Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:58, реферат
Выделим наиболее общие ориентиры, которые необходимо учитывать руководству организации при анализе или формировании мотивационно-стимулирующих условий по отношению к работнику. Ключевым пунктом является обеспечение позитивного отношения работника к кругу своих обязанностей и к предложенным “правилам игры”, для чего необходимо культивирование и поощрение правильного самоопределения работника . Самоопределение означает не только адекватное понимание, но и осознанное принятие работником нормативных условий его труда и жизни в организации.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Отличия между стимулированием и мотивацией……………………………6
1.1 Терминология…………………………………………………………………7
1.2 Стратегия кадровой политики……………………………………………….8
2. Основы Системы оптимальной мотивации труда…………………………..11
3. Структура Системы оптимальной мотивации труда……………………….13
4. Общие ориентиры мотивации персонала…………………………………..14
4.1 Общие стратегические основания системы мотивации труда…………..14
5. Механизм Оптимального Стимулирования труда (МОСТ) ………………17
6. Определение индивидуальной заработной платы………………………….23
7. Нематериальная мотивация…………………………………………………..32
7.1 Социальный пакет…………………………………………………………...32
7.2 Карьерная мотивация……………………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………40
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Терминология………………………………………………
1.2 Стратегия кадровой политики……………………………………………….8
2. Основы Системы оптимальной мотивации труда…………………………..11
3. Структура Системы оптимальной мотивации труда……………………….13
4. Общие ориентиры мотивации персонала…………………………………..14
4.1 Общие стратегические основания системы мотивации труда…………..14
5. Механизм Оптимального Стимулирования труда (МОСТ) ………………17
6. Определение индивидуальной заработной платы………………………….23
7. Нематериальная мотивация…………………………………………………..
7.1 Социальный пакет…………………………………………………………...
7.2 Карьерная мотивация………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Мотивация персонала
– одно из самых сложных
направлений деятельности
Система мотивации является действенным инструментом управления персоналом только в том случае, если она качественно разработана и правильно используется на практике.
К сожалению, среди российских
компаний еще бытует мнение, что
достаточно разработать стандартное
положение о мотивации и
Практически во всей литературе по менеджменту рассказ о методах мотивации персонала давно уже приобрел канонические формы и легко вписывается в схему: Содержательные теории мотивации (Пирамида Маслоу Ю теория МакКлеланда Ю теория Герцберга) Ю Процессуальные теории мотивации (Теория ожидания, теория справедливости и т.д.). Большинство содержательных разделов по мотивации, кочующих из одного учебника по менеджменту в другой, есть всего лишь легкие модификации текста из “Основ менеджмента” Майкла Мескона и некоторых других западных источников. Однако, существующие теории мотивации, как показывает практика не помогают в решении реальных проблем мотивации, возникающих у руководителей и, тем более, в разработке гармоничной системы мотивации.
Одна из наиболее интересных попыток
в построении модели мотивации персонала
сделана В. Бовыкиным в его
работе "Новый менеджмент" . Однако,
в стремлении построить свою “теорию
интересов” В. Бовыкин в полемическом
задоре двинулся в направлении стирания
уникальности человека, “нивелировки”
различий в мотивационных
Выделим наиболее общие ориентиры,
которые необходимо учитывать руководству
организации при анализе или
формировании мотивационно-стимулирующих
условий по отношению к работнику.
Ключевым пунктом является обеспечение
позитивного отношения
1. Отличия между стимулированием и мотивацией
Часто, ведя разговор о заинтересованности
работника в высокой
Не проведена четкая граница
между “мотивацией” и “стимулированием”
и в “стане” теоретиков менеджерии.
Автор не будет здесь подвергать
развернутой критики
Определение мотивации через стимулирование (и наоборот) очень распространено среди специалистов по управлению. Если еще учесть то обстоятельство, что у многих стимул отождествляется с оплатой труда – мы получаем окончательно запутанную картину в этом аспекте управления персоналом.
1.1 Терминология
Давайте попробуем внести ясность в первую очередь по различию “стимула” и “мотива”. Приведем три определения стимула.
Стимул - это остроконечная палка, которой погоняли животных.
Стимул (лат. stimulus - стрекало, погонялка) – внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причина.
Стимул - физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор).
