Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить мотивацию и стимулирование персонала в организации.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала. Дать определение понятиям «мотив» и «стимул».
2. Проанализировать наиболее известные теории стимулирования и мотивации.
3. Ознакомиться с существующими методами построения систем мотивации персонала
4. Проанализировать действующую в организации систему стимулирования и мотивации персонала на примере ЗАО «Сбербанк России».
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования
персонала………………………………………………………...5
1.1 Сущность мотивации……………………………………………………...5
1.2 Методы мотивации……………………………………………………….11
1.3 Содержательные теории мотивации…………………………………….14
1.4 Процессуальные теории мотивации…………………………………….19
1.5 Сущность стимулирования………………………………………………23
1.6 Виды стимулирования……………………………………………………24
Глава 2. Исследование системы мотивации и стимулирования
персонала на примере АО ЗАО «Сбербанк России».
2.1 История развития сберегательного банка
в Астраханской области…………………………………………………….29
2.2 Анализ основных показателей деятельности АО ЗАО «Сбербанк России»……………………………………………………………………….42
2.3 Анализ действующей системы мотивации и стимулирования……….43
2.4.Выводы и предложения по действующей системе мотивации……….47
Заключение………………………………………………………………….48
Список использованной литературы……………………………………50
Начиная с 1938 года в архивах области имеется состав руководителей областного звена системы Сберегательного банка:
В соответствии
с Письмом Государственной
Областное управление состояло из 4-х отделов: оперативный, ревизионный, бухгалтерский и отдел кадров.
Таблица2
Основные показатели развития сберегательного дела в Астраханской
области.
1965 |
1970 |
1971 |
1974 |
1975 | |
Число сберкасс: в том числе: в городе на селе |
289 110 179 |
289 107 182 |
279 98 178 |
279 101 178 |
280 102 178 |
Число вкладов (тыс. руб.): в том числе: в городе на селе |
229 158 71 |
312 219 93 |
324 228 96 |
360 266 94 |
378 281 97 |
Сумм вкладов (млн. руб.): в том числе: в городе на селе |
64,9 44,1 20,8 |
- - - |
151,9 102,6 49,3 |
166,2 112,1 54,0 |
271 196,2 75,2 |
Средний размер вклада на душу населения (руб.): в том числе: в городе на селе |
82 97 62 |
175 193 145 |
188 206 150 |
259 289 204 |
300 325 250 |
Много времени отводилось учебе кадров как в самом областном управлении, так и при Астраханском учетно-кредитном техникуме Госбанка (см. фото.).
За 1971 – 1981
гг. безналичные поступления
Остаток вкладов на 01.01.96 года составил244,8 млрд. рублей.
В 1995 году получили дальнейшее развитие вкладные (депозитные) операции, операции по обслуживанию юридических лиц – резидентов и нерезидентов, кредитование в инвалюте. К работе с валютой были привлечены все ОСБ и 49 филиалов Банка
Таблица3
Основные показатели развития сберегательного дела Астраханской области.
