Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 09:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить мотивацию и стимулирование персонала в организации.
Задачи: Изучить теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала. Дать определение понятиям «мотив» и «стимул».
Проанализировать наиболее известные теории стимулирования и мотивации.
Ознакомиться с существующими методами построения систем мотивации персонала. Проанализировать действующую в организации систему стимулирования и мотивации персонала на примере ОАО «РЖД».
Проанализировать результаты исследования, на основании которых сделать выводы и предложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………..4
1.1. Понятие, механизмы и способы мотивации и стимулирования………......4
1. 2. Теории мотивации и их классификация……………………………………8
1.2.1. Мотивация персонала с позиции процессуальных теорий ……………10
1.2.2. Мотивация персонала с позиции содержательных теорий ……………13
1.3. Методы стимулирования и мотивации трудовой деятельности…………17
1.4. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда ……20
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»………………………………………………..…………………………..22
2.1. Краткая характеристика организации……………………………….. …...22
2.2. Оценка системы мотивации и стимулирования организации……………24
ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ОАО «РЖД»…………………....…31
3.1. Мероприятия по повышению уровня мотивации и стимулирования персонала…………………………………………..……………………………..31
3.2. Функциональная стратегия развития кадрового потенциала холдинга «РЖД» на период до 2015 года………………………………………………....34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..........37
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
(Филиал МИЭП в г. Мурманске)
факультета экономики и управления
По дисциплине: Теория менеджмента
На тему: Мотивация и стимулирование трудовой деятельности
« » 2014 г. « »
Мурманск, 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………..4
1.1. Понятие, механизмы и
способы мотивации и стимулирования………......4
1. 2. Теории мотивации и
их классификация……………………………………8
1.2.1. Мотивация персонала
с позиции процессуальных теорий ……………10
1.2.2. Мотивация персонала
с позиции содержательных теорий ……………13
1.3. Методы стимулирования
и мотивации трудовой деятельности…………17
1.4. Принципы проектирования
оптимальных систем мотивации труда ……20
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ
И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»………………………………………………..……………
2.1. Краткая характеристика организации……………………………….. …...
2.2. Оценка системы мотивации
и стимулирования организации……………24
ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ
И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ОАО «РЖД»…………………....…31
3.1. Мероприятия по повышению
уровня мотивации и стимулирования персонала…………………………………………..………
3.2. Функциональная стратегия
развития кадрового потенциала холдинга
«РЖД» на период до 2015 года………………………………………………....34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..........37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Осуществляемые в стране реформы не могут
быть эффективно реализованы без создания
стимулов к труду и предприимчивости в
сочетании с дисциплиной и организованностью.
Реальная эффективность любых экономических
мероприятий определяется их взаимодействием
на отношение людей к труду. Ни для кого не секрет, что каждое предприятие
(организация) заинтересовано в эффективности
своего производства, которое обуславливается
структурами экономических систем. В каждой
такой системе можно выделить две подсистемы:
управляющая и управляемая.
Основная функция
Тема исследования является актуальной,
поскольку одним из условий, обеспечивающих
конкурентоспособность современной организации,
является эффективная мотивация. Огромное
разнообразие литературы по проблемам
стимулирования и мотивации персонала
сопровождается столь же большим многообразием
точек зрения на их природу.
Но, несмотря на обилие советов и рекомендаций,
универсальной схемы не существует. У
каждого сотрудника свои потребности
и желания, которые меняются под влиянием
различных факторов. Понять их, а тем более
изменить, непросто. Ведь мотивы не только
не проявляются напрямую в поведении,
но часто даже не осознаются самим человеком.
Тем не менее, существуют модели мотивации,
позволяющие определить содержание потребностей
человека и прогнозировать его поведение.
Овладев ими, руководитель сможет значительно
расширить свои возможности в привлечении
работника к выполнению задач, направленных
на достижение целей организации.
Данную тему для написания реферата «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» я выбрала потому, что считаю актуальной на сегодняшний день, вопросы стимулирования трудовой деятельности имеют большое значение для руководителей, менеджеров.
Целью данной курсовой работы является изучить мотивацию и стимулирование персонала в организации.
Задачи: Изучить теоретические аспекты
мотивации и стимулирования персонала.
Дать определение понятиям «мотив» и «стимул».
Проанализировать наиболее известные
теории стимулирования и мотивации.
Ознакомиться с существующими методами
построения систем мотивации персонала.
Проанализировать действующую в организации
систему стимулирования и мотивации персонала
на примере ОАО «РЖД».
