Мотивация трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

В основе мотивации лежат потребности. Они выступают внутренними источниками развития личности и ее деятельности. Более заметную роль в мотивации играет интерес – глубоко осознанная и воспринятая человеком потребность, обеспечивающая направленность личности на осознание и достижение определенных целей. На основе этих ценностей работник принимает решение, что делать и как. Также важное место в мотивации занимает цель – осознанно предсказуемый результат деятельности. Если цель выбрана правильно и понятна работнику, то она мобилизует его на достижение результата.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………3
10. Мотивация трудовой деятельности…………………………….…………..4
20. Сущность социального планирования……………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Контр. Соц. упр. ХАРИТОНОВ.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Но жизнь не стояла на месте. Более того, она неумолимо требовала привести в соответствие экономические и социальные параметры развития. Характерно, что такая объективная потребность как внимание к человеку стала пробивать себе дорогу снизу, в трудовых коллективах.

Первые попытки научной разработки планов социального развития и их реализации были осуществлены по инициативе ленинградских пред-приятий. Вслед за распространением социального планирования в промыш-ленности и строительстве попытки составления планов социального развития были предприняты в сельском хозяйстве, где тесно переплетались террито-риальные и производственные интересы коллективов и живущих в этой местности людей.

Это мощное давление снизу  постепенно переросло в необходимость  осуществления плановости социального развития и на следующем уровне социальной организации общества - в районах и городах, а затем в областях, краях, республиках. Ради справедливости следует сказать, что планы социального развития на всех этих уровнях были скорее предметом заботы немногих руководителей, не по форме, а по существу занимающихся социальными проблемами.

«И это не могло не привести к еще одному знаменательному парадоксу. Когда под давлением объективной логики развития, практики планового решения социальных проблем «внизу» идея социального планирования была закреплена в Конституции СССР 1977 г., то от этого юридического закреп-ления теория и практика социального планирования проиграли. Составление планов стало делом формальным. Госплан СССР к своим традиционным разработкам добавил «социальный аппендикс». За показатели социального развития никто не нес никакой ответственности: по-прежнему торжествовал план, вал, технико-экономические показатели, которые нужно было дос-тигнуть любой ценой, в том числе и за счет социального благополучия людей. И пример в пренебрежении потребностями и интересами человека показывало само государство» [7, с. 214].

 Вместе с тем,  этот нелегкий путь теории  и практики социального планирования  принес свои результаты. Во-первых, стало очевидно, что объектами социального планирования должны выступать все уровни со-циальной организации - от общества до конкретного производства. Во-вторых, в качестве объектов социального планирования стали выступать функции общественной жизни: в сфере труда, культуры, образования, науки, семьи и т.д. В-третьих, планового решения потребовали процессы, которые раньше не подпадали под внимание плановой мысли: образ жизни, поведение людей, социальные катастрофы и т.п.

Методы социального  планирования. Так как планирование является и наукой, и деятельностью, то метод нужно понимать не только как способ осуществления, но и как способ разработки программ или задач.

Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные  законы развития общества опираются  возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются.

Долгое время ведущим  методом планирования являлся балансовый, который возник как способ обеспечения  связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные с существованием рыночных отношений, когда особенно важно видеть социальные последствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив им благоприятные условия для проявления творческой активности.

Научность социального  планирования во многом зависит от использования нормативного метода. Его требования служат основой для  составления показателей социального  развития на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осу-ществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов.

Аналитический метод  соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.

Все большее значение приобретает  метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социаль-ных задач при наличии возможно более полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной социальной задачи, с правильным выбором при-оритетов.

Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социаль-ного процесса, его статистической и динамической модели и выработка основных показателей плана.

В социальном планировании все шире стал применяться  проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.

Широкое признание получил  социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных  законов и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов. Полу-ченные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.

Важное место в социальном планировании занимают экономико-математические методы. Такое название в известной  форме условно. В действительности речь идет о количественном анализе при использовании уже перечисленных выше методов планирования. Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его совершенствование.

В настоящее время  количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр и т.д. Но всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач.

«В теории и методологии планирования важно уметь применять коли-чественные характеристики. Ведь формальная логика (и математика соответственно) - средство получения новых знаний. Но практическая реализация этих знаний требует не только истинности в математическом значении, но и правильной интерпретации результатов. Только на основе комплексного использования этих методов планирования с помощью количественного анализа возможна выработка оптимального решения. Количественный анализ всегда необходимо сопоставлять со здравым смыслом, чтобы не было абсолютизации количественных характеристик»   [8, с. 193].

 Таким образом,  количественный анализ и экономико-математический  инструментарий играют важную, но  не самодовлеющую роль в планировании. Они нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, в постоянном соотнесении их результатов с социальными целями общества.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для эффективного использования мотивации в целях усиления управленческого воздействия необходимо хорошо представлять ее сущность, то есть потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ценностные ориентации, установки. В основе мотивации лежат потребности. Они выступают внутренними источниками развития личности и ее деятельности. Более заметную роль в мотивации играет интерес – глубоко осознанная и воспринятая человеком потребность, обеспечивающая направленность личности на осознание и достижение определенных целей. На основе этих ценностей работник принимает решение, что делать и как. Также важное место в мотивации занимает цель – осознанно предсказуемый результат деятельности. Если цель выбрана правильно и понятна работнику, то она мобилизует его на достижение результата.

Потребности, интересы, системы  ценностей соотносятся с трудовой ситуацией. Мотив является средством объяснения, обоснования индивидом своего поведения, в мотиве находит отражение отношение индивида к среде труда, ситуации и объектам.

Научное управление общественной жизнью требует рассматривать социальное планирование как единство познавательной и общественно-преобразовательной деятельности, а также видеть его специфику во всех сферах общественной жизни - экономике, социальной сфере, политике, духовной жизни и т.д.

Все это позволяет  сделать вывод, что социальное планирование предс-тавляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах всего населения.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Андросова, Л.А. Социология управления: Учебник / Л.А. Андросова. – М.: Норма-М, 2008. -353 с.
  2. Зборовский, Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учебное пособие / Г.Е. Зборовский,  Н.Б. Костина. -  М.: Дашков и К, 2007. – 353 с.
  3. Иванов, В.И. Основы современного социального управления: теория и методология / В.И. Иванов. - М.: Юнити-Дана, 2000. – 326 с.
  4. Калмыкова, О. Фактор времени и мотивационный потенциал персонала  / О. Калмыкова, А. Гагаринский // Кадровик. Кадровый менеджмент.- 2012. - №1. - С. 119 - 126.
  5. Кравченко, А.И. История менеджмента / А.И. Кравченко. – М.: Академия, 2006. – 385 с.
  6. Нехайчук, Ю.М. Мотивация персонала / Ю.М. Нехайчук // Финансы: планирование, управление, контроль. - 2011. - № 6. - С. 10 - 17.
  7. Пестова, Г.А. Социология управления: Учебное пособие / Г.А. Пестова. – М.: Академия естествознания, 2011. – 327 с.
  8. Социология управления: Курс лекций / Авт.- сост. Е.В. Еремина. – М.: Академия, 2007. – 265 с.
  9. Тихонова, О.Б. Мотивация как функция управления / О.Б. Тихонова // Сборник научных трудов СевКавГТУ.- Серия «Экономика».- 2007.- № 5.- С. 13 - 17.
  10. Тюрина, И. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Тюрина. - М.: Академический Проект, 2007. – 425 с.
  11. Фролов, С.С. Социология предприятий / С.С. Фролов.- М.: Академия Пресс, 2006.- 524 с.

 


Информация о работе Мотивация трудовой деятельности