Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 11:26, курсовая работа
Цель работы – определить направления развития системы мотивации и стимулы в управлении персонала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие мотивации;
2. Рассмотреть конкретные стимулы;
3. Изучить справедливость вознаграждения;
4. Рассмотреть экономические и неэкономические приемы мотивации и комплексные показатели;
5. Проработать современные российские мотивационные разработки;
6. Охарактеризовать традиционную мотивационную систему персонала на российских предприятиях.
1. Как истолковать тезис Зигмунда Фрейда о том, что люди не всегда
поступают рационально, и в этой связи попытайтесь для себя
сформулировать понятие мотивации?
2. Какие конкретные стимулы можно было бы ввести, чтобы заработали
такие механизмы поведения личности, как восприятие ситуации и ожидания,
связанные с ней; оценка возможностей и последствий выбранного типа
поведения?
3. Какой формулой или тезисом можно оценить справедливость
вознаграждения?
4. Опишите и сравните между собой процессуальные и содержательные
теории мотивации.
5. Как бы Вы соотнесли экономические и неэкономические приемы
мотивации своих сотрудников? Какие стимулы можно отнести к
комплексным показателям мотивации?
6. Что Вы знаете о современных российских мотивационных
разработках?
7. Охарактеризуйте традиционную мотивационную систему персонала на российских предприятиях.
Основными недостатками данной группы теорий является то, что в реальной жизни проявление потребностей не осуществляется в строгой иерархической последовательности, а является производной от многих ситуационных факторов. Однако несомненная заслуга создателей рассмотренных теорий заключается в том, что они определили потребности как фактор мотивации личности и предприняли попытку классифицировать потребности и установить их взаимосвязь. Классификация потребностей на первичные и вторичные поддерживается большинством современных исследователей, однако единой, общепринятой классификации до сих пор не существует.
Процессуальные
теории мотивации рассматривают проблему с другой точки
зрения. Они не отвергают мотивирующую
роль потребностей, но фокусируются на
том, что заставляет человека прилагать
усилия для достижения целей. К процессуальным
теориям относятся теория ожидания В. Врума, теория справедливости Портера-
Суть экономических мотивов состоит в том, что люди в результате требований, предъявляемых к ним организацией, получают определенные материальные выгоды, повышающие их благосостояние. Они могут быть прямыми – денежный доход, и косвенными, облегчающими получение прямых.
Прямая экономическая мотивация выража
Заработная плата зависит от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, количества и качества затраченного труда. По форме она может быть повременной и сдельной.
Повременная зависит от количества затраченного
времени и применяется для руководителей, служащих, специалистов,
а также рабочих, результаты деятельности
которых не поддаются точному учету и измерению, либо не требуют его вовсе.
Мотивирующими факторами в рамках повременной заработной
платы являются ее величина и наличие в необходимых
случаях премий. Сдельная форма оплаты труда применяется в основном
по отношению к рабочим, конкретные результаты
деятельности которых легко измеримы.
На практике применяют различные системы
сдельной формы оплаты труда: прямая сдельная заработная
плата, при которой ее величина определяется
в зависимости от объема выполненной работы по единой
расценке за единицу продукции; косвенно-сдельная
– заработная плата применяется в отношении работников,
обслуживающих других; сдельно-прогрессивная заработн
Уровень основной и дополнительной заработной
платы дает формальную оценку вкладу работника
в конечные результаты, исполнительности,
профессионализму, квалификации
Кроме заработной платы и премий, получает распространение
еще один вид денежного вознаграждения
- участие в прибылях. При регулярном
осуществлении таких выплат люди видят
конкретные результаты своей работы. Удовлетворенность
материальным вознаграждением, его справедливым
уровнем стимулирует инициативу людей,
формирует у них приверженность к организации, привлекает к ней новых
членов. Косвенная экономическая мотивация основа
К неэкономическим способам мотивации относятся организационные и моральные.
Организационные способы включают в себя мотивацию целями, привлечением к участию в делах организации, обогащением труда.
Мотивация целями должна побудить в сотруднике
сознание того, что достижение этих целей
принесет всему коллективу организации и
Мотивация обогащением труда заключается в предоставлении работникам более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы с широкими перспективами должностного и профессионального роста, дающей возможность осуществлять контроль над ресурсами и условиями труда.
К моральным методам мотивации относится, прежде всего, признание, которое бывает личным и публичным.
