Мотивационные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение понятий мотивации, а также их роль в современном обществе.

Содержание работы

Оглавление
Введение
1. Понятие мотивационных процессов
2. Содержательные теории мотивации
2.1. «Иерархия потребностей» А. Маслоу
2.2. Теория СВР, разработанная К. Альдерфером
2.3. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда
2.4. Двухфакторная (мотивационно-гигиеническая) теория Ф. Герцберга
3. Процессуальные теории мотивации
3.1. Теория ожиданий и предпочтений В. Врума
3.2. Теория справедливости (равенства) С.Адамса
3.3. Модель Портера-Лоулера
3.4. Теория «Х» и «Y» Д. МакГрегора
4. Мотивация на примере Фининсовой Корпорации «УРАЛСИБ»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Мотивационные процессы.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с теорией справедливости люди психологически не могут не завидовать друг другу. Поэтому даже когда у всех одинаковые повышенные оклады, то повод для зависти все равно найдется.

3.3. Модель Портера-Лоулера

Американские ученые Л. Портер и  Э. Лоулер разработали комплексную  процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теорий ожидания и справедливости, описанных выше. В модели присутствует пять переменных:

  • Затраченные усилия;
  • Восприятие;
  • Полученные результаты;
  • Вознаграждение;
  • Степень удовлетворения.

В соответствии с созданной моделью  можно определить следующую зависимость: достигнутые результаты труда зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий, т.е. затрат труда, действительно повлечет за собой вполне определенной вознаграждение, удовлетворяющее работника. Кроме того, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. сотрудник удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения, полученного за достигнутые результаты.

Теория так же рассматривает  возможные связи между результатами труда и вознаграждением (внешним  и справедливым), которые могут  означать, что в первом случае результативность труда определенного сотрудника и выдаваемое ему вознаграждение зависит от возможностей, определяемых руководителем для конкретного сотрудника и всей организации целиком. Во втором случае – что в соответствии с теорией справедливости люди имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемые за те или иные результаты. Удовлетворение – это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение выступает в качестве измерителя того, насколько ценно вознаграждение для конкретного работника.

Один из наиболее важных выводов  теории Портера-Лоулера состоит  в том, что результативный труд ведет  к удовлетворению. Это прямо противоположно постулату более ранних мотивационных  теорий, в первую очередь двухфакторной теории Герцберга, состоящей в том, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде или, проще говоря, что более довольные работники трудятся лучше. Модель Портера-Лоулера показала, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей. Эта теория показывает, насколько важно объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение, восприятие в рамках единой, взаимосвязанной системы мотивации труда.

3.4. Теория «Х» и «Y» Д. МакГрегора

Эта теория несколько обособлена от других процессуальных теорий мотиваций  в связи с тем, что она описывает  типы и поведение руководителей  организаций, поэтому в менеджменте  ее часто относят к теориям  власти и лидерства. Тем не менее, в связи с тем, что руководители – это также сотрудники коллектива, которым свойственна мотивация труда и определенное поведение в процессе труда, то ее относят к процессуальным теориям мотивации.

В качестве поведенческой характеристики руководителя Д МакГрегор выделил степень его контроля над подчиненными. Крайними полюсами этой характеристики являются авторитарное и демократичное руководство.

Дуглас МакГрегор проанализировал  деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

  • задания, которые получает подчиненный;
  • качество выполнения задания;
  • время получения задания;
  • ожидаемое время выполнения задачи;
  • средства, имеющиеся для выполнения задачи;
  • коллектив, в котором работает подчиненный;
  • инструкции, полученные подчиненным;
  • убеждение подчиненного в посильности задачи;
  • убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
  • размер вознаграждения за проведенную работу;
  • уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.

Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас МакГрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов, возможно, применить два различных подхода к управлению, которые он назвал «Теория X» и «Теория Y».

«Теория X» воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам. Согласно ей:

  • человек по своей природе ленив, не любит работать и всячески избегает этого;
  • у человека отсутствует честолюбие, он избегает ответственности, предпочитая, чтобы им руководили;
  • эффективный труд достигается только за счет принуждения и угрозы наказания.