1976 |
1978 |
1980 |
1986 |
1990 |
1993 | |
Число сберкасс: в том числе: в городе на селе |
280 103 177 |
277 101 176 |
268 92 176 |
249 80 169 |
238 76 162 |
234 75 159 |
Число счетов (тыс. шт.): в том числе: в городе на селе рабочих служащих колхозников прочие |
394 294 100 146 130 49 69 |
434 323 111 159 144 56 75 |
483 358 125 178 159 62 85 |
579 428 145 220 180 63 109 |
719 533 186 275,4 230,1 77,3 252 |
1167 870 297 |
Остаток вкладов (млн. руб.): в том числе: в городе на селе рабочих служащих колхозников прочие |
308,4 224,3 84,1 110,8 106 44,6 46,6 |
391,7 286,7 104,9 147,1 130,3 53,4 55,4 |
493,9 367,9 136,0 190,2 163,5 68,3 72,0 |
745,5 549,6 195,9 318,1 250,3 83 93 |
1226 887,2 338,8 501,4 438 137,3 149,2 |
21959,7 17890,3 4069,4 |
Средний размер вклада (руб.): в том числе: в городе на селе рабочих служащих колхозников прочие |
782 763 837 752 813 924 676 |
903 867 948 905 909 1044 739 |
1022 1000 1084 1072 1029 1265 800 |
1302 1288 1395 1442 1389 1316 857 |
1706 1665 1580 1820 1903 1776 592 |
18818 |
Средний размер вклада на душу населения (руб.): в том числе: в городе на селе |
339 423 288 |
422 451 369 |
530 575 457 |
759 806 651 |
1232 888 341 |
21680 |
Объем сформированных инвалютных ресурсов на 01.01.96 г. увеличился в 10,4 раза, в том числе по остаткам на счетах граждан рост составил в 8,7 раз по отношению к предыдущему году.
Уникальность Сберегательного банка определяется целой совокупностью факторов, на некоторых из которых необходимо остановиться особо.
Во-первых, это огромное число клиентов, отдавших предпочтение услугам нашего банка. Среди них как физические лица (количество их счетов превышает 226 млн.), так и юридические лица: предприятия и организации, сделавшие свой выбор в пользу Сбербанка России. В учреждениях Банка имеется более 400 тыс. счетов предприятий и организаций.
Сбербанк России обладает самой многочисленной и разветвленной структурой подразделений, в числе которых территориальные управления (76 - только на территории России); отделения, входящие в состав территориальных управлений (порядка 3000); филиалы (более 30 000). Отделения и филиалы Сбербанка охватывают все уголки страны, где количество клиентов, по понятиям коммерческих банков, незначительно. Так сложилось исторически и продиктовано необходимостью выполнять специализированные государственные (ныне - федеральные) программы по представлению банковских услуг широким слоям населения. Еще одной отличительной чертой Сбербанка является то, что все требования по количеству и качеству оказываемых услуг, а также по безопасности, представлению отчетности и организации работы практически одинаковы - как для отделений с 10 тысячами, так и с миллионом клиентов.
Структура Сберегательного банка(рис.7).
Совет банка – выступает высшим органом управления в промежутке между собраниями акционеров, членом которого может быть любой акционер или его представитель, имеющий акции банка на сумму не менее 3 млн. рублей. Члены Совета избираются на два года, но могут переизбираться неограниченно число раз. Совет собирается не реже одного раза в квартал. Из членов Совета избирается президент банка. На которого возлагается руководство исполнительным органом банка - Советом директоров
Рис.7. Структура Сберегательного Банка[21].
Совет директоров утверждается Советом банка по представлению президента банка. Он состоит из первого вице-президента, еще четырех вице-президентов и пятнадцати членов. Совет директоров руководит всей деятельностью банка в период между собраниями акционеров и заседаниями Совета банка.
Президент Сберегательного банка осуществляет руководство деятельностью Совета директоров, распределяет обязанности между своими заместителями и прочими директорами и степень ответственности за состоянием дел на порученных им направлениях. Президент вправе без доверенности осуществлять действия от имени банка.
Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общее собрание избирает ревизионную комиссию – обязательно из числа акционеров, причем в ее состав не могут быть избраны члены Совета банка или Совета директоров. Ревизионная комиссия осуществляет проверку по поручению общего собрания, по собственной инициативе или по требованию акционеров, в совокупности владеющих 1/10 акций. Если возникла серьезная угроза интересам банка, ревизионная комиссия обязана потребовать созыва чрезвычайного общего собрания акционеров.
Ключевую роль в системе сбербанка играет основное первичное звено – отделение, которое непосредственно занимается предоставлением услуг клиентам и проведением банковских операций, разрешенных Уставом. В функции центрального аппарата, непосредственно обслуживающего работу Совета банка и Совета директоров входят: определении стратегии банка в новых условиях; координация деятельности региональных банков; взаимодействие с органами государственной власти и управления, Цетробанком России, банками зарубежных стран и другими банками.
