Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:39, реферат
Целью данной работы является анализ основных мотивационных моделей,
раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а
также возможностей совершенствования механизма мотивации и применяемых на
практике моделей мотивации работников.
ВВЕДЕНИЕ
В современном
менеджменте все большее
аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения
оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового
потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной
отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить
общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как
финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения.
Эволюция применения различных методов мотивации показала как
положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это
естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной
модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям.
Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и
эффективности.
В России существует множество проблем, связанных с
мотивационной политикой: проблема взаимоотношений с руководством
неудовлетворенность размером заработной платы, условиями быта и труда в
целом на предприятии. Главным препятствием на пути решения этих вопросов –
нежелание управленческого персонала задумываться об условиях жизни и труда
людей, непосредственно создающих прибыль. В рыночных условиях следует
уделять особое внимание нематериальному стимулированию, создавая гибкую
систему льгот для работника.
Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни
практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации
зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного
работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности
предприятий различных организационно-правовых форм собственности,
производственной и
Чтобы данное утверждение не казалось бездоказательным, в работе
будут рассмотрены не только теоретические основы построения систем
мотивации, но и конкретные результаты социологических исследований по
оценке эффективности функционирующих мотивационных систем
Целью данной работы является анализ основных мотивационных моделей,
раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а
также возможностей совершенствования механизма мотивации и применяемых на
практике моделей мотивации работников.
Как следствие, предметом исследования и анализа является труд и
мотивационные модели, способствующие или препятствующие повышению его
эффективности.
1. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ
1.1. Роль и значение мотивации персонала
Основной особенностью управления персоналом при переходе к рынку
является возрастающая роль личности работника. Ситуация которая сложилась
в настоящее время в нашей стране несёт как большие возможности, так и
большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её существования.
То есть сейчас существует крайне высокая степень неопределенности в жизни
каждого человека. Следовательно, необходимо разработать новый подход к
управлению персоналом. Этот подход заключается в следующем:
1) создание
философии управления
2) создание совершенных служб управления персоналом.
3) применение новых технологий в управлении персоналом.
4) создание и выработка совместных ценностей, социальных норм,
установки поведения, которая регламентирует поведение отдельной личности.
Философия
управления персоналом – это
формирование поведения
работников по отношению к целям развития предприятия. В таких условиях
мотивация трудовой деятельности сотрудников фирмы приобретает особенно
важное значение. Для того чтобы человек выполнял порученную ему работу
добросовестно и качественно, он должен быть в этом заинтересован или, иначе
говоря, мотивирован.
В управлении персоналом мотивация рассматривается как процесс
активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов
(внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. В этой связи
как синонимичные термину мотивация используются также термины
стимулирование и
комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий,
направленных на достижение цели с максимальным эффектом.
Представления о возможностях мотивации труда работников претерпели
большие изменения в практике управления. Долгое время считалось, что
единственным и достаточным стимулом для побуждения работника к эффективному
труду является материальное вознаграждение. Тейлор, основатель школы
научного менеджмента, разработал свою систему организации труда работников,
убедительно доказывающую связь между производительностью труда и его
оплатой. Однако эксперименты Мэйо в Хоторне обнаружили значительное влияние
на производительность труда других факторов — психологических. Со временем
появились различные психологические теории мотивации, пытающиеся с разных
позиций рассмотреть определяющие факторы и структуру мотивационного
процесса. В результате так называемая политика «кнута и пряника» сменилась
выработкой более сложных систем стимулирования мотивации работников к
труду, базирующихся на результатах ее теоретического изучения[2].
В основе современных теоретических подходов к мотивации лежат
представления, сформулированные психологической наукой, исследующей причины
и механизмы целенаправленного поведения человека. С этих позиций мотивация
определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой
находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека.
Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если
определить используемые для его объяснения понятия: потребности, мотивы,
цели.
Потребности — это состояние человека, испытывающего нужду в объекте,
необходимом для его существования. Потребности являются источником
активности человека, причиной его целенаправленных действий.
Мотивы — это побуждения человека к действию, направленные на результат
(цель).
Цели — это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым
стремится человек.
Общая схема мотивационного процесса, отражающая его цикличность и
многоступенчатость, а также взаимосвязь потребностей, мотивов и целей,
представлена на рис. 1.
[pic]
Источник: Цветаев В.М. Управление персоналом. – СПб: Питер, 2002. –С. 127.
Рис. 1. Схема
протекания мотивационного
Представленная схема является довольно условной и дает лишь самое
общее представление о взаимосвязях потребностей и мотивов. Реальный же
мотивационный процесс может быть значительно более сложным. Мотивы,
движущие человеком, чрезвычайно сложны, подвержены частым переменам и
формируются под воздействием
целого комплекса внешних и
- способностей, образования, социального положения, материального
благосостояния, общественного мнения и т.п. Поэтому прогнозирование
поведения членов коллектива в ответ на разные системы мотивации весьма
затруднительно.
Мотивация
как функция управления
т.е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или
отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей
или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю
создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание
коллектива в нужном направлении.
В настоящее
время организация
персонала является одной из наиболее сложных практических проблем
менеджмента. Типичными проблемами в организациях, связанными с низкой
мотивацией персонала являются[3]:
. Высокая текучесть кадров
. Высокая конфликтность
. Низкий уровень
. Слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения
. Халатное отношение к труду
. Отсутствие условий
для самореализации
. Низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных
. Низкий уровень межличностных коммуникаций
. Проблемы при создании согласованной команды
. Слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе
сотрудников
. Противоречия в отношениях
между предпринимателем и
. Неудовлетворенность работой сотрудников
. Низкий профессиональный уровень персонала
. Безынициативность сотрудников
. Деятельность руководства
негативно оценивается
. Неудовлетворительный
морально психологический
. Недостаточное оснащение рабочих мест
. Недостаточное внимание к учебе и стажировке резерва
. Неразвитость соцкультбыта предприятия
. Нежелание сотрудников повышать свою квалификацию
. Не налаженность системы стимулирования труда
. Несоответствие между
реальным поведением
начальником
. Низкий моральный дух в коллективе
1.2. Методы стимулирования персонала
Методы
стимулирования персонала
зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей
системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Классификация методов мотивации может быть осуществлена на
организационно распорядительные (организационно- административные),
экономические и социально-психологические является одной из наиболее
широко распространенных[4]. Данная классификация основана, на мотивационной
ориентации методов управления[5]. В зависимости от ориентации на
воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:
. Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами.
Они предполагают
материальную мотивацию, то
определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения
экономического вознаграждения за результаты работы. Использование
экономических методов связано с формированием плана работы, контролем
над его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то
есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение
за определенное количество и качество труда, и применение санкций за
несоответствующее
его количество и
. Организационно-
указаниях. Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на
подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п., и
опирающейся на возможность принуждения. Они охватывают организационное
планирование, организационное нормирование, инструктаж,
распорядительство, контроль. В управлении властная мотивация играет
весьма существенную роль: она предполагает не только безусловное
соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном
уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и
подчиненных, при
которых исполнение
для подчиненных. Властная мотивация создает необходимые условия для
организации и
взаимодействия, а сами
организационно-
методы призваны обеспечить эффективную деятельность управления любого
уровня на основе его научной организации.
. Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения
социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют
преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические,
религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное
стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов включает в
себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией,
психологией и
другими науками, изучающими