Следует отметить, что такая категория работников действительно встречается. Например, люди являющиеся по типу личности психастеноидами. Не проявляя никакой инициативы в работе, они будут охотно подчиняться руководству, и при этом жаловаться на свои условия труда, низкую зарплату и т.п.

«Теория Y» соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы. Согласно ей:

  • труд для человека – естественный процесс;
  • в благоприятных условиях человек стремится к ответственности и самоконтролю;
  • он способен к творческим решениям, но реализует эти способности лишь частично.

Именно такие люди и такой  стиль руководства наиболее приемлемы для достижения эффективной мотивации в рыночных условиях хозяйствования.

Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.

Эти теории оказали сильное  влияние  на развитие управленческой теории в целом. Ссылки на них сегодня можно встретить во многих практических пособиях по управлению персоналом предприятия, мотивации подчиненных.

Теории МакГрегора были разработаны применительно к отдельно взятому человеку. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с таким развитием организации как системы открытого типа, а также была рассмотрена работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к управлению, т.е. необходимости учета всей совокупности производственных и социальных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве примера можно рассмотреть  коммерческую организацию Банк «УРАЛСИБ».

Финансовая корпорация «УРАЛСИБ» (прежнее название – ФК «НИКойл») ведет свою историю с 1993 года. На первых этапах развития это была инвестиционная компания, которая оказывала финансовые и консалтинговые услуги предприятиям реального сектора, преимущественно нефтяной отрасли. В 1996 году в ее состав вошел инвестиционный банк, что придало бизнесу Компании большую устойчивость.

При этом многопрофильный и диверсифицированный  бизнес «НИКойла» вскоре потребовал решения новой стратегической задачи: создать корпорацию, нацеленную на работу с широким кругом российских и зарубежных клиентов.

К 2000 году завершилось построение многопрофильной финансовой корпорации, предоставляющей широкий спектр услуг. В 2002 году «НИКойлу» объявил  о приобретении двух крупнейших участников российского рынка – Автобанка и Промышленно-страховой компании. В конце 2003 года Финансовая корпорация «НИКойл» объявила о стратегическом партнерстве с Банковской группой «УРАЛСИБ». Цель партнерства – внедрение новых перспективных продуктов и услуг, обмен передовыми технологиями, укрепление позиций объединенной структуры на финансовом рынке, улучшение качества работы с клиентами, снижение издержек и как следствие – рост прибыли и капитализации. В мае 2004 года в результате успешных интеграционных процессов, направленных на повышение устойчивости бизнеса объединенной структуры Финансовая корпорация «НИКойл» и Банковская группа «УРАЛСИБ» объявили о выводе на рынок нового единого бренда – Финансовая корпорация «УРАЛСИБ». Одновременно в рамках Корпорации начался беспрецедентный по масштабам и числу участников процесс объединения банковского бизнеса. К ОАО «УРАЛСИБ» присоединились четыре ведущих банка Корпорации – АКБ «АВТОБАНК-НИКОЙЛ», АБ «ИБГ НИКойл», Брянский Народный Банк и «Кузбассугольбанк».

Объединив все преимущества и уникальный опыт объединяемых банков, новый Банк «УРАЛСИБ» занимает одну из лидирующих позиций на рынке финансовых услуг.

«УРАЛСИБ» является одним из самых  надежных, устойчивых и крупных Банков в Российской Федерации и входит в десятку крупнейших банков России. Банк располагает огромным финансовым потенциалом и уникальной разветвленной региональной сетью. Занимает второе место по количеству отделений в Санкт-Петербурге среди не питерских банков. Банк поддерживает корреспондентские отношения со 100 российскими и более 50 зарубежными банками. Более 10 лет работы на рынке банковских услуг являются залогом надежности, конкурентоспособности и стабильности банка. ФК «УРАЛСИБ» обслуживает более 60 тысяч предприятий и организаций. Крупнейшие рейтинговые агентства (как российские, так и зарубежные) присваивают банку одну из самых высоких оценок среди Российских банков.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политика в области  управления персоналом. Политика в области управления персоналом направлена на предоставление каждому сотруднику возможностей для полного раскрытия навыков, знаний и талантов в интересах Корпорации и призвана обеспечить целостность и устойчивость Корпорации как бизнес-организации.

