Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:57, курсовая работа
Для бизнеса очень важным вопросом является вопрос о том, какова действительная роль человека в успешности бизнеса. Иногда человеку отводится второстепенная, незаметная роль в организации. Руководитель считает, что технология, оборудование, механизмы, сооружения – вот что должно быть предметом его внимания в первую очередь. А люди – фактор незначительный.
ВВЕДЕНИЕ
Для бизнеса очень важным вопросом является вопрос о том, какова действительная роль человека в успешности бизнеса. Иногда человеку отводится второстепенная, незаметная роль в организации. Руководитель считает, что технология, оборудование, механизмы, сооружения – вот что должно быть предметом его внимания в первую очередь. А люди – фактор незначительный. По этому поводу даже существуют русские поговорки, типа «Свято место пусто не бывает», «Незаменимых людей нет» и т.д. Действительно ли это так? Опыт бизнеса второй половины 20 века отчетливо показал, что пренебрежение таким фактором успеха, как человек сводит на нет все возможности организации выжить и преуспевать. Как оказалось, все зависит от человека и все упирается в человека в организации: ее успешность, производительность, управляемость, конкурентоспособность определяются только этим фактором.
Именно поэтому современные
менеджеры так тщательно
1. Понятие мотивации.
1.1 Теории мотивации.
Сегодня в менеджменте существует особый раздел, функция менеджера, которая называется мотивация, что по сути дела означает умения и навыки менеджера создать такие условия для руководимой им группы людей, чтобы они выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями, в соответствии с планами, точно и в срок.
Психологи уже давно определили, что эффективность деятельности человека зависит от четырех взаимосвязанных факторов.
Как правило, объяснить поведение человека, исходя только из его знания, опыта и способностей, не удается, так как в этом случае остается без ответа вопрос о том, почему человек берется за определенную задачу и занимается ею в течение длительного периода, а другая задача, с виду гораздо более привлекательная, этим человеком игнорируется напрочь. Таких проблем в теории мотивации существует множество. Есть много вопросов, на которые теория мотивации до сих пор не может дать ответа. Мотивы трудовой деятельности человека оказываются очень сложными для восприятия их другим человеком, не говоря уже о воздействии на этого человека, если ты не понимаешь хотя бы немного причины его поведения.
Многие профессионалы в попытках найти движущую силу поведения человека обращаются к вопросу о том, какие цели и внутренние мотивы заставляют совершать его именно те, а не другие поступки. Другие ищут так называемые активные потребности человека, которые приводят его в организацию и заставляют принимать ее правила игры.
В современной теории мотивации для описания поведения человека применяются следующие понятия:
1. побуждение
Они имеют важное значение для оценки поведения людей, отражают определенные зависимости между поведением человека, внутренними и внешними условиями, влияющими на это поведение.
Сегодняшние модели описания поведения человека в организации можно отнести к двум большим направлениям: содержательные теории мотивации и процессуальные теории мотивации. Первая группа – содержательные – апеллирует к так называемым активным потребностям человека, то есть тем причинам, которые приводят человека в организацию. Каждый из нас, устраиваясь на работу в организацию, имеет в виду удовлетворение каких-то своих потребностей.
Все их многообразие можно свести к сравнительно небольшому количеству. Обычно их определяют как пять базовых:
Впервые изучение этих пяти базовых потребностей провел американский психолог Абрахам Маслоу в середине 20 века. Он не ставил своей задачей сформулировать общие потребности человека, а занимался узкой проблемой, связанной с детской и подростковой психологией. Его интересовала проблема, как дети, по мере взросления, переходят от одних потребностей к другим, с чего все начинается, какие потребности появляются у человека первыми и как появляются последующие. Это изучение привело его к построению так называемой пирамиды потребностей Маслоу, в основании которой лежат физиологические потребности, то есть потребность человека выжить: есть, пить, спать, иметь крышу над головой и т.д. Удовлетворив эти потребности, человек движется дальше, для него становится очень важным иметь какие-либо жизненные перспективы, связанные с работой, социальными контактами, обучением детей и т.д. Мы сегодня все на себе ощущаем неудовлетворение этой потребности в нашем сегодняшнем обществе, и это рождает чувство неуверенности, дискомфорта, апатии, агрессивность. Человеку необходима уверенность в завтрашнем дне: в том, что завтра будет работа, что он сможет прокормить семью, воспитывать детей, встречаться с друзьями, иметь возможность ходить в театры, отмечать праздники, дарить подарки и т.д.
Удовлетворив потребность
второго уровня, человек движется
дальше - к необходимости социальных
контактов и возможности
Все это произошло потому, что люди элементарно были лишены возможности общаться хотя бы немного друг с другом. А этот фактор является настолько важным в жизни организации, что стоит лишить человека этой возможности, и он перестает эффективно работать. Впервые такое мощное действие фактора принадлежности обнаружил профессор Гарвардского университета Элтон Мейо в 1923 году. Его пригласили на текстильное предприятие в Филадельфию. На фабрике наблюдалась очень высокая текучесть кадров. Несмотря на достаточно высокую для отрасли заработную плату прядильщиц, вновь нанимаемые работники, отработав 3-4 месяца, уходили. Руководство фабрики не могло понять, в чем причина. Мейо, проанализировав ситуацию, пришел к выводу, что главная проблема заключается в том, что в условиях конвейера люди абсолютно лишены возможности контактов, общения друг с другом. И когда это повторяется ежедневно, внутри человека нарастает психологическое напряжение, побуждение, то есть ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Такое побуждение, не реализуясь достаточно продолжительное время, приводит к психологическому срыву, и человек, несмотря на отсутствие альтернативной работы, уходит, не в состоянии справиться с ситуацией.
