Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа
В целях улучшения социально-экономических условий развития местного сообщества необходимо расширять источники поступления средств в бюджет; более эффективно использовать источник средств, обладающий привлекательностью для организаторов инвестиционного процесса, обладающий способностью сохранять свой стоимостной потенциал независимо от уровня инфляции, и, наконец, расположенный «близко» к данному уровню власти. Таким источником и должна являться муниципальная собственность.
Введение 3
1. Специфика муниципальной собственности 4
2. Современное состояние муниципальной собственности 7
3. Система управления муниципальной собственностью 9
4. Проблемы управления муниципальной собственности 11
5. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью 12
Заключение 17
Список литературы 19
С развитием рыночной экономики произошла реформация прежде единой государственной собственности путём разграничения между федеральным, субфедеральным и местным уровнями власти. Первоначально формирование муниципальной собственности проходило бессистемно (это вызвано, прежде всего отсутствием программы муниципализации): муниципалитеты не рассматривались как субъекты экономической деятельности; процесс формирования муниципальной собственности был сведен к дележу имущества; в состав муниципальной собственности передавалась в основном доходопотребляющая (бюджетообременительная) собственность (то есть нарушено равновесие между доходообразующими и бюджетообременительными объектами муниципальной собственности). Вместе с тем, следует отметить, что законодатель определил муниципальную собственность как экономическую основу местного самоуправления.
В целях улучшения социально-
Все это определяет актуальность и
обуславливает необходимость
Собственность, с одной стороны, есть принадлежность объектов определенным лицам (то есть. отношение людей к вещам), с другой – возможность распоряжаться вещами, появляющаяся у одних, всегда сопряжена с ограничением подобной возможности у других. Поэтому, собственность всегда есть отношение «собственника» к «несобственнику» (отношение между людьми). Собственность – это не сами вещи и даже не столько отношение людей к вещам, сколько отношения между самими людьми по поводу определения субъектной принадлежности этих вещей. Принадлежность объекта собственности тому или иному субъекту определяет форму собственности. «Муниципальная собственность» - собственность муниципального образования. [8]
Особенностью муниципальной собственности является то, что она служит для удовлетворения коллективных потребностей местного сообщества, то есть имеет социальное значение, а также используется для извлечения дохода. Поэтому муниципальная собственность носит двойственный характер и сочетает в себе принципы социальной пользы и доходности. Не всякая муниципальная собственность может приносить доход, а потому доходную муниципальную собственность необходимо использовать так, чтобы была возможность получения средств на содержание бездоходной муниципальной собственности, имеющей социальное значение. Многоаспектность, ярко выраженная социальная направленность и функционирование в границах единой компактной территории являются особенностями муниципальной собственности, которые необходимо учитывать при определении системы управления муниципальной собственностью. [8]
Специфика муниципальной собственности состоит в сложном характере ее объектов, которые, с одной стороны, имеют одно целевое назначение, так как предназначены для решения вопросов сугубо местного социального значения, но с другой – исключительно многофункциональны, поскольку оказываются задействованы в решении широкого круга местных вопросов, в частности участвуют в обеспечении доходов местного бюджета, в укреплении социальной инфраструктуры территории (через развитие институтов социальной защиты населения и обеспечения занятости), в развитии инженерной инфраструктуры муниципального образования (транспортной, информационной, инженерных коммуникаций), в стимулировании развития малого и среднего бизнеса, создании и укреплении рыночной инфраструктуры.
Классификация объектов муниципальной собственности представлена в табл. 1. [9]
Таблица1 – Классификация объектов муниципальной собственности [9]
Критерии классификации |
Виды объектов муниципальной собственности |
Видовой состав |
- материальные (движимые и недвижимые, в т.ч. права на недвижимые объекты); - нематериальные |
Назначение |
- для осуществления хозяйственной деятельности; - для обеспечения выполнения
управленческих и иных нехозяйс |
Режим функционирования |
- находящиеся в муниципальной казне и непосредственно управляемые самим собственником; - находящиеся в муниципальной казне и передаваемые в аренду; - переданные на праве - переданные на праве
оперативного управления - находящиеся в безвозмездном пользовании |
Функциональное назначение, т.е. сферы удовлетворяемых общественных потребностей |
- объекты социальной сферы и ЖКХ; - транспорт и связь; - торговля, бытовое обслуживание, строительство; - недвижимость, прежде всего земельные ресурсы |
Характер выражения объектов |
- стоимостной; - вещественный |
Степень доходности |
- доходообразующие; - самофинансируемые; - бюджетообременительные |
Происхождение |
- естественные или природные; - искусственные, т.е. созданные человеком |
Степень готовности к эксплуатации |
- готовые к использованию; - предназначенные для реконструкции и капитального ремонта; - незавершенные строительством |
Развернутая классификация объектов муниципальной собственности в зависимости от режима функционирования представлена на рис.1.
