Муниципальная служба. Функции и принципы организации муниципальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 07:36, реферат

Описание работы

Деятельность по непосредственной реализации полномочий органов местного самоуправления осуществляют муниципальные служащие.
Муниципальная служба - относительно новый вид службы для нашей страны. Управление на местном уровне осуществлялось органами местного государственного управления, сотрудники которых являлись соответственно государственными служащими.
Организация муниципальной службы в Российской Федерации базируется на Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (с послед, изм.), который является рамочным, и законах о муниципальной службе субъектов РФ.

Файлы: 1 файл

Мироненкова.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«Северо-Восточный  государственный университет»

 

Кафедра менеджмента

 

080504.65 «Государственное  и муниципальное управление»

Специализация «Государственное управление»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Муниципальная служба. Функции и принципы организации  муниципальной службы

 

 

 

 

Научный руководитель

ассистент кафедры менеджмента

О.С.Захарова

 

 

Студентка группы ГМУ-11

Мироненкова В.А.

 

 

Магадан  2012

 

Содержание

 

 

Введение

Деятельность по непосредственной реализации полномочий органов местного самоуправления осуществляют муниципальные служащие.

Муниципальная служба  -  относительно новый вид службы для нашей страны. Управление на местном уровне осуществлялось органами местного государственного управления, сотрудники которых являлись соответственно государственными служащими.

Организация муниципальной службы в Российской Федерации базируется на Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (с послед, изм.), который является рамочным, и законах о муниципальной службе субъектов РФ.

В соответствии с вышеуказанным законом муниципальная служба - это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Муниципальная служба основана на следующих  основных принципах, закрепляемых Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»:

1) принцип верховенства Конституции  РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями;

2) принцип приоритета прав и  свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;

3) принцип самостоятельности органов  местного самоуправления в пределах их полномочий;

4) принцип профессионализма и  компетентности муниципальных служащих;

5) принцип ответственности муниципальных  служащих за неисполнение или  ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

6) принцип равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

7) принцип единства основных  требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;

8) принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;

9) принцип внепартийности муниципальной  службы.

1. Понятие  и виды муниципальных должностей

Служебная деятельность в органах  местного самоуправления осуществляется на основе замещения муниципальной должности. Муниципальная должность  -  это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.1

Таким образом, Федеральный закон  «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» подразделяет все муниципальные должности на два вида:

1) выборные муниципальные должности,  которые замещаются в результате муниципальных выборов;

2) иные муниципальные должности,  замещаемые путем заключения  трудового договора,  -  муниципальные должности муниципальной службы.

Органы местного самоуправления могут  также учреждать должности для  технического обеспечения своей деятельности, не относящиеся к муниципальным должностям.

Муниципальные должности муниципальной  службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Муниципальные должности муниципальной  службы замещаются по конкурсу (для высших, главных и старших муниципальных должностей) и назначению (для младших муниципальных должностей).

 

2. Понятие и классификация  муниципальных служащих

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

В целях наиболее полного уяснения особенностей управленческого труда различных муниципальных служащих их можно подразделить на виды по различным основаниям.

В зависимости от характера и  объема полномочий муниципальные служащие подразделяются на руководителей, специалистов и вспомогательно-обслуживающий персонал.

Руководителями являются служащие, непосредственно осуществляющие руководство  другими служащими. К руководящему составу служащих можно отнести руководителей муниципальных органов (назначаемого главу местной администрации, руководителя структурного подразделения местной администрации с правами юридического лица), руководителей структурных подразделений местной администрации (начальников отделов, управлений, комитетов, департаментов и т.д.), а также их заместителей. Основным признаком руководителя является наличие иерархически подчиненных ему лиц.2

Специалисты относятся к основному  составу органов местного самоуправления и являются наибольшей группой муниципальных служащих по численности (к ним относятся, например, консультанты, помощники, главные, ведущие специалисты и т.д.). Именно специалисты непосредственно реализуют функции муниципального органа, направленные на решение вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.

Служащие, относящиеся к вспомогательно-обслуживающему персоналу, сами не реализуют функций органа местного самоуправления, но способствуют их реализации другими служащими. К служащим вспомогательно-обслуживающего персонала относятся технические секретари, архивариусы и др.

3. Принципы организации муниципальной службы и правовой статус муниципального служащего

Правовой статус муниципального служащего  и правовой статус государственного гражданского служащего имеют ряд общих черт. Вместе с тем правовой статус муниципального служащего имеет и свои особенности, обусловленные спецификой муниципальной деятельности.

