Мотивация и стимулирование организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 10:53, контрольная работа

Описание работы

В самом упрощенном виде этот подход можно представить таким образом, что Япония достигла успехов в экономических преобразованиях благодаря трем принципам: пожизненный найм персонала, система старшинства при определении заработной платы и служебных повышений и внутрифирменные профсоюзы. Считается, что благодаря этим принципам Япония обладает большей степенью трудоотдачи, теряет меньше времени в разного рода стачках, протестах, простоях, может более легко внедрять новые технологии, обладает большими возможностями в контроле над качеством продукции и в целом производит больше и быстрее высококачественных товаров, чем ее заграничные конкуренты.

Файлы: 1 файл

Мотивация и стимулирование персонала. Контрольная работа. Викторов Максим. М(Д)-1-11.docx

— 66.47 Кб (Скачать файл)
  • институт временных работников, занятых неполный рабочий день, при этом меняется не уровень занятости, а уровень заработной платы;
  • гибкая заработная плата на внутрифирменном рынке со своим спросом и предложением, изолированном от внешнего рынка рабочей силы. В условиях длительной депрессии при невозможности увольнения рабочие должны быть согласны к уменьшению заработной платы и другим ограничениям, иначе фирма просто обанкротится;
  • предельная диверсификация производства с целью сохранения занятости персонала компании в случае структурных экономических изменений;
  • перевод работников в компании-субконтракторы и другие компании;
  • поддержание загруженности предприятия путем регулирования объема заказов, отдаваемых фирмам-подрядчикам. Крупные корпорации, уменьшая объем внешних заказов, увеличивают собственное производство, поддерживая таким образом уровень загрузки собственного оборудования и персонала;
  • доходы корпорации в случае увеличения чистой прибыли идут не на увеличение выплат дивидендов держателям акций корпорации, а накапливаются внутри компании для создания барьеров на пути будущих спадов производства.

Но все же основным на сегодняшний день фактором мотивации  труда является система пожизненного найма, преимущества которой очевидны: стабильность занятости, которая выгодна  не только работникам и предприятию, а всему японскому обществу в  целом. Низкий уровень безработицы - основа стабильности социально-политической ситуации в любой стране. Компания накапливает богатый человеческий капитал, администрации легче управлять  им с точки зрения укрепления производственных отношений.

2. В 70-е годы XX столетия в американском управлении персоналом утвердились понятия «человеческие ресурсы» и «управление человеческими ресурсами» взамен «персонала» и «управления персоналом».

Отличие концепции человеческих ресурсов от концепций управления персоналом, лежащих в основе школ научного управления и человеческих отношений, состоит  в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением рабочей силы, поддержанием ее в  трудоспособном состоянии, обучением  и даже созданием условий для  более полного выявления возможностей и способностей, заложенных в характере  и индивидуальных отличиях каждой личности.

Концепция человеческих ресурсов является прежде всего практической концепцией, появившейся в ответ на изменения  условий хозяйственной деятельности корпораций в производственной, технической  и социально-экономической сферах. Проявлением этих изменений явилось  повышение роли рабочей силы в  производстве. Решающим фактором конкурентоспособности  во многих отраслях стали обеспеченность квалифицированной рабочей силой, уровень ее мотивации, формы организации  труда и другие особенности, определяющие эффективность использования персонала. В итоге традиционный подход к  работе с персоналом, основанный на минимизации затрат на персонал, во многих корпорациях обнаружил свою самостоятельность.

Одним из постулатов теории человеческих ресурсов является приложение ценностных категорий и оценок к использованию  рабочей силы.

При этом, с одной стороны, применение человеческих ресурсов характеризуется  определенными затратами нанимателя, помимо выплачиваемой заработной платы. К ним относятся затраты на отбор персонала, его обучение, социальное страхование и т. п. С другой стороны, человеческие ресурсы характеризуются  способностью создания дохода, поступающего в распоряжение работодателя. Именно эта способность определяет ценностный аспект использования человеческих ресурсов.

