Мотивация персонала в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Традиционные системы мотивации персонала в организации во многом изжили себя, мотивация на основании только гигиенических факторов не отвечает современным требованиям работы с персоналом, так как индивидуальная мотивация богаче и при условии изменения потребностей, индивидуального развития работников, требует нового подхода в управлении трудовыми ресурсами.
При этом необходимо учитывать многие факторы организационной работы:
тип организации, ее функциональная область,
цели и принципы развития организации,
традиции и опыт деятельности управляющего подсистемы в организации,
уровни управления и методика управления персоналом,

Файлы: 1 файл

Мотивация персонала в организации.doc

— 1,007.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Экономический анализ труда и заработной платы муниципальных служащих

Проведем анализ персонала и заработной платы  муниципальных служащих.

Он включает в себя:

  1. Анализ обеспеченности организации персоналом;
  2. Анализ движения кадров;
  3. Рассматриваем структуру фонда оплаты труда по отдельным категориям персонала;
  4. Исследуем влияние различных факторов на абсолютное и относительное отклонение по фонду оплаты труда.

Анализ обеспеченности организации персонала представлен  в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Анализ обеспеченности организации персонала

 

Категории работающих

По бизнес-плану

Фактически

Выполнение плана, %

Отклонение от плана 

Недостаток

Излишек

Глава района

1

1

100

-

-

Зам. главы

5

5

100

-

-

Начальники управлений, комитетов, отделов

21

21

100

-

-

Главные специалисты

27

26

100

-1

-

Специалисты 1 категории

33

33

100

-

-

МОП

5

5

100

-

-


 

Из данной таблицы  видно, что штаты укомплектованы полностью. По плану имеется в  наличии одно свободное место. Муниципальные  служащие выполняют план полностью.

Проанализируем  движение народов в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Анализ движения народов

 

Показатели

Предыдущий  год

Анализируемый год

1. Выбыло рабочих  с организации, чел.

3

2

2. Принято в  организацию, чел.

3

2

3. среднесписочное  число служащих

90

85

4. Коэффициент  оборота рабочей силы по увольнению

0,03

0,02

5. Коэффициент  оборота рабочей силы по приему

0,03

0,02


 

Данная таблица  показывает, что в предыдущем году уволилось  по собственному желанию больше человек, чем в анализируемом году. На место  выбывших с организации, принимают  на работу людей на конкурсной основе, высококвалифицированных кадров с высшим образованием.

После проведенного анализа  персонала, далее рассматриваем  структуру оборота оплаты труда  по отдельным категориям персонала  таблица 2.6).

Данная таблица  показывает, что по сравнению с  предыдущим годом заработная плата  возросла. В отчетном году фонд оплаты труда (по плану) составил 304,5, а фактически 297,5. Эти цифры показывают, что  имеются свободные вакантные  места.

Рассмотрев  структуру оплаты труда, далее исследуем влияние различных факторов на абсолютное и относительное отношение по фонду оплаты труда (таблица 2.7).

Таблица 2.6 - Оплата труда по категориям, тыс. руб.

 

Категории персонала

Предыдущий год 1999

Отчетный год

Отклонения от плана

Процент выполнения плана

Фактически в % к предыдущему году

по плану (смета)

фактически

абсолютное

относительное

Фонд оплаты труда – работников аппарата управления 

261

304,5

297,5

7

36,5

97,7

114

В том числе: начальники управлений, комитетов, отделов

89

101,1

98,3

2,8

9,3

95,3

111

Главные специалисты

92

102

99,6

2,4

7,6

96,5

108,2

Специалисты 1 категории

80

101,2

96,5

4,7

16,5

93,8

121


 

Данная таблица  показывает, что среднегодовая заработная плата одного работающего составляет 3 тыс. 500 руб., которая начисляется по строго штатному расписанию. Среднегодовая численность работников составляет 85 человек, а по плану 87 человек, так как две вакансии свободны. Фонд заработной платы по плану составляет 304,5 тыс. руб., а по отчету 297,5 тыс. руб. абсолютные отношения по фонду заработной платы составили +7, а относительные 36,5.

Таблица 2.7 - Анализ фонда оплаты труда

 

Показатели

(смета) по  плану за год

По отчету за год

(смета) скорректированные  на % выполнения плана

Отклонение

абсолютное (+, -)

относительное (+, -)

1. Фонд заработной  платы работников аппарата управления, руб.

304,5

297,5

304,5

7

36,5

2. Среднегодовая  численность работников аппарата  управления

37

85

87

2

2

3. Среднегодовая  зарплата одного работающего,  руб.

3,5

3,5

3,5

-

-


 

 

2.3 Анализ мотивации труда персонала в Муниципальном образовании Вяземского района

Необходимо  отметить, что общие принципы формирования и управления мотивацией в организации  зависит от типа отношений между  руководящим звеном и подчиненными (сложившегося либо сознательно сформированного). Охарактеризуем тип отношений в системе «руководитель – подчиненный», сложившийся в рассматриваемой организации.

