Мотивация как функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Для чего нам необходимо изучение мотивации? Вспомним книгу Д.Карнеги: «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Через всю эту книгу идет одна основная мысль. Единственная возможность заставить человека сделать чего-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это. Изучение мотивации нам необходимо, так как это один из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания. Именно это и заключает третья глава курсовой работы на тему «Мотивация, как функция управления».

Содержание работы

Введение
Мотивация как функция управления. Теории мотивации
Мотивация как процесс
Мотивация, обусловленная внешними второсигнальными стимулами
Проблемы практического подхода к мотивации личности
Мотивационные факторы, в наибольшей степени влияющие на поведение работника
Применение мотивационных моделей
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Мотивация как функция управления.docx

— 64.08 Кб (Скачать файл)

Мотивация социальной карьеры должна учитывать всю иерархию возможного должностного роста, допустим, в рамках отдельного предприятия, должна быть ориентирована исключительно на личностные характеристики конкретного кандидата, его потенциальные возможности занимать должность соответствующего уровня управления. Рассмотрим модель мотивации социальной карьеры менеджера, имеющего необходимое высшее образование [Поляков А. Технология карьеры. - М., 1993. ] Например, студент окончил университет и получил специальность менеджера, при этом показал достаточно высокие знания в области менеджмента. Возникает вопрос: как же построить модель социальной карьеры менеджера и применить соответствующую модель мотивации? Она может быть представлена в виде пирамиды подчиненности.

 

9. Генеральный директор 

/-\      

8. Исполнительный директор 

/----\ 3 года

7. Зам. директора 

/-------\ 3 года

6. Начальник цеха 

/---------\ 2 года

5. Зам. начальника цеха 

/------------\  2 года

4. Начальник участка 

/--------------\  2 года

3. Старший мастер 

/-----------------\  2 года

2. Мастер 

/--------------------\   1 год

1. Бригадир 

/-----------------------\   1 год


 

Система мотивации в данной пирамиде предусматривает для каждой ступени  социальной карьеры свои меры материального, социального, морального и натурального поощрения.

На первой ступени как бы ни были высоки притязания выпускника университета, он должен начать свою трудовую деятельность с управления малыми коллективами (инженерная бригада, временный творческий коллектив, комплексная или специализированная бригада рабочих). Именно на этой стадии (ступени) проверяются и оцениваются  профессиональные и деловые качества выпускника университета или колледжа. Максимально возможный период адаптации  в этой должности не должен превышать  одного года. Модель мотивации трудовой деятельности молодого менеджера должна охватывать широкую гамму средств, удовлетворяющих первичные физиологические  потребности (достаточная заработная плата, отдельная комната в гостинице для молодых специалистов, хорошие условия для занятий спортом и других видов отдыха, наличие учебной базы для совершенствования профессионального мастерства и др.).

На второй ступени социальной карьеры, которая также не должна превышать  одного года, менеджер выполняет функции  мастера производственного участка  с численностью работающих 25-30 человек. Накопленные на первой ступени опыт работы и профессиональные знания не обогащаются умением установить социально-психологические контакты с работниками данного участка  и руководителями участков смежников, от которых зависит в той или  иной степени результативность деятельности коллектива, руководимого молодым менеджером. На этой ступени проверяются возможности  менеджера управлять коллективом  с учетом его умения правильно  и своевременно реагировать на реакцию  работников на обязательные условия  выполнения нормативов, условий и  оплаты труда. Мотивационная модель в данном случае повторяет потребности  первой ступени и дополняется  более высокими притязаниями на получение  лучшего жилья, получения мест в  дошкольных учреждениях, если в этом есть необходимость, причем на льготных условиях. Система мотивации может  предусматривать выделение беспроцентных  денежных кредитов для удовлетворения социально-бытовых нужд менеджера, повышение должностного оклада и  размера премий в зависимости  от результатов деятельности.