Величина дохода зависит от индивидуальной производительности труда, его продолжительности  и эффективности. Понятно, что здоровый работник с высоким уровнем квалификации, обучения и мотивации приносит компании более высокий доход, которым  определяется его ценность для фирмы.

Основным теоретическим постулатом концепции человеческих ресурсов является рассмотрение наемных работников как  ключевого ресурса производства и отказ от представлений о  рабочей силе как даровом богатстве, освоение которого не требует денежных средств и организационных усилий со стороны нанимателя. Таким образом  человеческие ресурсы как бы уравниваются в правах с финансовыми ресурсами  и основным капиталом.

Крупным новшеством в кадровой работе является так называемое планирование человеческих ресурсов. Оно включает в себя прогноз перспективных  потребностей, разработку схем замещения  по группе управляющих высшего звена, выявление недостающих человеческих ресурсов, а также планирование мероприятий, обеспечивающих их восполнение. Перестройка кадровой работы начиналась с управляющих и высокооплачиваемых специалистов, так как инвестиции в этот персонал наиболее оправданы.

Компетентность и личная заинтересованность в фирме управляющих высшего  уровня наиболее радикально влияют на общие результаты деятельности корпорации. Поэтому кадровая работа, включая  систему вознаграждения, социального  страхования и различных льгот, сориентирована на закрепление управленческой верхушки фирмы.

Наиболее значительные изменения  происходят в отношении корпораций к повышению квалификации работников. Общие затраты частного бизнеса  на все виды обучения превышают $30 млрд. в год. Например, в компаниях IBM и  АТТ они превышают $750 млн. в каждой. Однако при этом к различным категориям персонала сохраняется дифференцированный подход.

Прагматическая концепция человеческих ресурсов требует, чтобы подход к  каждому человеку определялся экономическими критериями: полные затраты, «вложенные в человека» за счет капитала фирмы, должны неизменно окупаться, а в  долгосрочном аспекте приносить  прибыль.

Американские ученые-экономисты отмечают, что в ходе современного этапа  НТР происходит резкое расширение возможностей работников влиять на результаты производственно-хозяйственной  деятельности. Характер современной  технологии производства и управления во многих случаях исключает жесткую  регламентацию, требует предоставления известной автономии в принятии решений непосредственно на рабочем  месте и одновременно ограничивает возможности надзора за действиями работника.

Изменения в содержании труда просматриваются  не только на производственном, но и  на всех уровнях управления. Компьютеризация  управления повышает уровень сложности  и ответственности решений, принимаемых в высших звеньях, ряд полномочий делегируется дополнительно на средний и нижний уровни управления.

Обучение персонала рассматривается  в рамках «подхода человеческих ресурсов»  как средства повышения индивидуальной трудовой отдачи. Считается, что в  результате обучения разрыв в значениях  «ценности» работников для фирмы (по отношению к лучшим) может быть в 2-3 раза сокращен, а прибыли соответственно увеличены.

В практическом плане подобный подход связан с такими новыми моментами  в кадровой работе, как составление  прогнозов потребности по отдельным  категориям персонала; специальный  учет квалификации и профессиональных навыков с формированием банка  данных.

Ряд корпораций, заинтересованных в  человеческих ресурсах высокого качества, в последние годы прилагает большие  усилия в изучении и разработке новых  подходов к их планированию и использованию  новых форм организации управления.

В настоящее время в применении рабочей силы в США действуют  одновременно две тенденции. Первая - стремление корпораций полностью  обеспечить потребности собственного производства рабочей силой высокого качества и за счет этого добиться важных конкурентных преимуществ.

Вторая стратегия предполагает дополнительные вложения не только в  подготовку и развитие персонала, но и в создание необходимых условий  для более полного ее использования. Это создает, в свою очередь, заинтересованность фирм в сокращении текучести кадров и закреплении работников за фирмой.

