Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 10:48, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли мотиваций в управлений персоналом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие, что такое мотивация.
2. Раскрыть теории мотивации персонала
Введение 3
1. Понятие и содержание мотиваций 6
1.1 Содержание мотиваций 6
1.2 Теорий мотиваций 11
1.3 Мотивационный процесс и методы стимулирования персонала 18
2. Мотивация в системе управления персоналом 24
2.1 Новые тенденции к мотиваций персонала 24
2.2 Исследование системы управления мотивацией персонала 31
Заключение 40
Библиографический список 42
Мотивация не является реально наблюдаемым фактом, это сконструированное понятие, то есть ее нельзя непосредственно наблюдать или измерить эмпирическим путем.
Изучение мотивации необходимо для решения многих практических задач. Знания о мотивационном процессе, потребностях человека, стимулировании и т.п. многие годы широко применяются на практике. И, прежде всего, эти вопросы интересуют менеджеров, занятых в управлении персоналом фирмы, которым очень важно знать мотивы поведения людей и их групп с тем, чтобы активно применить эти знания в повседневной работе для активизации деятельности персонала фирмы, для повышения эффективности труда коллектива.
1.2 Теории мотивации.
Различают
две категории теорий мотивации
Процессуальные теории мотивации (более современные) основаны на моделях поведения людей с учетом их восприятия и познания (теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера).
Теория мотивации по А. Маслоу. Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахама Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности представляют собой пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетами (рис.3)
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая
потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности
- никогда не может быть удовлетворена
полностью, поэтому процесс мотивации
человека через потребности бесконечен.
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Теория иерархического построения потребностей Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако в ней присутствует ряд уязвимых моментов, например:
Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда.
С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к причастности.
Потребность к успеху удовлетворяется процессом доведения работы до позитивного завершения (получилось то, что задумывалось), а не только занятием какой-то желаемой должности (хотя и это бывает часто). При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность.
Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. В этом смысле управление привлекает к себе возможность пользоваться властью, проявить реализовать свои замыслы, чувства и желания. Люди с потребностью власти - это энергичные, оперативные и решительные личности, не боящиеся конфронтации, отстаивающие свои позиции. Часто они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания.
Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.
Потребность причастности испытывают люди, которые заинтересованы
в наличии компании знакомых, налаживании
дружеских отношений, оказании помощи
другим. Они любят работу, которая дает
большие возможности для общения и контактов.
Руководители должны таким людям уделять
много времени и периодически собирать
их отдельной группой для общения, обмена
мнениями. Управлять такими потребностями
можно, подготавливая работников к
переходу по иерархии на новые должности
с помощью их аттестации, направления
на курсы повышения квалификации
и т.д. Такие люди имеют
широкий круг общения и стремятся
его расширить. Их руководители
должны способствовать этому.
Теория мотивации
Фредерика Герцберга. Эта теория появилась в связи с растущей
необходимостью выяснить влияние материальных
и нематериальных факторов на мотивацию
человека.
Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая предусматривает деление всех факторов мотивации на две группы (таблица 1)
Факторы мотивации
Ф. Герцберга.
№ п/п |
Гигиенические факторы |
Факторы - мотиваторы |
1 |
Политика администрации фирмы |
Успех |
2 |
Условия работы |
Продвижение по службе |
3 |
Заработок |
Признание и одобрение результатов работы |
4 |
Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными |
Высокая степень ответственности |
5 |
Степень непосредственного контроля за работой |
Возможность творческого и делового роста |
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а факторы – мотиваторы – с самим характером и сущностью работы.
Согласно этой теории наличие гигиенических факторов не может мотивировать работника. Оно только предотвратит возникновение чувств неудовлетворенности работой. Для того чтобы мотивировать повышение эффективности деятельности, необходимо наличие факторов- мотиваторов.
Чтобы использовать эту теорию эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить, что они предпочитают.
Рассмотрим сущность процессуальных теорий мотивации.
Теория ожиданий В. Врума. Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
Теория базируется на трех взаимосвязях: затраты труда – результат (з-р); результат – вознаграждение (р-в); валентность (удовлетворенность вознаграждением).
Ожидание в отношении з-р- это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами.
Оптимизация в отношении р-в – это ожидание вознаграждения за уровень полученных результатов.
Валентность- третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания – ценность поощрения или вознаграждения. Алгоритм формирования мотивации работника В Врум изложил следующим образом (рис. 4)
ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты |
х |
Ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждения |
х |
Ожидаемая ценность вознаграждения |
= |
Мотивация |
Рис. 4 Модель мотивации по В. Вруму.
Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника.
Теория справедливости. Согласно этой теории эффективность
мотивации оценивается работником не
по определенной группе факторов, а
системно с учетом оценки вознаграждений,
выданных другим работникам, работающим
в аналогичном системном окружении.
Люди субъективно определяют (оценивают) соотношения между полученным вознаграждением и затраченными усилиями, а затем сравнивают с вознаграждением людей, выполняющих аналогичную работу. Если возникает недовольство работника, то нужно стимулировать его, если оно обоснованное (исправить ошибку). Люди и сами могут восстановить справедливость (уменьшив усилия в работе или добившись увеличения вознаграждения). Работники, которые считают, что им переплачивают, будут работать с тем же напряжением или даже увеличат его.
Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера. Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости (рис5). Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.
рис. 5 Модель Портера – Лоулера
Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории анализируют то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.
Информация о работе Мотивационный процесс и методы стимулирования персонала