Смысл личного признания состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в докладах высшему руководству организации, представляются ему, получают право подписывать документы, в разработке которых они принимали участие, предоставляется право постановки личного клейма, персонально поздравляются администрацией по случаю праздников и семейных дат. Публичное признание состоит в широком распространении информации о достижениях работников через различные средства пропаганды, награждения и внесение их в специальные книги. Специфическими моральными методами мотивации являются похвала и критика.
Похвала должна следовать за любыми достойными действиями исполнителей. К ней предъявляются такие требования, как дозированность, последовательность, регулярность, контрастность (необходимы перерывы). Отсутствие похвалы, особенно за хорошую работу, неискренняя похвала - демотивируют. Поэтому необходимо разрабатывать объективные критерии. Критика тоже должна быть неотвратимой, т.е. следовать за допущенными ошибками. Она должна быть конструктивной, стимулировать действия работника, направленные на устранение ошибок, и указывать на их возможные варианты.
К правилам критики относятся: конфиденциальность, доброжелательность, создаваемая за счет снижения обвинительного акцента, внесения элементов похвалы, уважительного отношения к личности критикуемого, сопереживания ему, высказывания замечаний иносказательно, в косвенной форме; аргументированность; подчеркивание возможности устранения недостатков и демонстрация готовности прийти на помощь. Любая критика должна восприниматься как форма помощи в деле устранения недостатков.
Комплексным показателем мотивации может служить повышение по службе, так как дает:
Однако этот способ имеет естественные ограничения, связанные как с самим субъектом, так и с возможностями организации, в которой он работает.
В заключение можно отметить, что человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. В то же время на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию, и содержание процесса мотивации, которые дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.
Сущность мотивации трудовой активности рассмотрена в научных трудах отечественных авторов (Таблица 1). При всех различиях эти определения сближает единое мнение о том, что мотивация – это, по сути, заявка на трудовое поведение, выбор мотивов, побуждающих человека к труду, к соответствующей активности. Существенными недостатками рассмотренных формулировок определения мотивации индивида к труду является то, что они не учитывают современный уровень общественного разделения труда, международное разделение труда, технологическое разделение труда, наличие частной собственности.
Определение мотивации |
Источник |
Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности |
Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М.: Приор, 1998 |
Мотивация трудовой деятельности – совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей |
Управление персоналом: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998 |
Мотивация как совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении осуществления определенных целей |
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1999 |
Формирование мотивации трудово |
Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999 |
Мотивация – это воздействие на поведение человека по достижению личных, групповых и общественных целей |
Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА-Инфра, 1998 |
Формирование мотиваций определ Поведение человека детерминировано его мотивациями, и поэтому является предметом социального управления. В содержание мотива включается сознательный выбор цели и средств ее достижения, учитываются внешняя среда и условия реализации, определяются линия и программа поведения, оцениваются возможные последствия |
Кулинцев И.М. Экономика и социология труда. М.: Центр экономики и маркетинга, 1999 |
Мотивация – это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения, обоснования реального трудового поведения |
Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 1999 |
Таблица 1– Определение мотивации труда в современных работах российских ученых
А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Г. П. Гагаринская предлагают следующую формулировку мотивации труда.
Мотивация труда – это внутренний процесс, происходящий под воздействием потребностей в благах; он выражается в формировании мотива поведения личности с целью активизации трудовой деятельности на базе общественного разделения труда и развития частной собственности. Мотив действий работника формируется на основании того, что он может присваивать результаты своего труда в собственность для обмена их на удовлетворение своих потребностей в благах в пределах произведенной им стоимости.
Понятие мотивации в экономическом смысле появилось в связи с необходимостью стимулирования более производительной работы и обозначает определенную ступень демократизации производства. Понятие мотивации широко употребляется в педагогике, психологии, в промышленной социологии и теории управления. Некоторые авторы понятие мотивации приравнивали к экономическому стимулированию. Такой подход ограничивает мотивационную часть поведения работника, не стимулирует потребность в саморазвитии, самосовершенствовании.
В настоящее время, с точки зрения теории управления, мотивация р
Управление мотивациями основан
Современный уровень производства не может развиваться без эффективных мотивационных систем персонала, которые должны постоянно совершенствоваться под влиянием экономических и политических условий. Сегодня на рынке можно купить конкурентный товар, но купить конкурентоспособность и стимулы к ней невозможно. Поэтому отечественным предприятиям приходится самостоятельно искать наиболее подходящие и действенные методы организации и поощрения труда.
Основная роль в безубыточной работе предприятия принадлежит его персоналу. Проводимые в последнее время исследования выявили, что основные методы стимулирования труда персонала, действующие на российских предприятиях, сводятся к следующему. 5