Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:01, курсовая работа
Значительно изменяется сегодня во всем мире отношение к главной производительной силе общества ¾ человеку труда. Роль человека в процессе экономического развития постоянно растет. Это в полной мере относится и к нашей стране. Россия уже более десятилетия переживает период социальных перемен. Подобные изменения затрагивают не только политические, экономические и социальные структуры общества, но и неизбежно оказывают воздействие на сознание людей. Происходят трансформации в ценностной и мотивационной структурах, то есть в понимании людьми того, ради чего им стоит жить и действовать, на какие идеалы опираться. С переходом России на рыночную экономику стало очевидно, что законы рыночной экономики предполагают у людей совершенно иные мотивы и ценности, нежели экономика социалистического общества.
Введение ______________________________________________________ 3
Глава 1. Мотивация и ее место в процессе активизации
деятельности персонала фирмы ___________________________________ 5
1.1. Общая характеристика мотивации._____________________________ 5
1.2. Понятие активной деятельности, общие принципы
активизации деятельности, наличие взаимосвязей с эффективностью и мотивацией._________________________________________________________ 6
1.3. Мотивационный процесс._____________________________________10
Глава 2. Теории содержания мотивации____________________________ 13
2.1. Теория иерархии потребностей А.Маслоу.______________________ 14
2.2. Теория ERG К. Альдерфера._________________________________ 16
2.3. Теория приобретенных потребностей Д. МакКелланда.____________17
Глава 3. Теории мотивационного процесса._________________________ 19
3.1. Теория ожидания.__________________________________________ 19
3.2. Теория постановки целей.____________________________________ 22
3.3. Теория равенства.___________________________________________24
3.4. Мотивация как функция менеджмента на примере организации ОАО «Уралсвязьинформ»_____________________________________________27
Заключение.____________________________________________________ 29
Список использованной литературы________________________________32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Псковский филиал
Курсовая работа
Дисциплина: Теория менеджмента
Тема: Мотивация как функция менеджмента. Теоретические основы системы мотивации (теории А.Маслоу, К.АльдофераФ.Герцберга и др.)
Выполнил студент 2 курса заочного отделения направление 080200.62 группа М-12 Баклин Андрей Львович
Псков 2013 г. |
Содержание.
Введение ______________________________
Глава 1. Мотивация и ее место в процессе активизации
деятельности персонала
фирмы ________________________
1.1. Общая характеристика
мотивации.____________________
1.2. Понятие активной деятельности, общие принципы
активизации деятельности,
наличие взаимосвязей с эффективностью
и мотивацией._________________
1.3. Мотивационный процесс.________
Глава 2. Теории содержания
мотивации_____________________
2.1. Теория иерархии
потребностей А.Маслоу.________
2.2. Теория ERG К. Альдерфера.___________________
2.3. Теория приобретенных потребностей Д. МакКелланда.____________17
Глава 3. Теории мотивационного
процесса._____________________
3.1. Теория ожидания.______________
3.2. Теория постановки целей.______
3.3. Теория равенства._____________
3.4. Мотивация как функция
менеджмента на примере организ
Заключение.___________________
Список использованной литературы____________________
Введение.
Значительно изменяется сегодня во всем мире отношение к главной производительной силе общества ¾ человеку труда. Роль человека в процессе экономического развития постоянно растет. Это в полной мере относится и к нашей стране. Россия уже более десятилетия переживает период социальных перемен. Подобные изменения затрагивают не только политические, экономические и социальные структуры общества, но и неизбежно оказывают воздействие на сознание людей. Происходят трансформации в ценностной и мотивационной структурах, то есть в понимании людьми того, ради чего им стоит жить и действовать, на какие идеалы опираться. С переходом России на рыночную экономику стало очевидно, что законы рыночной экономики предполагают у людей совершенно иные мотивы и ценности, нежели экономика социалистического общества. В связи с этим встает вопрос о важности изучения российскими руководителями накопленного за долгое время существования в условиях рынка зарубежного опыта в области управления персоналом, теорий мотивации, конкретных методов и принципов стимулирования работников, активизации их деятельности и повышения эффективности труда. Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия как основного звена народного хозяйства. Рынок ставит предприятие в принципиально новые отношения с государственными органами, с партнерами, с работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим совершенствуются отношения между руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. Революция в собственности и сопровождавшие ее преобразования экономических институтов общества привели к тому, что миллионы людей, ранее занимавшихся организованным, планомерным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в предпринимательстве, в малом бизнесе, где часто соединены в одном лице трудовая деятельность, собственность и управление. [1].