3. Если согласиться с одной из приведенных выше так называемых аксиом управления людьми о том, что «работник и работодатель — равные партнеры, имеющие свои цели», то совершенно логичным выглядит и вывод о том, что человек приступает к работе для того, чтобы удовлетворить свои потребности, т. е. что-либо делать он будет только при наличии у него мотива. Не поняв целей работника, совершенно бесперспективно разрабатывать систему его мотивации. Существует множество потребностно-мотивационных теорий о том, как устроена мотивация и каким образом следует персонал мотивировать. Между тем большинство менеджеров, не вдаваясь в теоретические тонкости (т. е. попросту не особенно задумываясь), ошибочно считают, что человек работает исключительно ради денег. В этой связи уместно еще раз напомнить, что «понимание и сближение целей работодателя и работника — кратчайший путь к повышению эффективности работы предприятия».

Западные менеджеры зачастую понимают проблему мотивации персонала  гораздо шире своих российских коллег, что видно из приведенного ниже перечня  возможных вариантов оплаты работника, и, несомненно, их богатый опыт можно  вполне использовать, адаптировав его  под российские реалии.

Типы вознаграждений персонала

Широко распространенные вознаграждения

  • Премии, система участия в прибылях, владение различными видами ценных бумаг компании.
  • Помещение различных записей о достижениях работника в его личный файл.
  • Устная благодарность.
  • Подарочные сертификаты (сертификаты, позволяющие работнику приобретать товары в магазинах на определенную сумму, посещать театры, кино и т. д. бесплатно, в пределах сумм данного сертификата).
  • Дополнительное обучение за счет работодателя для более высокооплачиваемой работы.
  • Звание «лучший работник месяца».
  • Направление на семинар, конференцию за пределами города размещения компании по теме, интересующей самого работника.
  • Сертификаты на обед с членами семьи или друзьями в лучших ресторанах города.
  • Выпуск специального меморандума, распространяемого по всей компании, с выражением благодарности работнику от лица руководства.
  • Предоставление больших полномочий.
  • Гибкий график рабочего времени.

Хорошо видимые  вознаграждения

  • Табличка с гравировкой имени работника или почетный трофей.
  • Предоставление специального места для парковки автомобиля.
  • Канцелярская принадлежность высокого качества, передаваемая от одного лучшего работника данного периода к другому на месячной или еженедельной основе.
  • Более высокое качество декоративной отделки или оснащения рабочего места лучших работников.
  • Упоминание их имени на продукте, услуге или оборудовании как авторов улучшений или лучших работников.
  • Помещение фотографии в корпоративной газете или информационном листке.
  • Там же специальная публикация о работнике и его достижениях.
  • Групповые вознаграждения (применяются не только в производстве, но и при поощрении административно управленческого персонала, но для этого необходимо разбиение последнего на команды и рабочие группы, что возможно только при наличии однородных работ).
  • Доска объявлений с перечнями тех, кто постоянно выполняет поставленные цели.
  • Майка, рубашка, кружка и т. д. со специальной пометкой (например, «лучший работник»).
  • Приоритет при планировании графиков рабочего времени и времени отдыха.
  • Установление специальных мест для помещения информации, писем, фотографий и т. д., благодарящих работников и показывающих их достижения.
  • Посещение руководителями верхнего звена управления внутриотдельских встреч, где производится вознаграждение работников.
  • Помещение благодарственных писем клиентов таким образом, что бы все могли их видеть.
  • Приоритеты в получении нового оборудования и инструментов.
  • Издание буклетов о компании по результатам ее трудовой деятельности с включением фотографий, интервью лучших из лучших.
  • Выделение хороших работников из системы постоянного контроля за их работой.
  • Поощрение переводов по горизонтали хороших работников.
  • Предоставление возможности работникам представлять вас в ваше отсутствие.
  • Предоставление возможности периодической отчетности о результатах проектов на уровне более высоком, чем ваш.
  • Вознаграждения за длительность работы в компании (прямые материальные вознаграждения, подарки, торжественные вечера).

Информация о работе Мотивация и стимулирование организации