Выяснив это, Мейо предложил руководству фабрики устраивать 10-минутные перерывы через каждые 2 часа работы. Когда администрация это сделала, она с удивлением обнаружила, что проблема действительно оказалась решена. Мало того, что резко снизилась текучесть кадров, одновременно повысилась производительность труда. Самое интересное произошло позже: когда через некоторое время на фабрике сменился управляющий и новый потребовал вернуться к прежним условиям труда, произошло то, что и должно было произойти. Опять резко повысилась текучесть кадров и упала производительность труда. Этот эксперимент четко показал менеджерам важность третьего уровня мотивации – мотивации через потребности в принадлежности.
Четвертый уровень потребностей - один из важнейших – потребность в самореализации. Более или менее развитый человек всегда стремится ставить перед собой более высокие цели, достигать нового уровня. Это очень часто является основным побудительным стимулом смены работы, прихода человека в организацию. Человек желает строить карьеру, расти профессионально, и если организация ему в этом помогает, шансы его ухода сводятся к минимуму. Это один из лучших способов сохранить талантливых работников – планировать и строить их карьеру. Так, например, Макдоналдс для того, чтобы удержать работников (зарплата персонала очень маленькая), декларирует принцип «ни одного менеджера со стороны». А так как Макдоналдс на исполнительские должности приглашает в основном студентов вузов, то для них это оказывается очень важным и долго держит в организации. Студенты рассчитывают на продвижение в организации, на занятие важных постов, так как в сегодняшних условиях нашей жизни прекрасно понимают, что после окончания вуза их удел – безработица.
Зная, что активная потребность менеджера, как правило, - потребность во власти, руководство достаточно легко может найти методы воздействия на него: в случае серьезных нарушений остановить должностное продвижение, дискредитировать перед подчиненными и т.д. Так, в США запугать менеджера увольнением практически невозможно, так как рынок труда испытывает дефицит в квалифицированных менеджерах, и менеджер прекрасно понимает, что через непродолжительное время он найдет работу, может быть, даже лучше. Поэтому основной способ воздействия на менеджера в Америке - угроза дискредитации перед подчиненными и коллегами.
Пятый уровень потребностей
(активной эта потребность является
у сравнительно небольшого числа
людей) - потребность в
Движение человека по пирамиде потребностей, как выяснили психологи, идет снизу вверх. От физиологических потребностей по ступенькам к потребности в самосовершенствовании. По мере удовлетворения очередной потребности она перестает быть активной, то есть главной, и человек начинает задумываться о следующей (вспомните сказку о Золотой рыбке). В этом поступательном движении человека, с одной стороны, недостаток (человека никогда не удовлетворишь полностью), а, с другой стороны, достоинство, так как развиваясь, двигаясь, человек поднимается на новый уровень и, как говорят в менеджменте, становится более дорогим ресурсом, то есть его труд начинает стоить дороже.
Австрийский психолог Херцберг на основе пирамиды потребностей Маслоу разработал свою очень интересную теорию. Она называется «двухфакторная теория Херцберга». Он разбил пирамиду потребностей Маслоу на два уровня. Первый уровень он назвал «Гигиенические факторы мотивации». К ним он отнес физиологические потребности, потребности в безопасности и часть социальных факторов мотивации.
Херцберг заявляет следующее: все люди имеют определенные врожденные потребности (гигиенические). И они должны удовлетворяться в любом случае. С целью удовлетворения этих потребностей, расположенных внизу пирамиды потребностей Маслоу, компания должна платить сотрудникам достаточную заработную плату, обеспечивать нормальные условия труда, служащие должны работать по контракту на достаточно продолжительный срок, чтобы чувствовать себя уверенно и знать, что их не выбросят на улицу в любой момент. И даже если это произойдет, они должны знать, что их защитит государство, и какое-то время они будут пособие по безработице. Они также должны иметь возможность общаться друг с другом хотя бы непродолжительное время (то есть перерывы в работе). В эти факторы входят также политика компании по отношению к служащим и контроль за исполнением работ. Все эти факторы должны присутствовать, чтобы просто побудить служащих выполнять работу, которая от них требуется. Решение этих проблем не приведет к энтузиазму работников, но снимет ощущение неудовлетворенности. Таким образом, гигиенические факторы предотвращают неудовлетворенность, но не действуют как побудительный мотив.
Конечно, гигиенические факторы могут быть различными по важности, в зависимости от особенностей конкретной личности. Есть люди, которые хотят лишь высокой зарплаты и не нуждаются в улучшении социальных взаимоотношений, другие считают важным для себя социальную обстановку и в меньшей степени ориентируются на зарплату. Так например, американские менеджеры выяснили, что для американцев испаноязычного происхождения социальные факторы мотивации гораздо важнее, чем деньги. Испаноязычный американец, выбирая работу, готов потерять 500 долларов в месяц, но устроиться в организацию с хорошим внутренним климатом. Может быть, поэтому в Америке так мало испаноязычных работают в условиях конвейера, где возможность перемолвиться словом сведена к минимуму. Например, в американском Макдонадсе их практически нет.