Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:39, реферат
Целью данной работы является анализ основных мотивационных моделей,
раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а
также возможностей совершенствования механизма мотивации и применяемых на
практике моделей мотивации работников.
относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п. "Применение
социально-психологических методов в менеджменте в торговле
рассматривается в двух аспектах: в традиционном аспекте их применения
при руководстве персоналом и с точки зрения управления поведением
покупателя (при выборе социальной мишени торговой фирмой, в рекламной
деятельности и др.)" [6].
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные
методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо
использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так,
использование только властных и материальных мотиваций не позволяет
мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей
организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо
применение духовной мотивации
Отмечаемый
рядом авторов, рост роли
России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием
рыночной экономической системы[7]. В условиях рынка экономические методы
управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и
результативность
работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться
возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями.
Однако, акцентирование внимания на экономических методах стимулирования,
зачастую приводит к снижению внимания к социально - психологическим
аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.
Приведенная
схема классификации методов
классической. В современном менеджменте применяются и иные группировки
методов стимулирования. Укрупнено все методы стимулирования можно так же
сгруппировать в следующие четыре вида:
1. Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее
разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки,
беспроцентные кредиты и т.п.).
Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив
понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере
соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их
тесная связь во времени.
2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и
предусматривает установление для личности или группы цепи целей,
способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных
количественных или
т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня
зарплаты или другую форму поощрения.
3. Обогащение
труда - эта система
в большей степени
неэкономическим методам и означает предоставление людям более
содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в
определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому
добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.
4. Система участия в настоящее время существует в многообразных
формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим
проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности
путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях
(США, Англия).
В рамках этих групп методов сегодня разрабатываются отдельные
методики и системы стимулирования персонала.
1.3. Теоретические
основы стимулирования
В современном
обществе мотивация
психологии. Первыми ориентироваться на психологические характеристики
деятельности человека начали ориентироваться содержательные теории
мотивации, возникшие вскоре после теорий "кнута и пряника" и ей подобных.
С того времени теории мотивации стремятся к как можно большей степени
учета различных потребностей и мотивов деятельности людей, постоянно
пытаясь выявить новые и преимущественные побуждения, мотивы и потребности.
Современные
содержательные теории
определению перечню и структуре потребностей людей.
Процессуальные теории мотивации считаются наиболее современными
теориями мотивации, они так же признают мотивирующую роль потребностей,
однако, сама мотивация рассматривается в них с точки зрения того, что
заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.
Наиболее
распространенными
теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга. Теория Маслоу выделять пять
основных типов потребностей, составляющих иерархическую структуру (рис.2).
Само –
выражения
Уважения
Социальные
Безопасности и защищенности
Физиологические
Источник: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия,
организация, процесс: Учебное пособие. - М.: МГУ, 1995. – С. 147.
Рис. 2. Иерархия потребностей Маслоу
Теория МакКлелланда дополнительно к потребностям определенным
классификацией Маслоу вводит потребности власти, успеха и принадлежности.
Теория Герцберга основывается на анализе факторов, действующих на
человека в процессе работы и влияющих на удовлетворение потребностей.
Факторы делятся на гигиенические (размер оплаты труда, межличностные
отношения, характер контроля – они лишь не дают развиться чувству
неудовлетворенности работой) и мотивирующие (ощущение успеха, продвижение
по службе, рост возможностей, признание со стороны окружающих,
ответственность). Для мотивации нужно задействовать именно второй вид
факторов.
Основными
процессуальными теориями
(основным стимулом людей к деятельности является определенное ожидание
результатов или вознаграждения, поэтому мотивацию нужно осуществлять путем
создания у людей соответствующих ожиданий), теория справедливости
(основным мотивом деятельности людей служит оценка справедливости
возложения на них данного вида деятельности и вознаграждения за него,
именно воспринимаемая людьми степень справедливости определяет усилия
затрачиваемые людьми на ту или иную деятельность), модель мотивации Портера
– Лоуера (согласно этой модели результативность труда и степень прилагаемых
усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности,
в том, что оно будет получено).