Управление муниципальной собственностью характеризуется ярко выраженной социальной направленностью. Это принципиальное положение проявляется в постановке генеральной цели управления: достижении возможного уровня удовлетворения социальных запросов населения, предотвращении социальных конфликтов. Реальная направленность управления муниципальной собственностью на решение социальных проблем населения, удовлетворение потребностей людей, обеспечение подъёма жизненного уровня, заботу о попавших в бедственное состояние, борьбу с социальными пороками достигается лишь непосредственной увязкой системы управления с социальными результатами. При наличии противоречий между экономическими критериями результативности решений и социальными критериями преимущество отдается, как правило, социальным критериям. [9]
Можно выделить основные функции муниципальной собственности с позиции обеспечения социально-экономического развития города: обеспечение деятельности муниципального сектора экономики города, всего хозяйственного комплекса муниципального образования; обеспечение доходов местного бюджета, включая трансферты и дотации, осуществление гибкой налоговой политики; а также получение доходов от использования муниципальной собственности, деятельности муниципальных организаций, приватизации имущества; обеспечение развития социальной инфраструктуры города, социальная поддержка и обеспечение занятости; обеспечение деятельности учреждений здравоохранения, культуры, образования, физкультуры и спорта; обеспечение развития и содержания инженерной инфраструктуры города (транспорта, инженерных коммуникаций и сооружений, связи) информационной, экологической инфраструктуры; обеспечение развития рыночной инфраструктуры, создание условий для развития малого и среднего бизнеса.
С учетом особенностей и
специфики муниципальной
1) она обеспечивает
нормальные условия
2) часть объектов
3) выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как имущественно-хозяйственный (вещественный) и экономический (стоимостный) комплекс;
4) создает механизм, позволяющий
населению муниципального
5) наличие в достаточном
размере муниципальной
6) используется для
реализации финансовых
Особенностями современного
состояния муниципальной
В состав муниципального имущества в соответствии с ФЗ № 131 включено только то имущество, которое необходимо для выполнения полномочий органов местного самоуправления как публичной власти, то есть определяется компетенцией муниципальных образований и необходимостью создания условий для деятельности органов местного самоуправления. Имущество, предназначенное для коммерческого использования (извлечения прибыли), должно быть перепрофилировано или передано другим собственникам. Хотя в российских условиях не выявлено прямой зависимости эффективности использования имущества от того, какому собственнику, публичному или частному, эта собственность принадлежит. Критерий необходимости имущества для осуществления возложенных полномочий не может быть единственным. Для этого необходимы, прежде всего, финансовые средства. Поэтому сохранение в публичной собственности имущества, не отвечающего напрямую требованиям выполнения возложенных полномочий, но работающего на интересы местного сообщества и приносящего доход в бюджет, также может быть признано крайне актуальным. Принятые в муниципальную собственность социально-значимые объекты требуют постоянного финансирования, а потому в собственности муниципалитетов должно быть имущество, не только служащее целям благоустройства, но и приносящее доход в городской бюджет, для того, чтобы в рамках целостности муниципального хозяйства путем перераспределения средств внутри этого единого хозяйства содержать бездоходную собственность за счет доходной муниципальной собственности.
Продукт, произведенный в муниципальном секторе экономики, не может быть оценен только в денежном выражении, поскольку имеет социальное значение, оценивается социальной полезностью и изначально является убыточным (исключение составляет продукция некоторых высокоприбыльных муниципальных предприятий). Поэтому для того, чтобы процесс производства материальных благ, удовлетворяющих общественные потребности местного сообщества, осуществлялся непрерывно, органам местного самоуправления постоянно требуются дополнительные средства для его регенерации. Эти средства могут быть либо предоставлены органам местного самоуправления в порядке бюджетного регулирования, либо заработаны ими самостоятельно. [12]
На современном этапе развития экономики муниципальные образования России могут стабильно функционировать только при условии соблюдения на их территории динамического равновесия между капиталопоглощающими и капиталообразующими объектами муниципальной собственности. Этот принцип должен соблюдаться при формировании муниципальной собственности. В противном случае муниципалитет будет лишен возможности качественно и в полном объеме удовлетворять потребности местного сообщества.
Стратегическая задача управления собственностью состоит в обеспечении наиболее эффективного использования объектов муниципальной собственности в интересах местного сообщества, что позволяет увеличить доходы бюджета, и будет способствовать росту чистого регионального продукта. Решение поставленной задачи возможно только через комплексный подход к управлению, с использованием совокупности нормативно-правовых, организационных и экономических инструментов.
В настоящее время вложения в недвижимость редко оценивается местными администрациями как инвестиции, хотя с точки зрения экономической самостоятельности недвижимая собственность, то есть совокупность прав на участок земли с принадлежащими ему природными ресурсами, зданиями, сооружениями, являющимися его неотъемлемой частью, является наиболее привлекательной для инвесторов. Управление недвижимой собственностью осуществляется с целью максимизации стоимости и потенциального дохода от нее и в то же время, минимизации издержек, связанных с владением недвижимостью. Особенность управления муниципальной недвижимостью заключается в дифференцированности подхода к формулировке целевых установок управления различными объектами недвижимости, в поиске оптимального соотношения между обеспечением социальных функций местного самоуправления и обеспечением прибыльности муниципальной собственности, достаточности налогооблагаемой базы для развития и нормальной жизнедеятельности населения муниципалитета и хозяйствующих субъектов. [12]
Информация о работе Муниципальная собственность - основа местного самоуправления