Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:57, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является организация, где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности.
Введение…………………………………………………………….3
1.Сущность и понятие мотивации…………………………………4
.Теория мотивации………………………………………………9
1.2.1.Содержательные теории мотивации………………………..12
1.2.2. Процессуальные теории мотивации………………………..20
2. Практическая часть……………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………26
Список используемой литературы………………………………..28
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра
экономики, менеджмента
и маркетинга
Курсовая работа
по основам
менеджмента на тему:
Мотивация
в системе менеджмента.
Преподаватель: Горбунова А.Ю.
Работа
выполнена: Недергай Ю.В.
Факультет – менеджмента и маркетинга
Личное дело № - 08ММб00824
№ группы
– 3Мп-2
Барнаул
2010
План
Введение…………………………………………………………
1.Сущность и понятие мотивации…………………………………4
1.2.1.Содержательные теории мотивации………………………..12
1.2.2. Процессуальные теории мотивации………………………..20
2. Практическая часть……………………………………………...23
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………..28
Исследование
методов и направлений
Несмотря
на всю сложность исследования проблемы
повышения эффективности
Актуальность
рассматриваемой проблемы обусловлена
тем, что переход к социально
ориентируемому рынку предполагает
необходимость создания адекватного
механизма мотивации труда. Без
этого нельзя рассматривать на практике
объективные предпосылки для
повышения эффективности
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а следовательно и методов мотивации.
Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.
Основные задачи мотивации:
Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Мотивация включает в себя три аспекта:
Для дальнейшего рассмотрения мотивация, необходимо определить основные понятие, входящие в понимание мотивации.
Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. На конец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и «требует» своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности устраняются. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.[3, c.168]
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.
Мотивационная структура - совокупность мотивов, находящихся в определенном взаимодействии. Рассматривается как основа осуществления человеком определенных действий. Мотивационная структура личности относительно стабильна, однако может меняться, например, сознательно в процессе воспитания.
Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование – основа и суть управления человеком.
В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования.
Первый тип мотивирования – путем внешних воздействий на человека, вызываются к действию мотивы, которые побуждают человека совершить желаемые инициатором действия. При данном типе мотивирования необходимо знать, какие мотивы могут побуждать человека к желаемым действиям и как вызвать эти мотивы в человеке. В принципе это тип сделки: «ты мне – я тебе». Однако, если у сторон нет взаимных интересов, то это тип мотивирования нереализуем.
Второй тип мотивирования – процесс формирования (и корректировки) мотивационной структуры человека. При таком мотивировании основное внимание уделяется воспитанию человека. Процесс мотивирования второго уровня должен быть направлен на воспитание экономического человека, т.е. воспитывать общечеловеческие ценности. Второй тип мотивирования требует больших усилий, знаний и способностей для осуществления, однако дает несоизмеримо больший эффект.
Эти два типа мотивирования не следует противопоставлять, т.к. они неразрывно дополняют друг друга.
Стимулы (от лат. пастушья палка, которой погоняют скот) – выполняют роль рычагов воздействия или носителей - раздражителей, вызывающих действия определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, возможности и т.п. Человек реагирует на многие стимулы необязательно сознательно. Реакция людей на один и тот же стимул может быть разной, более того, стимулы не имеют абсолютного значения или смысла.[6,c.129]
Стимулирование
- процесс использования
Мотивация,
рассматриваемая как процесс, теоретически
может быть представлена в виде шести
следующих одна за другой стадий.
[2, с. 141]
Рис. 1. Схема мотивационного процесса
Первая стадия — возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы: физиологические; психологические; социальные.
Вторая стадия — поиск путей устранения потребности: удовлетворить, подавить, не замечать.
Третья стадия — определение целей (направления) действия.
На стадии происходит увязка четырех моментов:
Четвертая
стадия — осуществление действия
- человек затрачивает усилия для
того, чтобы осуществить действия,
которые, в конечном счете, должны предоставить
ему возможность получения
Пятая стадия — получение вознаграждения за осуществление действия. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия - устранение потребности. В зависимости от удовлетворенности потребности, человек либо прекращает деятельность (до наступления новой потребности), либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации: не очевидность мотивов; изменчивость мотивационного процесса; различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других.
Существует достаточно большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Во второй части главы будут рассмотрены основные теории мотивации, которые могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют теории, концентрирующиеся на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, вторую — теории мотивации, точкой концентрации, внимания которых являются динамика взаимодействия различных мотивов, т.е. то, как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий обычно называется группой теорий содержания мотивации, вторая группа — теорий процесса мотивации.[2,c.234]