На третьей и четвертой ступенях социальной карьеры менеджер руководит  коллективами численностью 75-125 человек. Для того, чтобы перейти на другую, более высокую ступень социальной карьеры, он должен не только поддерживать накопленные знания, но и неуклонно  обогащать их путем обязательного  и регулярного посещения занятий  непосредственно на предприятиях, в  вузах, колледжах или посреднической фирме. На этом этапе менеджеры должны получить максимум профессиональных знаний в разных областях (управление коллективом, механизм мотивации, организационная  культура, планирование производственной деятельности, принятие управленческих решений, использование методов анализа непредвиденных ситуаций, делегирование полномочий, управление межличностными отношениями и т.д.). Именно выполнение этих условий и требований является основой для перехода на другую ступень социальной карьеры. Мотивационная модель на этих двух ступенях гарантируется более высоким уровнем заработной платы, расширением сферы предоставляемых социальных благ более высокого порядка, чем на нижних ступенях, убежденностью в стабильности рабочего места, самостоятельностью в принятии решений на данном уровне управления, признанием со стороны руководимого коллектива. На этом уровне социально-экономические потребности менеджеров удовлетворяются не менее чем на 75 %.

Пятую и шестую ступени можно  отнести к среднему звену управления. Каким квалификационным требованиям  менеджеры должны отвечать? И какими качественными характеристиками должны обладать менеджеры для своего продвижения  к верхним ступеням управления? Они  должны владеть в полном объеме всем багажом теоретических знаний в  области менеджмента (конкуренция, маркетинг, орг. структуры, стили управления, планирование, принятие решений, делегирование  полномочий и др.). На этой стадии социальной карьеры осложняется процедура  получения дополнительных знаний исключительно  возрастным цензом, так как на большинстве  обследованных предприятий должности  заместителей и начальников цехов  занимают менеджеры в возрасте от 40 до 50 лет. В это время, как правило, значительно меньше стремящихся  к дальнейшей социальной карьере. Мотивационная  модель на этом уровне управления способствует реализации потенциала менеджера на 75 - 80 %, социально-экономических потребностей примерно на 85 %, личных деловых и  квалификационных качеств - на 70 %. Приведенные  данные являются результатами интервьюирования этой категории работников.

На последних ступенях иерархии управления и социальной карьеры, желаемой вершины для многих менеджеров, требования в квалификационном плане несопоставимы, естественно, со всеми другими уровнями управления. Именно на этих ступенях претворяется в жизнь весь творческий потенциал  руководителя. Для того чтобы занять названные должности, кандидат на конкретную должность должен иметь возможность  обогащать свои знания. Об этих требованиях  написано много книг научно-методического  характера, описывающих определенный опыт подбора и расстановки кадров. Подбор менеджера верхнего уровня управления для российских предприятий, можно  осуществить по специально разработанной  образовательной программе, предусматривающей  индивидуальный характер обогащения знаниями, включающей :

  • участие в работе консультативных органов управления вышестоящего уровня (научно-практических конференциях, симпозиумах, советах директоров города);
  • реализацию целевых ориентиров в области межличностных отношений, гибкости в управлении людьми, определении своего лидерства;
  • апробацию на практике накопленного опыта в области подготовки и принятия решений с участием работников своего предприятия;
  • своевременное реагирование на ценность предлагаемых нововведений и апробацию их на практике;
  • объективную оценку своих личных качеств при достижении вершины социальной карьеры;
  • постоянное консультирование по актуальным проблемам с научными работниками, крупными специалистами, посредническими фирмами, если таковые функционируют;
  • участие в работе постоянно действующего семинара регионального уровня для менеджеров верхнего уровня (руководителей предприятий).

Модель мотивации менеджеров верхнего уровня управления должны практически  полностью удовлетворять их потребности (обеспеченность комфортабельным жильем, дачными участками и коттеджами, автомашинами служебными и личными, высоким уровнем заработной платы, другими социальными благами). Более  высокая модель мотивации социальной карьеры менеджеров состоит в  назначении или избрании на более  высокую должность в рамках района, города, региона, республики или страны в целом, а также избрание в  законодательные органы власти перечисленных  выше уровней управления. Общими методами работы при решении проблем социальной карьеры, т.е. при продвижении от низшей к высшей ступени иерархии управления могут быть:

  • подготовка и наличие списка резерва на конкретную должность, который утверждается руководителями предприятий;
  • уточнение критериев для назначения на конкретную должность;
  • проведение тестирования, включая интервьюирование претендующих на должность более высокого уровня управления;
  • отбор из всего списка кандидатов на должность наиболее вероятных кандидатов;
  • ознакомление с вероятными кандидатами на должность коллектива, которым им предстоит руководить;
  • обеспечение кандидатов на должность информацией о производственной и социально-психологической обстановке в коллективе, которым им предстоит руководить;
  • избрание или назначение на должность.