На формирование потребностей влияют следующие факторы:
. пол;
. возраст;
. профессия;
. семейное положение;
. экономическая ситуация;
. политическая ситуация;
. уровень образования;
. воспитание;
. социальная принадлежность.
Применяемые
в современной хозяйственной
достаточно разнообразны и зависят от множества условий как объективного
характера (экономическое положение в стране, уровень безработицы, цены,
состояние социального страхования и т.п.), так и от более частных
обстоятельств (квалификационный уровень сотрудников, их чисто человеческие
черты, возраст, психологический климат).
Между тем, жизнь не стоит на месте и "...тот фактор, который сегодня
мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может
способствовать "отключению" того же самого человека. Никто точно не знает,
как действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующий
фактор и когда он сработает, не говоря уж о том, почему он срабатывает"[8].
Поэтому в кадровом менеджменте происходит постоянное исследование и
развитие различных стимулов трудовой деятельности, разработка новых
методов и систем организации стимулирования.
Научные
и учебные издания по
анализ и переработку в соответствии с современными условиями классических
теорий мотивации, а так же разработку новых.
Так, широкое применение сегодня находит партисипативный к мотивации
персонала, реализующий программы вознаграждения за труд, направленные на
усиление внутренней мотивации и заинтересованности работников в трудовом
процессе путем расширения их полномочий в деятельности фирмы[9]. Основные
формы: партисипации: участие работников в доходах и прибылях компании,
участие работников в управлении.
Особого внимания заслуживает подход к управлению подход персоналом,
принятый в стратегическом управлении, основанный на ролевом подходе к
взаимодействию человека и организации[10].
На мой взгляд, все перечисленные теории можно применять в российских
условиях, только необходимо анализировать особенности конкретных людей,
группы людей, к которым применяется мотивация, и, исходя из этого, выбирать
необходимый метод мотивации. При этом необходимо учесть, что структура
потребностей в нашем обществе, равно как и основные факторы деятельности, в
силу кризисного и переходного состояния общества имеют ряд особенностей
(неудовлетворение у большей части первичных потребностей, но в то же время
способность людей работать без оплаты труда, основываясь либо на вторичных
потребностях либо на привычке и т.п.), поэтому, применяя какие-либо методы
мотивации, основываясь как на содержательных, так и на процессуальных
теориях, необходимо подстраивать их под конкретную ситуацию и
характеристики трудового коллектива.
В публицистической литературе сегодня существует множество разработок,
детально рассматривающие предметы, процессы и методы стимулирования.
Большое внимание в литературе сегодня уделяется так же возможным
факторам демотивации. Проводимые социологические исследования позволяют
выявить наиболее эффективные методы мотивации, и факторы оказывающие
демотивирующее воздействие[11].
Проведенное журналом "Управление персоналом" исследование "Системы и
методы мотивации" среди подписчиков деловых журналов "Управление
персоналом" и "Трудовое право"[12] показало, что наибольший вес среди форм
мотивации имеет оклад (4,25 баллов по пятибалльной шкале) и индивидуальная
надбавка 3,82), а затем уже следуют различные виды премий, на фоне других
выделяются медицинское страхование, возможность получения кредитов и
материальная помощь (табл. 1)
Оценка факторов мотивации по данным социологического исследования
журнала "Управление
|Причина
|
|Оклад
|Индивидуальная надбавка
|Премии по итогам работы отдела, фирмы |3,53 |
|Кредиты
|% от продаж
|Медицинское страхование
|Квартальные
|Обучение
|Материальная помощь
|Оплаченные обеды
|Оплата временной
|Пособие по беременности и родам |2,90 |
|Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет |2,81 |
|Автомобиль
|Мобильные телефоны
Источник: Результаты исследования методов мотивации. // Управление
персоналом. – 2002. - № 1. – С. 30
Как достаточно важные отмечены следующие мотивационные формы:
. Хороший моральный климат в коллективе,