Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 12:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть особенности мотивации персонала в современных российских условиях на примере ЗАО Тандер в структурном подразделении Магнит Косметик «Помада» г.Чебоксары.
В задачи работы входит:
1.Установить определение мотива, потребности и стимула, осуществить анализ наиболее известных теорий мотивации.
2.Осуществить обзор основных научных подходов к мотивации и стимулированию трудовой деятельности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала 6
1.1. Сущность мотивации труда работников 6
1.2 Теории мотивации 10
1.3 Методы анализа мотивации 16
Глава 2. Анализ системы мотивации персонала в ЗАО «Тандер» в структурном подразделении Магнит Косметик «Помада» 19
2.1 Краткая характеристика предприятия 19
2.2. Анализ степени мотивации персонала Магнит-Косметик «Помада» 21
2.3. Проблемы мотивации труда и разработка предложений
по её повышению 23
Заключение 26
Список использованной литературы 29
Потребность Побуждение (ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную цель.)
Структура потребностей человека определяется его местом в социальной иерархии и ранее приобретенным опытом
Вознаграждение – все, что человек считает ценным для себя
1.внутренние вознаграждения.
2.внешние вознаграждения. То, что организация дает за работу: зарплата, премии, похвалы, статус, льготы и т.д.
Регуляторы мотивации.
- Рабочая среда (рабочее место, удобство, физические условия работы)
-
Вознаграждение (оплата труда и
др. выплаты, выходные дни, системы
социального и медицинского
- Безопасность (принадлежность, причастность, уважение, стиль управления и т.д.)
Главные мотиваторы.
1.
Личное развитие (ответственность, экспериментирование, новый
2.Чувство причастности(доступ
Модели мотивации
Модель Маслоу ( пирамида потребностей) (содержательная)
Составляющие модели
5 категорий потребностей:
физиологические – в еде, воде, убежище, отдыхе;
потребности в безопасности и уверенности в будущем;
социальные – в принадлежности к чему-либо, в социальном взаимодействии, привязанности, поддержке, принятии другими;
в уважении – в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих;
в самовыражении - в реализации потенциала и личностном росте.
Основание
– физиологические потребности.
Закономерности
Прежде, чем потребность более высокого уровня будет удовлетворена, должны быть удовлетворены потребности низших уровней.
Потребность
в самовыражении имеет
Методика применения
Основная задача: определить психологический портрет работника, имеющего одну или несколько активизированных потребностей, и назначит его на такую должность, чтобы они были удовлетворены с пользой для организации.
Недостатки
1.Необязательно полное удовлетворение более “низких ” потребностей, для того, чтобы более высокий уровень потребностей начал влиять на человека.
2.Подобной структуры в чистом виде не существует.
3.Не
учтены индивидуальные
4.Идея о цепочке потребностей
и их автоматическом
5.
В России не адаптируется.
6.Не учтен процесс воспроизводства потребности со временем.
Модель Врума (теория ожидания) (процессуальная)
Составляющие модели
Осознание потребностей и через него интенсивности мотивации вызывает поведение человека, которое определяется оценкой им результатов этого поведения; степенью его удовлетворенности в том, оно приведет к желаемому.
Логическая формула модели: сила мотивации к труду зависит от оценки человеком соотношения результатов труда и затраченных им усилий, скорректированной на справедливость и значимость полученного вознаграждения и уровень удовлетворения от проделанной работы.
Закономерности
Наличие определенной активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации. Человек должен ожидать, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению потребности.
Ожидание
– личностная оценка вероятности определенного события в
Методика применения
Сопоставить предполагаемое вознаграждение с потребностями сотрудника и привести их в соответствие; установить твердое соотношение результат – вознаграждение за эффективную работу; сформировать высокий, но ожидаемый уровень результатов и внушить достижимость цели подчиненному; следить за высоким уровнем самооценки подчиненных, уровнем делегированных полномочий, профессиональный знаний и навыков.
