Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 10:53, контрольная работа
В самом упрощенном виде этот подход можно представить таким образом, что Япония достигла успехов в экономических преобразованиях благодаря трем принципам: пожизненный найм персонала, система старшинства при определении заработной платы и служебных повышений и внутрифирменные профсоюзы. Считается, что благодаря этим принципам Япония обладает большей степенью трудоотдачи, теряет меньше времени в разного рода стачках, протестах, простоях, может более легко внедрять новые технологии, обладает большими возможностями в контроле над качеством продукции и в целом производит больше и быстрее высококачественных товаров, чем ее заграничные конкуренты.
Но все же основным на
сегодняшний день фактором мотивации
труда является система пожизненного
найма, преимущества которой очевидны:
стабильность занятости, которая выгодна
не только работникам и предприятию,
а всему японскому обществу в
целом. Низкий уровень безработицы
- основа стабильности социально-политической
ситуации в любой стране. Компания
накапливает богатый
2. В 70-е годы XX столетия в американском управлении персоналом утвердились понятия «человеческие ресурсы» и «управление человеческими ресурсами» взамен «персонала» и «управления персоналом».
Отличие концепции человеческих ресурсов
от концепций управления персоналом,
лежащих в основе школ научного управления
и человеческих отношений, состоит
в признании экономической
Концепция человеческих ресурсов является
прежде всего практической концепцией,
появившейся в ответ на изменения
условий хозяйственной
Одним из постулатов теории человеческих ресурсов является приложение ценностных категорий и оценок к использованию рабочей силы.
При этом, с одной стороны, применение
человеческих ресурсов характеризуется
определенными затратами
Величина дохода зависит от индивидуальной
производительности труда, его продолжительности
и эффективности. Понятно, что здоровый
работник с высоким уровнем
Основным теоретическим
Крупным новшеством в кадровой работе
является так называемое планирование
человеческих ресурсов. Оно включает
в себя прогноз перспективных
потребностей, разработку схем замещения
по группе управляющих высшего звена,
выявление недостающих
Компетентность и личная заинтересованность в фирме управляющих высшего уровня наиболее радикально влияют на общие результаты деятельности корпорации. Поэтому кадровая работа, включая систему вознаграждения, социального страхования и различных льгот, сориентирована на закрепление управленческой верхушки фирмы.
Наиболее значительные изменения
происходят в отношении корпораций
к повышению квалификации работников.
Общие затраты частного бизнеса
на все виды обучения превышают $30 млрд.
в год. Например, в компаниях IBM и
АТТ они превышают $750 млн. в каждой.
Однако при этом к различным категориям
персонала сохраняется
Прагматическая концепция
Американские ученые-экономисты отмечают, что в ходе современного этапа НТР происходит резкое расширение возможностей работников влиять на результаты производственно-хозяйственной деятельности. Характер современной технологии производства и управления во многих случаях исключает жесткую регламентацию, требует предоставления известной автономии в принятии решений непосредственно на рабочем месте и одновременно ограничивает возможности надзора за действиями работника.
Изменения в содержании труда просматриваются не только на производственном, но и на всех уровнях управления. Компьютеризация управления повышает уровень сложности и ответственности решений, принимаемых в высших звеньях, ряд полномочий делегируется дополнительно на средний и нижний уровни управления.
Обучение персонала
В практическом плане подобный подход связан с такими новыми моментами в кадровой работе, как составление прогнозов потребности по отдельным категориям персонала; специальный учет квалификации и профессиональных навыков с формированием банка данных.
Ряд корпораций, заинтересованных в человеческих ресурсах высокого качества, в последние годы прилагает большие усилия в изучении и разработке новых подходов к их планированию и использованию новых форм организации управления.
В настоящее время в применении рабочей силы в США действуют одновременно две тенденции. Первая - стремление корпораций полностью обеспечить потребности собственного производства рабочей силой высокого качества и за счет этого добиться важных конкурентных преимуществ.
Вторая стратегия предполагает дополнительные вложения не только в подготовку и развитие персонала, но и в создание необходимых условий для более полного ее использования. Это создает, в свою очередь, заинтересованность фирм в сокращении текучести кадров и закреплении работников за фирмой.
3. Если согласиться с одной из приведенных выше так называемых аксиом управления людьми о том, что «работник и работодатель — равные партнеры, имеющие свои цели», то совершенно логичным выглядит и вывод о том, что человек приступает к работе для того, чтобы удовлетворить свои потребности, т. е. что-либо делать он будет только при наличии у него мотива. Не поняв целей работника, совершенно бесперспективно разрабатывать систему его мотивации. Существует множество потребностно-мотивационных теорий о том, как устроена мотивация и каким образом следует персонал мотивировать. Между тем большинство менеджеров, не вдаваясь в теоретические тонкости (т. е. попросту не особенно задумываясь), ошибочно считают, что человек работает исключительно ради денег. В этой связи уместно еще раз напомнить, что «понимание и сближение целей работодателя и работника — кратчайший путь к повышению эффективности работы предприятия».
Западные менеджеры зачастую понимают проблему мотивации персонала гораздо шире своих российских коллег, что видно из приведенного ниже перечня возможных вариантов оплаты работника, и, несомненно, их богатый опыт можно вполне использовать, адаптировав его под российские реалии.
Типы вознаграждений персонала
Широко распространенные вознаграждения
Хорошо видимые вознаграждения