Таблица4
Структура учреждений сбербанка Астраханской области.
Наименование районов |
№ ОСБ |
Кол-во филиалов (в т.ч. агентств ) |
Кол-во лиц. сч. физ. лиц. |
Кол-во лиц. сч юр. лиц.(руб.) |
Астраханское ОСБ |
8625 |
33 |
651 818 |
5500 |
Трусовский |
6114 |
16 |
181 528 |
712 |
Ахтубинский |
3976 |
18 |
123 567 |
422 |
Енотаевский |
3977 |
21 |
80 779 |
333 |
Икрянинскнй |
3983 |
10 |
64 858 |
204 |
Камызякский |
3981 |
15 |
74 684 |
275 |
Красноярский |
3980 |
17 |
101 759 |
455 |
Лиманскнй |
8575 |
8 |
52 944 |
364 |
Харабалинский |
3979 |
9 |
65 156 |
210 |
Знаменский |
8574 |
5 |
59 717 |
157 |
Всего по области |
152 |
1 456 810 |
8 632 |
Общая сеть учреждений Сбербанка по состоянию на 1 января 1995 года насчитывала 79 региональных банков, 2349 отделений, 30 665 филиалов и 4 079 агентств
Астраханское отделение Сбербанка России является самым крупным банком в области, который насчитывает 9 отделений и 152 филиала, входящих в состав отделений с сотнями тысяч счетов физических лиц и несколькими тысячами счетов предприятий и организацией. Понятно, что без автоматизированной обработки операций по счетам клиентов на базе современной вычислительной техники, программных средств и систем связи работа банка была бы просто невозможна.
В любой цивилизованной стране услуги банка для человека не менее важны, чем услуги врача или юриста, а банковская система исполняет роль "кровеносной" в экономике государства. Перестройка принесла с собой полное перерождение, а точнее, рождение отечественной банковской структуры. На ниве инфляции расцвели и приумножились
коммерческие банки, будоража процентными ставками воображение малоимущего доверчивого россиянина. Основными функциями новоиспеченных учреждений были расчетно-кассовое обслуживание и кредитование юридических лиц. Автоматизация бухгалтерского учета в банках и положила начало рынку отечественных банковских программных продуктов (ПП); самыми популярными в то время были системы типа "Операционный день банка" и "Учет кредитов". Задачей их было составление отчетной документации и в первую очередь бухгалтерского баланса как результата ведения синтетического и аналитического учета. Исходная информация передавалась проводками, вводимыми в систему на основе первичных банковских документов. В совокупности с модулями "Расчетно-кассовое обслуживание" и "Управление корреспондентскими счетами" они составляли ядро автоматизированной банковской системы (АБС), дальнейшее расширение и наращивание которой сопровождало освоение банками новых сфер зарабатывания денег. Наблюдающийся в настоящее время интеграционный процесс приводит к укрупнению банков, созданию многофилиальных, многопрофильных структур, в связи с чем, все более важной становится создание распределенных информационных структур, а также комплексная автоматизация всех сфер деятельности банка, консолидация данных по его подразделениям для анализа и управления ими. Обострение конкурентной борьбы на рынке банковских услуг и сохранения интересов клиентуры к дальнейшему сотрудничеству с Астраханским отделением Сбербанка были отражены в принятой Правлением банка Концепции развития Астраханского отделения Сбербанка России, которая в частности предусматривает создание централизованной системы управления отделениями и филиалами с проведением расчетов в режиме реального времени. Еще несколько лет назад практическое воплощение этого подхода к работе в регионах воспринималось банковским сообществом как утопия. Затраты на создание подобной системы казались настолько необозримыми, что даже не обсуждались. Между тем, именно такая технология, положена в основу программы развития банка.