Цели, задачи и принципы политики в  области управления персоналом являются ориентирами для определения и разработки ее основных направлений. Реализация данных направлений предусматривает, прежде всего, механизмы «включения» персонала в процесс достижения Корпорацией стратегических целей, а также рациональный подход к использованию человеческих ресурсов.

Сотрудники являются ответственными партнерами по развитию бизнеса Корпорации. Наша ответственность, лояльность, сплоченность, взаимоуважение и целеустремленность – залог качества и результативности бизнеса. Корпорация считает персонал своим стратегическим ресурсом и конкурентным преимуществом и создает условия для гармоничного профессионального и личного развития сотрудников.

Приоритетные направления нашей  кадровой политики: привлечение высококлассных профессионалов на работу в Корпорацию; развитие и обучение сотрудников в регионах; удержание специалистов, снижение текучести персонала; разработка программ долгосрочной мотивации ключевых специалистов; развитие системы внутренней коммуникации и укрепление корпоративной культуры.

Мы осознаем, что люди – самый важный ресурс Корпорации. Мы создаем благоприятные условия для развития корпоративного духа и формирования управленческих команд, понимающих и разделяющих общие ценности и стратегические ориентиры. «УРАЛСИБ» дорожит своими сотрудниками, развивает и мотивирует их. Мы – социально ответственный работодатель.

Корпорация очень большое количество времени уделяет мотивации сотрудников. До 2006 года  была маленькая мотивация  сотрудников (основные - заработная плата, оснащение рабочего места). С  каждым годом предоставляется все больше и больше разнообразных льгот для сотрудников Корпорации:

    • ДМС за 10%
    • Оплата мобильной связи
    • Обучение
    • Скидки при страховании
    • Спорт (бассейн, волейбол, футбол и т.д.)
    • Льготные условия кредитования
    • Современно оснащенное рабочее место
    • Материальная помощь при смерти близкого родственника…
    • Санатории для детей сотрудников
    • Проводится политика здорового образа жизни («Брось курить», «лестничная проба» и т.п.)
    • Ежегодный выезд загород – тимбилдинг
    • Премии
    • Конкурс на лучшего сотрудника
    • Участие в современных акциях (призы от VISA и т.д.)
    • Удобный график
    • 100 % оплата больничного листа.

 

В компании «УРАЛСИБ» существует специальный  Отдел Методологии и аттестации персонала. Он занимается разработкой, методологическим оснащением и участием в мероприятиях, предусматривающих оценку управленческих компетенций сотрудников Корпорации. Оценка по компетенциям – это помощь в выявлении и подготовке высококлассных менеджеров и специалистов, способных ставить и выполнять амбициозные бизнес-задачи. Она дает возможность современного, основанного на качественной методологии решения ряда управленческих задач и помогает сотрудникам Корпорации наиболее полно реализовать свой профессионально-личностный потенциал.

С целью ограничения воздействия  на сотрудников Корпорации вредных факторов окружающей среды, связанных с водоснабжением, состоянием воздушной среды, а также воздействием негативных производственных факторов на рабочих местах, компания поддерживает и развивает программу «Благоустроенное рабочее место».  Эта программа направлена на улучшение труда сотрудников, исправление уже существующих нарушений организации рабочих мест согласно экологическим нормам. Программа предусматривает:

1. Обеспечение существующих рабочих  помещений климатическим оборудованием.

2. Оснащение офисов экологическим  оборудованием.

В 2008 году предусмотрено оснащение  офисов, в которых регистрируются нарушения экологических норм Корпорации, дополнительным климатическим оборудованием (кондиционерами и обогревателями), а также экологическим оборудованием (очистителями воды и очистителями/увлажнителями воздуха).

Информация о работе Мотивационные процессы