Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 10:34, реферат
Проблемы мотивации работников предприятий любых форм собственности, всегда были и остаются по сей день наиболее актуальными независимо от общественно-политического строя, который функционирует в отдельно взятой стране и всего мирового сообщества в целом, так как от четко разработанных систем мотивации зависит не только социальная и творческая активность работников, но и конечные результаты предприятий в их многогранной социально-экономической деятельности и, особенно, в области внедрения в производство инновационных процессов, мероприятий научно-технического прогресса.
Введение
1.Мотивация в управлении персоналом…………………………
Эволюция взглядов на мотивацию………………………………
Теории мотивации………………………………………………..
Роль мотивации в управлении …………………………………
Причины пассивности работников…………………………………
Методы улучшения параметров работы
Заключение………………………………………………………………
Список используемых источников ……………………………………
Простота и прагматизм
первоначальной концепций
Фредерик Тейлор, создав школу научного управления, указал на неестественность величины вознаграждения, компенсирующие затраты труда на грани голодной смерти. По Тейлору кнутом должна служить «достаточная дневная выработка», а пряником – оплата труда работников, производящих большие продукции, пропорционально их трудовому вкладу. В условиях низкой содержательности труда, авторитарного стиля руководства и отсутствия у работников условий свободной купли-продажи труда этот метод в сочетании с эффективным применением стандартизации и специализации дал на начало XX столетия действительно впечатляющие результаты. Однако с ростом среднего уровня жизни прямое использование метода «кнута и пряника» стало зачастую не достаточно эффективным, что заставило специалистов в области управления обратиться к психологическим аспектам проблемы мотивирования персонала.
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация
побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
Эволюция применения различных моделей мотивации показала как
положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это
естественный процесс, так как в теории и практике управления нет
идеальной модели стимулирования.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более
детализированное определение мотивации. Мотивация - это совокупность
внутренних и внешних
движущих сил, которые
деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой
деятельности направленность,
ориентированную на достижение
определенных целей. Влияние
Существуют два подхода к изучению теорий мотивации.
Первый подход основывается
на исследовании
теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей
человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а
следовательно, и
отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика
Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. рассмотрим подробнее эти теории.
Теория мотивации по А. Маслоу. Первая из рассматриваемых теорий
называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к
изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее
сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом
психологии является
поведение, а не сознание
поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять
групп: а)физиологические потребности, необходимые для выживания человека:в еде, в воде, в отдыхе и т.д.; б)потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем, в)социальные потребности - необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка; г) потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям, д) потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Первые две группы
потребностей первичные, а
вторичные.Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда. С развитием экономических
отношений и
мотивации отводится
потребностям более высоких
Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.
Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к
переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации,
направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди
имеют широкий круг
общения и стремятся его
руководители должны способствовать этому.
Теория мотивации Фредерика Герцберга. Эта теория появилась в связи с
растущей необходимостью выяснить влияние материальных и
нематериальных факторов на мотивацию человека.
Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на
исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих
поведение людей.
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях.
Здесь говорится о
распределении усилий
определенного вида
поведения для достижения
таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В.
Вруму, теория справедливости и теория или модель. Портера - Лоулера.
Теория ожиданий В. Врума. Согласно теории ожиданий не только
потребность является
необходимым условием
достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение
сотрудников определяется поведением: руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу
сотрудника; сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение; сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.
Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник
должен иметь такие
потребности, которые могут
степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений.
А руководитель должен
давать такие поощрения,
удовлетворить ожидаемую
потребность работника.
коммерческих структур
вознаграждение выделяют в
товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.
Теория справедливости.
Согласно этой теории
оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно
с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.
Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера. Эта теория построена на
сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в
том, что введены
соотношения между
результатами.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории
мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б.
Ф. Ломов. Они исследовали
проблемы психологии на
педагогической деятельности.
Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются
два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и
определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются
параллельно. Это означает,
что удовлетворение
уровня с помощью средств другого невозможно.
Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или
иной мере влияют
на работника, определяют
труда. Дуглас Макгрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов
возможно применить два различных подхода к управлению, которые он назвал “Теория X” и “Теория Y” стимулирование.
Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей
полярности, в чистом
виде на практике не
Мотивация, возможность развития, способность брать на себя
ответственность, готовность направлять свое поведение на достижение
целей организации - все это есть в людях, а не вкладывается в них
управлением. Обязанность управления - помочь людям осознать и развить в
себе эти человеческие качества.
Важная задача управления состоит в том, чтобы создать такие условия в
организации и применять такие методы работы, чтобы люди могли достигать своих собственных целей наилучшим образом лишь при условии направления своих усилий на достижение целей организации.
Таким образом, противоречия,
высказанные разными авторами в
части теоретических и
Бесспорно одно, что отсутствие мотивационных моделей на наших предприятиях будет снижать эффективность действующих систем управления и социально-экономическую деятельность трудовых коллективов.
1.4.Роль мотивации в управлении
Мотивация – это деятельность,
имеющая целью активизировать трудовой
коллектив и каждого
Опыт лидеров современного бизнеса показывает, что они добиваются успеха, если признают людей главным источником эффективного развития организации. В то же время неудачи в реализации их замыслов чаще всего связаны с отсутствием поддержки со стороны персонала.