Недостатки
1.Не
учтены индивидуальные
2.Не проработаны методология, сложно применить на практике.
Модель МакКлелланда – Аткинсона (теория приобретаемых потребностей) (содержательная)
Составляющие модели
Структура потребностей высшего уровня сводится к 3 факторам:
-
Стремлению к успеху (на основе личных достижений.
Доведение начатой работы до успешного
-
К власти (желание воздействовать на других).
Потребность в уважении потребность во власти
Закономерности
Основа поведения – потребности высших уровней.
Методика применения
Людей с потребностью во власти следует готовить на руководящие посты и не назначать их на должности ниже среднего ранга. Ставить сложные задачи, делегировать достаточно полномочий, гарантировать конкретное вознаграждение.
Для людей с сильной потребностью в причастности сохранять неформальные коммуникации ( у них наибольшая преданность фирме).
Недостатки
1.Не
выявляется механизм
2.Не
достаточно учтены
3.Сложно
использовать с
Основная проблема в использовании: создание адекватного личности психологического портрета с активной потребностью.
Модель Портера – Лоулера ( процессуальная) интегрирует различные теории
Составляющие модели
Человек определяет для себя привлекательность вознаграждения за достижение цели, оценивает вероятность ее реализации и получение вознаграждения. От этого зависят его усилия. На достижение цели влияют индивидуальные способности, восприятие им его обязанностей. Достижение цели влечет результат - внешний и внутренний. Внешний результат (оценивается как справедливый или нет). Внутреннее и внешнее вознаграждения, их справедливость определяет удовлетворенность работой, которая оказывает воздействие на оценку значимости нового вознаграждения. Достигнутые результаты влияют на оценку вероятности будущих вознаграждений.
Закономерности.
Результативный труд ведет к удовлетворению; важно объединить все элементы для создания системы мотивации.
Методика применения
Лучшая основа для понимания процесса мотивации.
Недостатки
Нет
точного определения ценности.
Оценка способностей и черт характера субъективна, что может свести к минимуму эффективность мотивации.
Недостаток объективности оценок и других элементов модели.
Ни одна организация в современных условиях не может успешно развиваться без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня преданности своей компании, без заинтересованности работников в конечном результате и стремление внести частицу своих усилий для достижения общей цели. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что эффективная система мотивации персонала является важнейшим условием развития организации.
Сразу же напрашивается вопрос, каким образом можно изучить, уже функционирующую систему мотивации на предприятии. Является ли она эффективной?
Существует множество методов изучения мотивации. Но выбор метода является серьезной проблемой для руководителя. Поскольку при выборе метода необходимо предусмотреть ряд факторов. Таких, например как, категорию работников, на которых направлено исследование, масштабы предприятия и поставленные цели исследования.
Классифицировать методы оценки мотивации можно следующим образом: методы обследования, методы обоснования и методы анализа.
Методы обследования включают в свою группу такие методы как:
I. Опрос, анкетирование.
1)Занимает
короткий промежуток времени;
2)
Позволяет получить важную
3) Не требует больших финансовых затрат;
4)
Выявляет важнейшие
II. Метод экспертных оценок (диагностическое интервью).
1)
Особенно полезна для
2) Применяется для оценки уровня мотивации.
III. Психологическое тестирование.
1)Изучает
специфические потребности
2)Грамотное построение и
IV. Беседа.
1)Простой и надежный способ;
2)Высокий уровень
3)
Данный метод не сложен с точки зрения освоения и
V. Наблюдение. Наиболее доступный метод оценки.
Проанализировав
наиболее распространенные методы обследования
мотивации, можно сделать вывод о том, что выбор методов изучения
мотивации для каждого
Проанализировав наиболее распространенные
методы анализа мотивации, можно сделать
вывод о том, что выбор методов изучения
мотивации для каждого предприятия и для
разных категорий работников сугубо индивидуален
и требует тщательного анализа.
Основные виды деятельности общества являются:
2.2. Анализ степени мотивации персонала Магнит-Косметик «Помада»