Мотивационные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение понятий мотивации, а также их роль в современном обществе.

Содержание работы

Оглавление
Введение
1. Понятие мотивационных процессов
2. Содержательные теории мотивации
2.1. «Иерархия потребностей» А. Маслоу
2.2. Теория СВР, разработанная К. Альдерфером
2.3. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда
2.4. Двухфакторная (мотивационно-гигиеническая) теория Ф. Герцберга
3. Процессуальные теории мотивации
3.1. Теория ожиданий и предпочтений В. Врума
3.2. Теория справедливости (равенства) С.Адамса
3.3. Модель Портера-Лоулера
3.4. Теория «Х» и «Y» Д. МакГрегора
4. Мотивация на примере Фининсовой Корпорации «УРАЛСИБ»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Мотивационные процессы.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Дополнительно можно побеседовать с психологом-консультантом.

Заключение.

В современной науке мотивации  отводится ведущая роль. Существует множество различных теорий и  моделей мотивации, которые порой  противоречат друг другу. Руководителям  нужно усвоить для себя их основные положения и выработать для себя свою программу мотивации персонала. Причем, на каждом предприятии должна быть своя программа, в которой бы учитывались все особенности деятельности программы.

В первую очередь, следует определить, что хочет получить от работы тот  или иной человек. Это может  быть не только денежное вознаграждение, но и принадлежность к известной компании, хорошая рабочая обстановка, возможность карьерного роста, социальная защищенность, желание приносить людям пользу. Этих факторов очень много и перечислять их можно долго.

Определение потребностей должно происходить до приема на работу человека, и корректироваться постоянно по ходу его трудовой деятельности. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Далеко не все потребности человека проявляются явно.

Если работник испытывает скрытую потребность в чем-либо, то он будет искать возможность для ее удовлетворения. Если она так и будет оставаться неудовлетворенной, то это будет отражаться на поведении сотрудника и явится серьезным демотивирующим фактором. Поэтому необходимо пытаться выявить все потребности работника, а так же определить, какие из них являются доминирующими. Для этого при приеме на работу следует использовать специальные методики тестирования и собеседования. Здесь большую помощь может оказать знание Теории потребностей Маслоу. Его «Пирамида потребностей» дает достаточно четкое представление об иерархии потребностей. С помощью нее можно правильно определить наиболее важную группу потребностей человека, то есть найти те рычаги, на которые следует воздействовать. Однако следует учитывать, что Теория Маслоу представляет обобщенную модель и не учитывает индивидуальные отличия людей. В процессе работы руководители должны внимательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы понять какие активные потребности движут ими сейчас. Однажды выявленные потребности человека могут со временем удовлетвориться и уйти на второй план, и в то же время будут появляться новые. Мотивы, движущие работником, не являются постоянными, и их необходимо отслеживать. Таким образом, первым этапом должна быть выработка системы мероприятий, направленных на изучение потребностей персонала.

Следующим шагом мотивационной  стратегии должно быть определение  тех форм стимулирования персонала, которые организация может использовать в своей деятельности. Здесь важно понимать, что фирма может позволить себе применять только те меры мотивационного воздействия, использование которых принесет ей реальную прибыль. Затраты на дополнительное стимулирование работников не должны превышать той отдачи, которую компания получит от их применения.

Однако существует мотивационный  фактор, применение которого обязательно  для любой компании, которая стремится  добиться успеха. Как правило, в современных  разработках мотивация персонала  сводится, в первую очередь, к тому, какими средствами вознаграждения стимулировать работник на более производительный труд. Понятие «корпоративный дух» обычно рассматривается в других разделах теории управления. На мой взгляд, создание имиджа компании является серьезнейшим мотивирующим фактором, причем тем фактором, который влияет на мотивацию работника еще до того, как он принимается на работу, и оказывает воздействие на протяжении всего времени его работы в компании. Какими бы ни были основные потребности человека, возможность работать в известной компании, которая пропагандирует четкие, ясные, известные далеко за ее пределами и получающие общественное одобрение цели, будет в той или иной степени возбуждать в человеке гордость за возможность принадлежать к этой корпорации, ощущать себя ее частью. Таким образом, создание «корпоративного духа» становится важнейшим звеном программы мотивации любого коллектива.

Другим фактором, безусловно оказывающим  влияние на эффективность труда работников, является обстановка внутри компании. Здесь руководителям необходимо понять, что ни при каких условиях нельзя экономить на условиях труда работников и создании благоприятного психологического климата внутри компании. Выполнение этих условий само по себе не приносит экономического эффекта в чистом виде. Однако если компания не заботится об этом, ее работники испытывают чувство физического или морального дискомфорта, что, безусловно, снижает производительность труда. Поэтому важно иметь в виду, что создание благоприятной обстановки в компании также является серьезнейшей задачей мотивации.

Перечисленные выше условия являются необходимыми для создания атмосферы заинтересованности в работе в данной компании. Без их выполнения невозможно рассчитывать на привлечение и сохранение высококвалифицированных специалистов, и на высокую отдачу со стороны работников. Однако наличия этих  элементов недостаточно для создания эффективной мотивационной стратегии компании. Следует разработать специальные меры стимулирования труда работников. Они могут быть коллективными и индивидуальными.

Вопрос формирования общих форм стимулирования персонала вплотную соприкасается с понятиями "корпоративного духа" и "корпоративной культуры".

