Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:57, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является организация, где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности.
Введение…………………………………………………………….3
1.Сущность и понятие мотивации…………………………………4
.Теория мотивации………………………………………………9
1.2.1.Содержательные теории мотивации………………………..12
1.2.2. Процессуальные теории мотивации………………………..20
2. Практическая часть……………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………26
Список используемой литературы………………………………..28
|
|
|
|
|
Рис.4. Соотношение иерархии потребностей теории Маслоу и теории Альдерфера [2, с. 148]
Теория Д. Мак Клелланда.
Широко распространенной концепцией потребностей, определяющих мотивацию человека к деятельности, является концепция Мак Клелланда, связанная с изучением и описанием влияния потребностей: соучастия, достижения и властвования. В соответствии с идеями Мак Клелланда эти потребности, если они в достаточной мере присутствуют у человека, оказывают заметное воздействие на его поведение, заставляют прилагать усилия и осуществлять действия, направленные на их удовлетворение.
При этом Мак Клелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влияние жизненных обстоятельств, опыта и обучения.
Потребность достижения проявляется в стремлении человека достичь стоящие перед ним цели более эффективно, чем он это делал раньше. Люди с высоким уровнем потребности достижения предпочитают самостоятельно ставить свои цели.
Потребность соучастия проявляется в стремлении к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия обычно коммуникабельны, стремятся получить одобрение и поддержку от коллектива, обеспокоены общественным мнением.
Потребность власти характеризуется желанием человека контролировать процессы самого разного свойства, которые протекают в его окружении. Основным направлением ее проявления выступает стремление контролировать действия и деятельность людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за определение направления их деятельности. [6,c.244]
Люди с развитой потребностью властвования могут быть разделены на две взаимоисключающие группы. Первую группу составят те, кто стремится к властвованию ради собственно процесса контролирования людей, кого во власти, прежде всего, привлекает возможность командовать другими людьми. К другой группе относятся те лица, которые стремятся к достижению властных полномочий ради того, чтобы добиваться с помощью этих полномочий решения задач, стоящих перед группой, коллективом, организацией.
Мак Клелланд считает, что из трех перечисленных потребностей (для успеха менеджера) наиболее важен уровень развития потребности властвования второго типа. Потребности достижения, соучастия и властвования в концепции Мак Клелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически, как это было представлено в концепциях Маслоу и Альдерфера. Более того, проявление влияния этих потребностей на поведение человека сильно зависит от их взаимовлияния.
Теория двух факторов Ф. Герцберга.
На стыке 50-60-х гг. Ф. Герцберг совместно с рядом его коллег провел исследование, касающееся выяснение того, какие факторы, оказывающие мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека, вызывают его удовлетворенность или же неудовлетворенность.
Процесс «удовлетворенность ─ отсутствие удовлетворенности» в основном находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы, т.е. с внутренними факторами по отношению к работе. Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение человека, которое может привести к хорошему выполнению работы. Обычно такие факторы называют мотивирующими.
Мотивирующие
факторы рассматриваются как
самостоятельная группа потребностей,
которую обобщенно можно
Одним из самых парадоксальных выводов, сделанных Герцбергом, стал вывод, что заработная плата не является мотивирующим фактором.
На основе теории двух факторов можно сделать следующий вывод: если у работника присутствует чувство неудовлетворенности, то менеджер должен в первую очередь обратить внимание на факторы, вызывающие эту неудовлетворенность и постараться устранить их; после того, как ликвидировано состояние неудовлетворенности, следует переходить к факторам, вызывающим состояние удовлетворенности.
1.2.2. Процессуальные теории мотивации
Процессуальные теории анализируют то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.
Теория ожидания.
Теория ожидания, часто ассоциирующаяся с работами Виктора Врума, базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда — результаты;
Результаты - вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением). Ожидания в отношении затрат труда — результатов (З-Р) — это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Ожидания в отношении результатов — вознаграждений (Р-В) есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов.
Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания - это валентность или ценность поощрения или вознаграждения. Валентность - это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности.
Если значение любого из этих трех критически важных для определения мотивации факторов будет мало, то будет слабой мотивация и низки результаты труда.
Теория справедливости.
Объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает теория справедливости. Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.
Люди
могут восстановить баланс или чувство
справедливости, либо, изменив уровень
затрачиваемых усилий, либо пытаясь
изменить уровень получаемого
Модель Портера-Лоулера
Лайман
Портер и Эдвард Лоулер разработали
комплексную процессуальную теорию
мотивации, включающую элементы теории
ожиданий и теории справедливости.
В их модели фигурирует пять переменных:
затраченные усилия, восприятие, полученные
результаты, вознаграждение, степень
удовлетворения. Согласно модели Портера-Лоулера,
достигнутые результаты зависят
от приложенных сотрудником
Согласно
модели Портера-Лоулера результаты,
достигнутые сотрудником, зависят
от трех переменных: затраченных усилий,
способностей и характерных особенностей
человека, а также от осознания
им своей роли в процессе труда. Уровень
затрачиваемых усилий в свою очередь
зависит от ценности вознаграждения
и того, насколько человек верит
в существование прочной связи
между затратами усилий и возможным
вознаграждением. Достижение требуемого
уровня результативности может повлечь
внутренние вознаграждения, такие, как
чувство удовлетворения от выполненной
работы, чувство компетентности и
самоуважения, а также внешние
вознаграждения, такие, как похвала
руководителя, премия, продвижение
по службе.
2. Практическая часть
Проведем анализ менеджмента в обществе с ограниченной ответственностью «Луч». Организация проводит курсы по обучению на компьютере: программам Microsoft Word и Microsoft Excel, 1С: Предприятие версии 7.7 и 8.0, работе в среде Internet и др. Также предлагает свои услуги на рынке продажи и внедрения программных продуктов и лицензионного программного обеспечения.
За 10 лет эффективной работы в фирме образовался сплоченный коллектив, состоящий из 25 человек, обладающих различными специальностями. Благодаря слаженной работе руководителей, в организации сложились хорошие межличностные коммуникации, способствующие более качественному выполнения возложенных на каждого из сотрудников обязанностей. Возраст сотрудников варьируется в пределах от 20 до 45 лет, однако такая разница никому не мешает свободно общаться и делиться информацией с другими. Таким образом, можно сделать вывод о том, что организационная культура организации находится на вполне достойном уровне. Конечно, бывают моменты, когда эта идиллия нарушается, но в конечном итоге все приходят к компромиссу.
Руководители
фирмы применяют разные стили
управления. Это зависит от ситуации.
Однако большее предпочтение они
отдают демократическому стилю, нежели
авторитарному, т.к. заинтересованы в
том, чтобы сотрудники работали качественно,
тем самым способствуя
Организационная структура выглядит следующим образом:
Организационная
структура ООО «Луч»
Изучив менеджмент фирмы ООО «Луч», можно предложить следующие мероприятия по совершенствованию управления деятельностью фирмы:
Таким
образом, можно сказать, что миссия
организации заключается в том,
что помочь людям в обучении компьютерным
навыкам и программам, а также
сопровождать программные продукты,
которые она продает своим
клиентам.