Таким образом, модель реализации социальной карьеры с учетом мотивационных  факторов и социально-экономических  потребностей включает в себя широкий  круг вопросов, преимущественно не теоретического, а прикладного характера. Модель предусматривает совершенствование  механизма подбора и расстановки  кадров, формы повышения квалификации или квалификационных требований и  будет способствовать, по мнению автора, более четкой организации этой работы на предприятиях.

Решение конкретных проблем социальной карьеры менеджера и применение мотивационных моделей усложняется  по мере его перехода от низшей к  высшей ступени управления, так как  это связано с изменениями  технико-технологических факторов, требованиями к личностным характеристикам, социально-экономическими и психологическими условиями, современными методами управления, усложнением процедуры применения мотивационных систем. [ Пугачев В.П./ Руководство персоналом организации- М.: Аспект- Пресс, 1999]

 

 

Заключение

 

Незаметный  для неопытного глаза процесс  потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие  ощутимые результаты, как текучесть  кадров, руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает.

Чтобы не допустить потерю потенциальных  прибылей, менеджер должен добиться максимальной отдачи от своих подчиненных. Для  эффективного управления таким дорогим  ресурсом как люди менеджеру необходимо выделить определенные параметры работы, поручаемой подчиненным, изменяя которые он может воздействовать на психологические состояния исполнителей, тем самым, мотивируя, либо демотивируя их.

В общем случае мотивация  – понятие, используемое для объяснения последовательности поведенческих  действий, направленных на конкретную цель, которая может меняться в  зависимости от различных обстоятельств, ситуаций. В понятие "мотивация" входят моменты активизации, управления и реализации целенаправленного  поведения человека. С помощью  мотивации можно ответить на вопрос: почему так, а не иначе поступает  данный человек.

Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчинённых, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться. Традиционно считается, что раз работник получает оплату за свой труд, значит, он должен быть доволен. В случае плохого отношения к  служебным обязанностям его можно  уволить. Значит, стимулы у него есть.

Практически каждый имеет собственную точку  зрения на то, как улучшить свою работу. Опираясь на заинтересованную поддержку  руководства, не боясь санкций, следует организовать работу так, чтобы у работника не пропало желание реализовать свои планы.

Каждый человек стремится к  успеху. Успех - это реализованные  цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без  признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если менеджер владеет необходимыми знаниями в области мотивации  персонала и успешно применяет  их на практике.

 

 

Список использованной литературы:

 

    1. Э. А. Уткин/ Профессия- менеджер
    2. Менеджмент/М.М. Максимцов, «Банки и биржи», Юнити, М., 1998
    3. Кокорев В.П./ Развитие систем мотивации в управлении инженерно- управленческим трудом в России и КНР / Изд-во Алтайского ГУ/ Барнаул, 1996].
    4. Кокорев В.П. Мотивация в управлении. - Курс лекций. Рекомендовано Советом учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента.
    5. Мескон А. П., М. Альберт, Ф. Хедоури / Основы менеджмента 1992
    6. А. Поляков/ Технология карьеры/ М.- 1993
    7. Розанова В.А./ Психология управления/ М.:- ЗАО «Бизнес- школа», 2003
    8. Авчиренко Л. К. / Управление общением/ М.:- Инфра- М ; Новосибирск : НГАЭиУ, 1999
    9. Удальцова М.В., Авчиренко Л. К./ Социология и психология управления- М.: Инфра - М; Новосибирск, 1999
    10. Пугачев В. П. /Руководство персоналом организации/ М.:- Аспект пресс, 1999
    11. Кравченко А. И./ Социология- М.: «лотос», 1999
    12. Ильин Е.П. / Мотивация и мотивы/ СПб, «Питер», 2000
    13. Д. Карнеги / Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей/ М.: 2004
    14. www.inventech.ru/lib/management/management-0032/



Информация о работе Мотивация как функция управления