал» ОАО «Газпромнефть-Ярославль»
ОАО «Газпромнефть-Иваново»
ОАО «Газпромнефть-Новосибирск»
ООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт»
ООО «Газпромнефть-Таджикистан» ООО «Газпромнефть-Казахстан»
ООО «Альянс-Ойл-Азия» ООО «Газпромнефть-Нижний
Новгород»
ООО «Газпромнефть-Юг» ЗАО «Газпромнефть-Мобильная
карта» ОАО «Моснефтепродукт» ООО «Московская
топливная компания»
ОАО «Московская нефтегазовая компания»
Смазочные материалы:ООО «Газпромнефть
– смазочные материалы»
Gazpromneft Lubricants Italia
S.p.A.
ООО «Газпромнефть Лубрикантс Украина»
ЗАО «Газпромнефть МЗСМ» Заправка авиатопливом:ЗАО «Газпромнефть-Аэро»
ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск»
ООО «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан» ООО
«Газпромнефть-Аэро Ульяновск»
ЗАО «Газпромнефть-Аэро Новосибирск»
(СП) ООО «Газпромнефть-Аэро Брянск» (СП)
ООО «Газпромнефть-Аэро Чита» (СП) ООО
«Газпромнефть-Аэро Шереметьево» (СП)
ООО ТЗК «Северо-Запад» (СП) ООО «Газпромнефть-Аэро
Томск» (СП)
ЗАО «Совэкс» (СП) ООО «Газпромнефть-Аэро
Душанбе» (СП) ТОО «Газпромнефть-Аэро Астана»
(СП) Бункеровка:ООО «Газпромнефть Марин
Бункер» ООО «Газ
Предприятия компании работают в 24 регионах России. Основные добывающие предприятия расположены в регионах Сибири, крупнейшие нефтеперерабатывающие мощности — в Омской, Ярославской областях и в Москве. Сеть АЗС охватывает практически всю страну.
«Газпром нефть» вносит
значительный вклад в социально-
На протяжении 2011 года компания заключила 26 социально-экономических соглашений с органами региональной и муниципальной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ненецкого автономного округа, Омской, Ульяновской, Оренбургской, Томской и Тюменской областей.
Приоритетными направлениями социальной деятельности компании в регионах являются:
Общие затраты «Газпром нефти» на реализацию социальных проектов в регионах в 2011 году составили 1,44 млрд руб., из них на благотворительные программы в рамках социально-экономических соглашений с регионами присутствия компании израсходовано 1,4 млрд руб., на реализацию «Программы адресной помощи» — 37 млн руб.
Стратегия развития «Газпром нефти» основана на убеждении, что эффективное и устойчивое развитие бизнеса неразрывно связано с национальной экономической конкурентоспособностью, социальным благополучием, сохранением природных богатств.
Компания играет значимую роль в развитии территорий присутствия. «Газпром нефть» — крупный налогоплательщик и работодатель. Компания инвестирует в модернизацию производств и повышение квалификации работников, выступает как заказчик продукции местных производителей. «Газпром нефть» вносит существенный вклад в устойчивое развитие и как надежный партнер местных властей в реализации программ поддержки здравоохранения, образования и культуры, формирования социальной инфраструктуры.
Приоритетами «Газпром нефти» как социально ответственной компании являются:
В компании «Газпром нефть» разработаны политики и системы управления социально значимыми аспектами деятельности, ориентированные на международные стандарты. В 2007 году в компании была принята Политика благотворительной деятельности, в которой в качестве стратегических социальных инициатив на ближайшие годы определены «Программа поддержки детей и молодежи», «Региональное сотрудничество» и «Поддержка спорта».
В 2008 году в «Газпром нефти» создана Комиссия по благотворительности, что позволило систематизировать благотворительную деятельность и сконцентрировать ее на приоритетных для компании направлениях. Благодаря работе Комиссии компания смогла сократить опосредованную поддержку через благотворительные организации и фонды и увеличить собственные программы помощи детским домам, школам и интернатам, учреждениям культуры, администрациям районов, городов и областей присутствия компании.
В 2011 году на основе Политики благотворительной деятельности была разработана и принята Программа благотворительной деятельности ОАО «Газпром нефть».
Общие затраты «Газпром нефти» на реализацию социальных проектов в регионах в 2011 году составили 1,44 млрд руб., из них на благотворительные программы в рамках социально-экономических соглашений с регионами присутствия компании израсходовано 1,4 млрд
Обусловливающим фактором инновационного развития любого предприятия является умение создавать и эффективно использовать новые технологии. Основные направления работы специалистов «Газпром нефти» в области инновационного развития включают:
3.3 Ценовая дискриминация на примере ОАО «Газпром нефть»
ОАО «Газпром нефть» Является естественным монополистом.
ВИНК имеют возможность поставить нефть на экспорт или переработать внутри страны на собственных НПЗ и продать внутри страны по ценам, близким к внешнему рынку. Самостоятельные же нефтедобывающие компании имеют возможность продать нефть на внешнем рынке, а также на внутреннем рынке, но уже по трансфертным ценам нефтяных компаний. Соответственно, они имеют совершенно несимметричную структуру доходов от совокупных продаж на внешнем и внутреннем рынках.
Цена на нефть на внутреннем рынке составляет около 40% от цены на нефть на внешнем рынке, цена на автомобильное топливо - на уровне 70%. Ценовая политика на рынке формируется в основном вертикально интегрированными нефтяными компаниями, оставляя на периферии независимые нефтяные добывающие компании и независимые АЗС. За последние 5 лет доля малых и средних независимых нефтедобывающих компаний сократилась с 13 до 5%. Доля независимых АЗС уменьшилась с примерно 65 до 50%. Сокращение произошло в пользу ВИНК.При этом продолжаются процессы консолидации ВИНК - их количество с 12 сократилось до 7.
Информация о работе Монопольная власть и ценовая дискриминация