Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:24, курсовая работа
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Для этого необходимо человека кок-то мотивировать, побудить к действию
Введение.....................................................................................…2
Понятие мотивации. Теории мотивации……………………….3
Иерархия потребностей А. Маслоу.........................................…5
Теория двух факторов Фредерика Герцберга..............................8
Двухфакторная теория Ф. Герцберга................................…9
Сопоставление теорий А. Маслоу и Ф.Герцберга…………….12
Заключение...................................................................................13
Список литературы.......................................................................15
Итак, в работах Герцберга приводятся доказательства того, что существует два совершенно различных типа факторов, которые могут вызывать желаемое целенаправленное поведение:
Гигиенические факторы, в лучшем случае, могут вызвать всего лишь удовлетворительный уровень мотивации.
Мотиваторы же могут быть использованы для стимулирования более высокого уровня мотивации, если гигиенические потребности, в свою очередь, в достаточной мере удовлетворены.
Основное значение двухфакторной теории заключается в том, что менеджеры должны быть очень осторожны и не делать ударения на гигиенические факторы, как на основные, при удовлетворении потребностей, когда потребности низшего уровня уже достаточно удовлетворены. И наоборот, менеджеры не должны тратить время и средства, предлагая своим служащим разнообразные мотиваторы до того, как будут удовлетворены гигиенические потребности.
Наверное, наиболее
удивительным и неожиданным открытием,
полученным в результате проведённых
Герцбергом исследований, стал тот
факт, что деньги однозначно были отнесены
к разряду гигиенических
Герцберг был
специалистом по психическим заболеваниям
среди промышленных рабочих, именно поэтому
в названии первой группы факторов использован
медицинский термин. Мотивирующие и гигиенические
факторы приведены в таблице.
Мотивирующие и гигиенические факторы Ф.Герцберга
Мотивирующие факторы |
Гигиенические факторы |
Работа
сама по себе
Достижения Признание достижений Ответственная работа Рост и развитие |
Окружение
Трудовая политика предприятия Контроль Условия работы Отношения между людьми Заплата, социальный статус, гарантии сохранения работы |
Таким образом,
для того, чтобы эффективно использовать
теорию Герцберга, необходимо составить
перечень гигиенических и особенно мотивирующих
факторов и дать возможность сотрудникам
самим определить и указать то, что они
предпочитают.
Как показано в табл. 3.2 результаты проведённого исследования на основе опроса служащих можно использовать в качестве подтверждения выводов Герцберга о различии между мотиваторами и гигиеническими факторами.
Менеджеры, которые пытаются разработать программу «обогащения работы», должны помнить шесть условий, необходимых для успеха их деятельности:
5. Сопоставление теорий А. Маслоу и Ф.Герцберга
Теория Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Факторы условий труда Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем. Его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней пирамиды Маслоу. Но эти две теории резко расходятся в одном пункте (таблица ) .
Таблица
Теория Маслоу | Теория Герцберга |
Потребности самовыражения, признания и уважения | Мотивирующие факторы |
Социальные
потребности
Потребности в безопасности Физиологические потребности |
Факторы условий труда |
Согласно теории
Герцберга, наличие факторов условий
труда не будет мотивировать работников,
а будет только предотвращать
возникновение чувства
Заключение
В современной науке мотивации отводится ведущая роль. Существует множество различных теорий и моделей мотивации, которые порой противоречат друг другу. Среди них можно выделить Теорию потребностей Абрахама Маслоу и Теорию двух факторов Фредерика Герцберга и другие. Однако руководителям организаций не стоит искать в этих работах готовых рецептов по мотивированию персонала, но, усвоив для себя их основные положения, необходимо выработать для себя свою программу мотивации персонала. Следует также понять, что на каждом конкретном предприятии должна быть своя специфическая программа, в которой бы учитывались все особенности деятельности компании.
В своих работах Маслоу затронул очень много насущных жизненных проблем, которые интересуют каждого человека: творчество, любовь, нравственные ценности, воспитание личности, совершенствование общества и др. Охватывая различные аспекты функционирования человека в единстве его души и тела А. Маслоу придавал фундаментальное значение совершенствованию личности.
Влияние теории
мотиваций А. Маслоу на различные
сферы человеческой деятельности иногда
называют незаметной революцией. И
этому есть веские основания, так
как изменения затронули
Иерархия потребностей Маслоу – это единственная сжатая, общая теория мотивации человека, годная для понимания не только человеческой личности, но и текущего состояния общества, и для его прошлого и будущего. Ее достоинства в том, что она пригодна для формирования, развития и функционирования не только индивида, но и крупных социальных групп и социальных институтов, анализа и прогноза ментальности и изменения ментальности различных сообществ и народов.
Однако для того, чтобы выработать свою программу мотивации, руководители организации должны найти свой собственный комплекс мер, которые лучше подойдут их коллективу. Ясно одно - в настоящее время добиться успеха, игнорируя проблему мотивации персонала, нельзя. Осуществление программ стимулирования труда всегда требует больших затрат, но эффект, который они могут принести, значительно больше. Ведь именно сотрудники являются главным ресурсом любой компании. Эффективность их работы определяет результат деятельности организации. Достичь наибольшей отдачи можно только в том случае, если выгоду от труда работника имеет и компания, и он сам. Поэтому для достижения наилучших результатов работы компании необходимо найти те мотивы, которые движут каждым сотрудником в его трудовой деятельности, и создать ему такие условия, чтобы он мог и хотел выполнить поставленные перед ним задачи.
Теория мотивации Фредерика Герцберга появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Федерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой. Эти факторы в его теории именуются как гигиенические и фактор мотивации.
Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.
Гигиенические
факторы Ф. Герцберга, как видно,
соответствуют физиологическим потребностям,
потребности в безопасности и уверенности
в будущем.
Список
использованных источников