При планировании и организации работы ее руководитель определяет, что конкретно необходимо выполнить, каких целей достичь, когда, как и кто, по его мнению, должен заниматься этим. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников, с помощью доступного ему спектра средств стимулирования активизировать их деятельность, повышать ее эффективность. Готовность и желание человека работать являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Работающий человек не машина, его невозможно «включить», когда требуется его работа, и «выключить», когда необходимость в его труде отпадает. Даже сели человек выполняет рутинную работу, легко поддающуюся контролю и учету, не требующую творческого подхода,¾ даже и в этом случае механическое принуждение к труду не дает желаемого результата. Феодальная система ведения хозяйства, практика принудительного лагерного труда показали, что от человека не добиться многого вопреки его воле и желаниям. Путь к эффективному управлению персоналом, к активизации его деятельности и повышении ее эффективности лежит через понимание мотивации людей. Если хорошо понимать, что движет человеком, побуждает его к действиям, к чему он стремиться, выполняя определенную работу, можно, в отличие от принуждения, требующего постоянного контроля, таким образом построить управление персоналом фирмы, что люди будут сами активно стремиться выполнить свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.
Глава 1. Мотивация и ее место в процессе активизации
деятельности персонала фирмы.
1.1. Общая характеристика мотивации.
Истинные побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, определить не просто. Они чрезвычайно сложны. Упрощенно, в теории менеджмента выделяют такие основания, необходимые для участия человека в трудовой деятельности:
• наличие необходимости
• объективные (физиологические) возможности,
• наличие профессиональной квалификации и способностей,
• наличие мотивации.
При рассмотрении мотивации работника предполагается, что у него уже в той или иной степени наличествуют первые три условия участия в трудовой деятельности, так как эти условия трудно инициировать или управлять ими со стороны. Задача менеджера состоит, таким образом, в управлении четвертым фактором, применении мотивирования к человеку, в принципе готовому и способному трудиться. В самом общем виде мотивацию человека к деятельности можно представить ввиде совокупности внутренних и внешних по отношению к человеку сил, которые, непрерывно воздействуя на него, побуждают к совершению тех или иных действий.
При этом связь между этими силами и конкретными действиями человека определяется очень сложной системой взаимодействий, индивидуальной для каждого человека, поэтому различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил, то есть влияние мотивации на конкретного человека зависит от многих факторов и индивидуально. Понимая вышесказанное, можно дать более детализированное определение мотивации.
Мотивация ¾ совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы, формы, степень интенсивности деятельности, уровень затраты усилий, старания, добросовестности,
настойчивости и придающие ей направленность, ориентацию на достижение
определенных целей[2].
1.2. Понятие активной деятельности, общие принципы активизации деятельности, наличие взаимосвязей с эффективностью и мотивацией.
Рассматривая вопрос о том, на какие аспекты трудовой деятельности человека
оказывает влияние мотивация, можно выделить следующие характеристики
деятельности:
1) Усилие. Одну и ту же работу человек может выполнять, затрачивая различные усилия. Он может действовать в полную силу, затрачивая все свои возможности, а может и вполсилы. Так же он может стремиться выполнять работу полегче, а может браться за более сложную работу. И зависит это от степени его мотивации на затрату усилий при выполнении работы.
2) Старание. Одному работнику может быть безразлично качество его труда, а другой может стремиться выполнить все
наилучшим образом, не пытается избежать разрешения сложностей в работе,
стремится к повышению квалификации.
3)Настойчивость проявляется в стремлении продолжать и развивать начатое дело. Часто встречаются люди, которые очень быстро теряют интерес к начатому делу. И даже если они имели хорошие результаты деятельности в начале, потеря интереса и отсутствие настойчивости приведут к тому, что они неоправданно сократят прилагаемые усилия и старание, выполняя работу на существенно более низком уровне по сравнению с их реальными возможностями.