Проанализировать результаты исследования, на основании которых сделать выводы и предложения.
Объект исследования: мотивация персонала ОАО «РЖД».
Предмет исследования: Исследование и анализ как теоретического, так и практического подходов к организации систем стимулирования и мотивации в организации.
Теоретическая база исследования включает
в себя труды классиков экономической
теории, работы зарубежных и российских
ученых в области мотивации трудовой деятельности,
в частности, таких авторов, как А. Маслоу,
Д. Мак-Клелланд, Курбатова М., Магура М.
и др.
Информационную базу исследования составляет
документация ОАО «РЖД».
В этой работе описывается механизм и принципы мотивационной и стимулирующей политики в коллективе, необходимой для эффективного управления персоналом организации.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие, механизмы и способы мотивации и стимулирования.
Мотивация - это одна из основных функций современного менеджмента, направленная на повышение эффективности труда персонала организации.
Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу органов управления, повышают эффективность всей системы управления организацией. Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями.
Осуществляемые в стране реформы не могут быть эффективно реализованы без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с дисциплиной и организованностью. Реальная эффективность любых экономических мероприятий их воздействием на отношение людей к труду. Изменить отношение к труду в законодательном порядке нельзя, так как это длительный эволюционный процесс, но его можно ускорить, трезво оценивать конкретную ситуацию и учитывать причины, ее породившие. К сожалению, многие современные руководители редко принимают в расчет социальные последствия принимаемых решений, а сами решения часто носят не комплексный, а сугубо экономический или технократический характер.
Руководители всегда осознают, что необходимо побуждать людей работать на организацию, но при этом считают, что для этого достаточно просто материального вознаграждения. В некоторых случаях такая политика бывает успешной, хотя по существу она не верна.
При планировании и организации руководитель определяет, что конкретно должна выполнить возглавляемая им организация, кто, как и когда, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Люди, трудящиеся в современных организациях, обычно гораздо более организованы и обеспечены, чем в прошлом, поэтому их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия. Не существует единого рецепта выработки механизма эффективной мотивации работников к труду. Эффективность мотивации, как и другие проблемы в управленческой деятельности, всегда связаны с конкретной ситуацией.
Влияние мотивации на деятельность и поведение человека зависит от множества индивидуальных факторов.
Для всестороннего изучения понятия мотивации
рассмотрим 3 аспекта:
а) что именно в деятельности человека
зависит от мотивационного воздействия;
б) в каком соотношении находятся внутренние
и внешние силы;
в) соотношение мотивации с
Но перед тем как рассмотреть эти вопросы,
необходимо уяснить смысл ключевых понятий,
имеющих непосредственное отношение к
вопросам рассматриваемым в этой работе.
Такими понятиями являются: потребность,
мотив и стимул.
Потребность – главная побудительная сила человека. Потребность представляет собой объективно обусловленный запрос в необходимых для человека благах, а также деятельности для их получения. Из-за необходимости удовлетворить свои потребности люди начинают трудиться. Таким образом, потребность активизирует человека (нет потребности – нет и активности). Однако, побудительная сила присуща только осознанным потребностям, которые отражают в психике людей несоответствие между внешними условиями и внутренними требованиями. Осознанные потребности определяют деятельность человека по устранению таких несоответствий. Потребность является первоисточником мотивации. Качество и разнообразие потребностей огромно.
Потребности можно классифицировать как первичные и вторичные. Первичные потребности вызваны физиологией человека, они врожденные. Это потребности в пище, воде, воздухе, сне, сексе, которые обеспечивают существование человека как биологического вида. Вторичные потребности по природе своей психологические. Они вырабатываются в ходе развития и приобретения жизненного опыта и намного разнообразнее первичных, так как зависят от психологической развитости личности, условий жизни, социальных норм, принятых в обществе, группе. Например, потребности в успехе, уважении, принадлежности кому или чему–либо. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, то вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.
Мотив (от лат. moveo – двигаю) — материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив, находясь «внутри» человека, имеет свой «индивидуальный» характер, зависящий от множества факторов, как внешних, так и внутренних, а также от действий других параллельно возникающих мотивов. Помимо побуждения к деятельности, мотив определяет, что именно необходимо сделать и как осуществить то или иное действие. Даже имея одинаковую потребность, различные люди будут совершать различные действия для устранения этой потребности. Человек способен воздействовать и даже устранять мотивы из своей мотивационной совокупности, поскольку мотив поддается сознанию.
Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.
Таким образом, мотивационную структуру
можно рассматривать как основу осуществления
человеком определенных действий.