Для руководителя очень важно "нарисовать" психологический портрет всего коллектива. Это поможет правильно оценить те общие потребности, которые могут быть эффективно удовлетворены организацией. Такой вид мотивации обходиться компании не так дорого, а отдача от него порой бывает очень значительной, так как, помимо удовлетворения потребностей отдельных работников, коллективные формы стимулирования способствуют сплоченности коллектива, формированию "корпоративного сознания", что, несомненно, сказывается на производительности труда. Список таких мер может быть достаточно большим. Самые основные меры я перечисляла в начале своей практической работы.

Применение таких форм коллективной мотивации оказывается не только полезным, но и выгодным. Дело в том, что все сотрудники вынуждены тратить деньги на обеды и транспорт. Эти средства они получают от нас в виде зарплаты. Существующая ныне система налогообложения такова, что выплачивать сотрудникам высокие оклады и при этом не нарушать закон компании не в состоянии из-за немыслимо высоких налоговых издержек. В то же время, оплата таких расходов фирмой не влечет за собой столь высоких издержек. Таким образом, система оплаты части расходов сотрудников компанией выгодна и тем и другим. С другой стороны, большинство работников хотят иметь доступ к качественному медицинскому обслуживанию, спортивным сооружениям, получать дополнительное образование, иметь страховки и дополнительные пенсии. Однако эти расходы по карману далеко не всем. Если эти расходы берет на себя компания, то они становятся гораздо доступнее из-за того, что компании легче обеспечить меньшую стоимость этих услуг, чем отдельному человеку.

Таким образом, получение от компании тех дополнительных благ, которые работник не может позволить себе сам, повышает его заинтересованность в работе в компании, то есть серьезно мотивирует его. Необходимо понять, что в сегодняшних условиях предоставление значительного социального пакета может быть гораздо более привлекательным способом компенсации сотрудникам фирмы, чем простое повышение зарплаты. При этом важно определить, какие формы коллективного стимулирования будут наиболее эффективны для конкретной компании. Особенно это касается тех компаний, которые на определенном этапе развития  значительно ограничены в  средствах для проведения социальных программ.

Однако потребности сотрудников  различны, поэтому наиболее эффективными формами стимулирования работников являются индивидуальные. Как отмечалось выше, важно выяснить потребности каждого работника и попытаться найти способы их удовлетворения. При разработке собственной программы мотивации для конкретного коллектива необходимо понять всю сложность этой задачи.

Ведь каждая организация имеет  свою структуру, и задача мотивации подчиненных должна решаться на всех уровнях иерархии предприятия. Здесь важную роль имеет подготовка специальных методик, позволяющих безошибочно диагностировать нужды сотрудников. При этом надо понимать, что персональная мотивация сотрудников не должна сводиться лишь к предоставлению дополнительных материальных благ за успешное выполнение работы. Существуют многочисленные нематериальные факторы, побуждающие человека трудиться эффективнее. Наиболее важным в этом отношении я бы назвала "фактор своего места". Искусство руководителя состоит в таком распределении человеческих ресурсов, при котором работники максимально ощущали бы свою полезность и получали бы удовлетворение от проделанной работы. В этом случае осознание своей значимости станет для работников очень сильным мотиватором. Другими сильными стимулирующими факторами для работников могут быть возможность продвижения по служебной лестнице и возможность творчества. Эти стремления надо всячески поощрять, правда, следует понимать, что мотивировать они будут лишь тех людей, которые в  этом нуждаются. В противном случае, результат будет прямо противоположным. Огромное значение имеет также фактор личного примера руководителя. Нельзя добиться эффективной работы персонала, если начальник не побуждает их к этому своими действиями.

Что же касается персонального материального  поощрения, то эти меры хорошо известны: заработная плата, бонусы, участие в прибылях, планы дополнительных выплат, участие в акционерном капитале.

Таким образом, мы рассмотрели общие  вопросы стратегии мотивации персонала компании. Однако для того, чтобы выработать свою программу мотивации, руководители организации должны найти свой собственный комплекс мер, которые лучше подойдут их коллективу. Понятно, что в настоящее время добиться успеха, игнорируя проблему мотивации персонала, нельзя. Осуществление программ стимулирования труда всегда требует больших затрат, но эффект, который они могут принести, значительно больше. Ведь именно сотрудники являются главным ресурсом любой компании. Эффективность их работы определяет результат деятельности организации. Достичь наибольшей отдачи можно только в том случае, если выгоду от труда работника имеет и компания, и он сам.

Поэтому для достижения наилучших  результатов работы компании необходимо найти те мотивы, которые движут каждым сотрудником в его трудовой деятельности, и создать ему такие условия, чтобы он мог и хотел выполнить поставленные перед ним задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Основы менеджмента: Учеб. пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное./ Гольдштейн Г.Я. Таганрог: Изд- Учебник. – М.:Гардарика, 2003
  2. Основы менеджмента: Учеб. Для вузов/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березина, Н. А. Кислякова – М.:Высшая школа, 2003во ТРТУ, 2003
  3. Основы экономики и управления производством: Конспект лекций/ Ребрин Ю.И. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000
  4. www.uralsib.ru
  5. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие/ Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001
  6. Теория организации: Учебное пособие/ Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002
  7. Менеджмент: Учебник/ Орлов А.И. М.: Издательство "Изумруд", 2003
  8. Производственный менеджмент. Учебник для вузов/ Под ред. проф. Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
  9. Учебник "Основы менеджмента": Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Москва, 1997 г.
  10. Стратегический менеджмент: А.Т. Зуб, Москва, 2002г.

 

 

 

 



г. Санкт – Петербург

2009 год


Информация о работе Мотивационные процессы