Из данных определений видно, что стимул это нечто внешнее по отношению к человеку. Во-вторых, стимулу свойственна способность “раздражать” органы чувств человека, то есть воздействие в функции стимула должно осуществляться в пределах порога чувствительности человека. Следовательно, в широком смысле, стимул – это такое воздействие одним человеком на другого, которое побуждает его к направленному действию, нужному инициатору воздействия. Если воздействие не вызывает побуждение к определенному действию, то такой стимул можно считать не действенным. Подытожим: стимул задается человеку кем-то извне.
Теперь о “мотиве”. Мотив, по убеждению профессора Виханского О.С.,– внутри человека . Другими словами, мотив – это идеальный образ во внутреннем плане сознания человека.
Во-вторых, это не просто идеальное представление, а энергетически насыщенный образ необходимого, потребностно-значимого предмета . Источником побудительной силы мотива выступают потребности. Как справедливо отмечал классик психологии деятельности Алексей Николаевич Леонтьев лишь в результате встречи потребности с отвечающим ей предметом, она впервые становится способной направлять и регулировать деятельность. “Встреча потребности с предметом есть акт опредмечивания потребности – наполнения ее содержанием, которое черпается из окружающего мира. Это и переводит потребность на собственно психологический уровень”, то есть в мотив. Итак, мотивообразование базируется на потребностной системе человека, другими словами, проистекает изнутри.
Таким образом, стимулирование – это процесс воздействия на человека посредством потребностно-значимого для него внешнего предмета (объекта, условий, ситуации и т.п.), побуждающий человека к определенным действиям3 (пребывание в комфортных условиях и т.п.)4.
Мотивация (как процесс) – есть процесс эмоционально-чувственного сопоставления образа своей потребности с образом внешнего предмета (претендента на предмет потребности) (см. сх. 2.II). Или, мотивация (как механизм) – это внутренний психический механизм человека , который обеспечивает опознание предмета соответствующего потребности и запускает направленное поведение по присвоению этого предмета (если он соответствует потребности). Поэтому, как ни парадоксально, но не совсем корректно говорить о мотивации человека, персонала и т.п. со стороны руководства организации! Можно говорить об организации или управлении мотивацией (мотивационными процессами) человека, персонала и т.п. (На схеме 2 видно, что мотивация может протекать у человека без посторонней помощи).
1.2 Стратегия кадровой политики
Ну и как же нам могут помочь приведенные понятийные определенности?
На стратегическом уровне по введенным критериям можно выделить три типа кадровой политики в управлении заинтересованностью персонала в своем труде:
Почему же в сочетании мотивационной и стимулирующей политик "охватывающей" выступает мотивационная? Дело в том, что корпоративная культура, включающая в себя механизмы управления мотивацией персонала, куда более прочное основание, чем материальное стимулирование. Такая организация, например, сможет выжить и в тяжелые кризисные времена, что вряд ли удастся организации, где основой заинтересованности в труде работников являются только высокие зарплаты и премии. Кроме того, практический опыт наиболее успешных японских компаний в области кадровой стратегии подтверждает то, что корпоративная культура и ценностные ориентации куда важнее материальных вознаграждений и других стимулирующих средств.
При разработке системы мотивации и стимулирования персонала организации крайне важно учитывать два аспекта: качественную стадию жизни организации и типологию сотрудников.
2. Основы Системы оптимальной мотивации труда
Приведем некоторые исходные по
Направленность системы мотивации труда должна соответствовать стратегии кадрового управления, а стратегия кадрового управления должна вписываться в общую стратегию деятельности организации.
Система мотивации труда должна учитывать особенности внешних по отношению к организации условий.
Правовая среда : СОМТ должна учитывать существующее трудовое и другие законодательства
Экономическая среда : СОМТ должна учитывать ситуацию на рынке труда и общие экономические условия в государстве, регионе и т.д.
Социальная среда : СОМТ должна учитывать средний уровень жизни (прожиточный минимум), особенности профессиональных и общественных объединений, в которые так или иначе включены сотрудники организации, уровень преступности, перспективность региона, уровень напряженности и т.д.
Политическая ситуация: СОМТ должна учитывать общеполитическую ситуацию сложившуюся в регионе (наличие забастовок, стачек и т.д.)
Факторы технологического развития отрасли.
Социо-культурные факторы: СОМТ должна учитывать культурные традиции, сложившиеся общественные нормы поведения и т.п.
Экологические факторы: СОМТ должна учитывать экологическую ситуацию, особенно, при неблагоприятной экологической обстановке.