Не смотря на то, что мотивационная структура является
в определенной степени стабильной, она может
изменяться, в частности, сознательно в процессе
образования, либо воспитания человека.
Мотивы труда можно разделить на социальные и биологические.
К социальным можно отнести: коллективизм (потребность быть в коллективе), личное самоутверждение, мотив самостоятельности, мотив надежности (стабильности), противоположный предыдущему, мотив приобретения нового (знаний, вещей), мотив справедливости, мотив состязательности, генетически присущий каждому человеку.
Биологические мотивы соотносятся с первичными физиологическими потребностями.
Мотивирование – воздействие на человека, целью которого
является его побуждение к определенным
действиям. Мотивирование является сердцевиной и основой
управления человеком. Именно успешное
мотивирование во многом определяет эффективность
управления. Различают два основных типа
мотивации: «от» и «к», или «метод кнута
и пряника».
Помимо основных типов, мотивация может
быть:
Внешняя (экстринсивная), обусловленная внешними обстоятельствами и не связанная с содержанием определенной деятельности.
Внутренняя (интринсивная), связана непосредственно
с содержанием деятельности.
Положительная, основывается на положительных
стимулах (например, «если я сделаю уроки,
то получу отличную оценку»).
Отрицательная, основывается на отрицательных стимулах (например, «если я не сделаю уроки, то меня накажут»).
Устойчивая, основанная на нуждах человека.
Неустойчивая, требующая дополнительного подкрепления.
Стимул играет роль своеобразных рычагов воздействия,
которые приводят в действие определенные
мотивы. Стимулами могу выступать отдельные
предметы, действие других людей, обещания,
предложения, желания человека получить
что-либо в результате своих действий.
Человек способен реагировать на многие
стимулы, причем не всегда делает это сознательно.
К тому же на одинаковые стимулы реакция
разных людей различна. Поэтому стимулы,
сами по себе, не обладают абсолютным значением
или смыслом, если люди не реагируют на
них.
Использование для мотивирования людей
Следует различать понятия «
1.2. Теории мотивации и их классификация.
Основоположником классической теории
научного менеджмента считается Ф. У. Тейлор.
Умозаключения ученого были просты и сводились
к следующим утверждениям: если энергичные
рабочие, которые работают напряженно,
обнаруживают, что зарабатывают не больше
ленивого работника, у них не будет интереса
делать столько, сколько они могут.
Лидером движения за внедрение новых форм
и методов управления, предложенных Тейлором
– хронометр и система премиальной оплаты,
позднее получивших наименование «школы
человеческих отношений», стал Э. Мэйо. Знаменитые
эксперименты Э. Мэйо позволили открыть
новые направления в теории управления.
Э. Мэйо обнаружил, что не всегда, даже
четко разработанные рабочие операции
и достойная зарплата, ведут к увеличению
производительности труда. Силы, возникающие
в процессе взаимодействия между людьми,
часто превосходят усилия руководителя.
Не редко работники гораздо сильнее реагируют
на давление со стороны коллег по группе,
чем на желания руководства и различные
материальные стимулы.
Проведенные на протяжении XX в. научные исследования
позволили дать определенные обобщения,
в результате сформировались теории мотивации,
которые можно разделить на две группы:
процессуальные и содержательные.
Содержательные теории мотивации определяют
внутренние побуждения (потребности),
заставляющие людей действовать определенным
образом. К представителям этих теорий
относятся: А. Маслоу, Ф.Герцберг, Д. Мак-Клелланд.
Процессуальные теории основаны на изучении
поведения людей, учитывают их восприятие
и познания. К основным процессуальным
теориям относятся теории ожидания, справедливости,
а также модель мотивации Портера-Лоулера.
Процессуальные и содержательные теории
взаимодополняют друг друга и применяются
для решения задач побуждения людей к
эффективному труду.
Для понимания смысла теории как содержательной,
так и процессуальной мотивации, необходимо
познакомиться с такими понятиями как
«потребность» и «вознаграждение». Понятие
«потребность» ранее уже было рассмотрено,
поэтому остановимся только на «вознаграждении»
В контексте мотивации понятию «вознаграждение»
придается более глубокий смысл, чем просто
деньги и удовольствие. Вознаграждение
– это все то, что является ценным для
человека. Но, поскольку понятие ценности
у людей неодинаковы, то и оценка вознаграждения
и ее относительная ценность различна. Вознаграждение
может быть внутренним и внешним.
Информация о работе Мотивация и стимулирование трудовой деятельности