Правовой статус  -  это сложная правовая категория, включающая в себя права, обязанности и ответственность муниципального служащего. Специалисты, занимающиеся изучением вопросов правового положения личности (Н.В. Витрук, В.И. Новоселов, В.А. Патюлин и др.), выделяют различные виды правового статуса.

Правовой статус муниципального служащего  устанавливается федеральными законами, законами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Следует отметить, что Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» не определяет конкретных прав и обязанностей муниципальных служащих. Они обычно фиксируются в законах субъектов РФ. Вместе с тем уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты могут наделять муниципальных служащих дополнительными правами и устанавливать дополнительные обязанности.

Муниципальный служащий наделяется правами  для осуществления им своих должностных полномочий. В частности, в соответствии с Законом Магаданской области «О муниципальной службе Магаданской области» от 2 июня 1997 г. муниципальный служащий имеет право:3

1) требовать письменного оформления  содержания, перечня и объема своих должностных полномочий и создания условий для их исполнения;

2) принимать решения или участвовать  в их подготовке в соответствии  с должностными полномочиями;

3) посещать в установленном порядке  для выполнения должностных полномочий  предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовой формы;

4) запрашивать в установленном  порядке от органов государственной власти и местного самоуправления предприятий, учреждений, организаций, граждан, общественных объединений необходимую для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;

5) вносить предложения по совершенствованию  муниципальной службы в муниципальные и государственные органы;

6) участвовать в конкурсе на  замещение вакантной должности муниципальной или иного вида службы;

7) повышать квалификацию, проходить переподготовку за счет средств местного бюджета;

8) на продвижение по службе, увеличение  размера должностного содержания с учетом результатов работы;

9) знакомиться со всеми материалами  своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также приобщать к личному делу свои объяснения;

10) требовать служебного расследования  для опровержения порочащих его честь и достоинство сведений;

11) объединяться в профессиональные  союзы;

12) на пенсионное обеспечение с учетом стажа муниципальной службы.

Муниципальный служащий также вправе обратиться в соответствующие государственные, муниципальные органы или в суд для разрешения споров, связанных со службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестаций, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на службу, ее прохождения, реализации прав муниципального служащего, перевода на другую должность муниципальной службы, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, увольнения.

Правам муниципальных служащих корреспондируют их обязанности. В  соответствии с законодательством Магаданской области муниципальный служащий обязан:

1) исходить в своей деятельности  из конституционного принципа верховенства прав и свобод человека, обеспечения соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан;

2) исполнять законодательство, устав  и другие предписания органов местного самоуправления и вышестоящих должностных лиц, решения, принятые населением на сходе, референдуме;

3) осуществлять предоставленные  ему по должности полномочия;

4) своевременно в пределах своих  должностных полномочий рассматривать обращения в муниципальные органы в соответствии с поручением руководителя или иного уполномоченного должностного лица муниципального органа и разрешать их в порядке, установленном законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования;

5) сохранять государственную и  иную тайну, охраняемую законом,  обеспечивать их охрану, если это входит в должностные обязанности, сохранять ставшие ему известными в связи с исполнением служебных полномочий сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;

6) исполнять приказы, распоряжения, указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, принятые в пределах их должностных полномочий;

7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных  полномочий;

8) соблюдать нормы служебной  этики и культуры, служебный распорядок, не совершать действий, затрудняющих работу муниципальных органов, а также приводящих к подрыву авторитета государственной и муниципальной службы;

9) беречь муниципальную собственность.

Должностные лица муниципального образования  должны выделять не менее одного полного рабочего дня в месяц для приема граждан по личным вопросам. Служебные адреса и служебные телефоны должностных лиц публикуются в открытой печати не реже одного раза в год.

Схожие права и обязанности  муниципальных служащих устанавливаются и в других субъектах РФ. Как видно, они имеют много общего с правами и обязанностями государственных гражданских служащих.4

По аналогии с законодательством  о государственной службе федеральное законодательство о муниципальной службе устанавливает ряд запретов для муниципальных служащих (в данном случае они именуются правоограничениями).

Муниципальный служащий не имеет права:

1) заниматься другой оплачиваемой  деятельностью, кроме как педагогической, научной и иной творческой деятельностью;

2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

3) состоять членом органа управления  коммерческой организации, если  иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

4) быть поверенным или представителем  по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

5) использовать в неслужебных  целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;

Информация о работе Муниципальная служба. Функции и принципы организации муниципальной службы