4)Инициатива подразумевает,
5) Добросовестность при
6)Направленность на достижение определенной цели (личной и корпоративной) выступает как важнейшая характеристика трудовой деятельности человека. Значение этого компонента уже затрагивалось выше. Мотивация, стимулируя человека к действиям, обязательно задает им конкретную направленность, иначе они бесполезны. С помощью методов мотивирования менеджер должен уметь задавать направленность действий подчиненных на реализацию определенных целей.
Активная деятельность работников подразумевает, что работа ими
выполняется старательно, с затратой необходимых усилий, настойчиво и с
проявлением инициативы. Понятие «активизация деятельности», как повышение ее интенсивности, подразумевает развитие в деятельности персонала
четырех первых компонентов, характеризующих деятельность работника: усилия, старания, настойчивости и инициативы.
Все они могут быть сформированы приемами и методами мотивационного менеджмента, что еще раз доказывает тесную взаимосвязь мотивирования деятельности с активностью персонала фирмы. Если рассматривать активизацию деятельности персонала как простое повышение активности (интенсивности) труда работников, то возникает вопрос о соотношении активности деятельности и ее эффективности. Разносторонние исследования и накопленный практический опыт показывают, что соотношение степени активности деятельности человека к степени эффективности этой деятельности (к результатам его работы) характеризуется кривой линией
(рис. 1.1.)[3]:
В начале, по мере роста активности работника, результаты его труда повышаются. Позже в определенном диапазоне активности результаты сохраняются на
стабильном (достаточно высоком) уровне. Этот этап именуется оптимальным
диапазоном активности, когда достигаются наилучшие из возможных результты. При чрезмерной активности труда, когда она начинает превышать границы
оптимального диапазона, итоги работы начинают постепенно ухудшаться.
Это объясняется многими причинами, наиболее очевидными из которых являются следующие:
• интенсивность труда превысила предельно поддерживаемую имеющимися в наличии оборудованием и технологиями,
• уровень физических и моральных затрат работников уже не
компенсируется существующей в организации системой восстановления
работоспособности,
• накапливается неизбежная физиологическая усталость работников.
В менеджменте большое значение уделяется также учету степеней активности
персонала. На уровне удовлетворительного поведения сотрудники достигают такой степени активности и эффективности трудовой деятельности, которая является минимально приемлемой с точки зрения руководства. Некоторая часть персонала здесь успешно балансирует между желанием сократить рабочую активность и в то же время избежать неприятностей. Некоторые менеджеры предпочитают мотивировать персонал к работе именно на таком уровне. Если же степень активности персонала характеризуется уровнем отличного поведения (представляет собой верхнюю градацию степеней активности), работа для людей является желанной частью жизни, что приносит достижение поставленных целей и удовлетворение от труда. В этом случае для работников имеет ценность не только материальное поощрение, но и во многом ¾ моральное. Задача менеджера заключается в обеспечении для работников возможности удовлетворения всего спектра их трудовых потребностей в обмен на их энергию и отдачу, оптимальную активность трудовой деятельности. Но эффективность труда не определяется только определения мотивации можно выделить два составных элемента: деятельность и направленность. Деятельность представляется здесь как совокупность трудовых действий, на осуществление которых был побужден работник внешними и внутренними мотивационными силами. Степень активности является характеристикой этих действий. Человек может трудиться достаточно активно, но положительного результата, необходимой эффективности не последует, если он будет осуществлять свою деятельность в неверном направлении, если мотивационные факторы, вызвав деятельность, не задают направленности, другого важного элемента мотивации. Это случается, например, если подчиненный не имеет конкретного представления о целях своей работы. Причиной может быть и неудовлетворительное руководство, недостаточный (или неправильно организованный) контроль за его деятельностью.
Из-за неверной направленности труда
реально возникновение
собственными потребностями
Поэтому столь важно применение менеджером обеих составных мотивации
(деятельности (ее активизации) и направленности) во взаимосвязи. Менеджер
должен использовать для активизации деятельности персонала приемы, методы и стимулы, обоснованные с точки зрения мотивационной теории. В этом сущность мотивационного подхода в управлении персоналом: воздействие на характеристики деятельности персонала может быть эффективно осуществлено только через уровень активности через управление мотивацией работающих людей
Информация о работе Мотивация как функция менеджмента. Теоретические основы системы мотивации