При первом типе отношений руководители строят свои отношения с персоналом на основе недоверия и неуважения, подчиненные слабо вовлечены в любой аспект принятия решений. Практически все решения и постановка целей осуществляются руководством, откуда все это доводится до персонала с помощью цепочки команд. Персонал побуждается к труду, преимущественно с помощью страха, угроз. Персонал в такой системе ориентирован на удовлетворение в основном только физиологических потребностей и потребителей в безопасности. Минимальные взаимодействия между руководителями и подчиненными также определяются страхом и недоверием.

При втором типе отношений руководящее звено предпринимает первые попытки ввести в деловой оборот основы доверия и уважения. Несмотря на то, что основная доля решений принимается руководством, установлением части второстепенных целей делегировано нижестоящим сотрудникам, при этом в точно установленном порядке. Сотрудники мотивированы потенциальной угрозой наказания и вознаграждением. Взаимодействие между руководством и подчиненными строится на основании снисходительности со стороны руководителя, страха и осторожности – со стороны подчиненных.

Третий тип  отношений характеризуется существенным, но не полным уважением и доверием к руководящему звену со стороны  персонала. Основные решения по прежнему являются сферой ответственности высшего  звена управления, однако нижестоящим сотрудникам разрешено принимать серьезные решения на своих уровнях. Коммуникация идет сверху - вниз, и обратно – по уровням иерархии. Вознаграждения, редкие наказания некоторая причастность составляют основу мотивации. При этом взаимодействия между руководящим звеном и персоналом характеризуются значительной интенсивностью и определенным уровнем доверия и уважения. Важные аспекты контроля делегированы под ответственность и высшему и низшему уровням. Четвертый тип характеризуется полным уважением и доверием к подчиненным. Принятие решений происходит на всех уровнях организации и носит взаимосвязанный характер. Сотрудники мотивируются включенностью в достижения организации, в принятие решений, в изменение технологии и т. д. Представлены дружественные отношения между управлением и персоналом. Существует широкая ответственность за процесс контроля, в который включено даже самое небольшое подразделение.

На основании  личных наблюдений, можно сделать  вывод, что в Администрации сложился смешанный тип отношений между руководящим звеном и подчиненными (между первой и второй моделями отношений).

Одним из подтверждений  этого является детальная регламентация  норм поведения, требуемого от персонала  при работе в Муниципальном образовании  Вяземского района. Например, работник Администрации должен проявлять профессиональную компетентность, стремление постоянно повышать ее. Таким образом, работнику в директивном порядке вменяется «Стремление к повышению квалификации», вне зависимости от сложившейся ситуации, реальных потребностей и мотивации сотрудника.

Среди других норм:

  • личные интересы и ориентации, отрицательно сказывающиеся на работе, не допускаются,
  • отношения с коллегами строятся преимущественно на основе сотрудничества и компромисса, а в выполнении заказов, инструкций и других нормативных актов, своих должностных обязанностей предъявляется высокая требовательность к себе и другим,
  • нормой делового общения с коллегами, руководителями является вежливое обращение «Вы», по имени, отчеству,
  • в общении  с клиентами, посетителями работник действует в пределах своей компетенции и должностных обязанностей точно в соответствии с законами и инструментами, при этом в решении даже самых сложных проблем проявляет выдержку и такт,
  • не допускаются неприличные выражения, небрежные и неадекватные жесты по отношению к коллегам, клиентам, посетителям,
  • каждый руководитель считает своим долгом быть примером соблюдения «Норм служебной этики»,
  • работник Администрации отличается высокой культурой поведения, аккуратным внешним видом,
  • считает неприемлемым для рабочей обстановки спортивную одежду, экстравагантные особенности одежды и макияжа, особое внимание уделяет своей прическе,
  • работник стремится ограничить курение в рабочее время,
  • работник воздерживается от любых свой и действий, подрывающих авторитет организации,
  • категорически воздерживается от участия в незаконном или безнравственном деле и делает все возможное, чтобы не допустить его и т. д.

Таким образом  в организации оказался установленным  принцип недоверия к персоналу, неверия в возможности работников соблюдать нормы этики без детальной регламентации и директивного установления принципов поведения. Следовательно, руководством организации сознательно формируется мотив безопасности в поведении работников – постоянная оглядка на правила и распорядок, свой внешний вид и поведение, слова и жесты на предмет соответствия установленным правилам. Особо можно отметить правило игнорирования «личных интересов и ориентаций» работников.

Такая структура  факторов мотивации подтверждает общую  направленность руководящего звена на бюрократическую систему ценностей (таблица  2.8), на контроль и принуждение к достижению целей организации.

Таким образом, принципами бюрократической системы  ценностей являются:

  • важнейшие человеческие отношения<span cl

Информация о работе Мотивация персонала в организации