Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа
В целях улучшения социально-экономических условий развития местного сообщества необходимо расширять источники поступления средств в бюджет; более эффективно использовать источник средств, обладающий привлекательностью для организаторов инвестиционного процесса, обладающий способностью сохранять свой стоимостной потенциал независимо от уровня инфляции, и, наконец, расположенный «близко» к данному уровню власти. Таким источником и должна являться муниципальная собственность.
Введение 3
1. Специфика муниципальной собственности 4
2. Современное состояние муниципальной собственности 7
3. Система управления муниципальной собственностью 9
4. Проблемы управления муниципальной собственности 11
5. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью 12
Заключение 17
Список литературы 19
Система управления муниципальной собственностью представляет собой совокупность согласованных методов и средств целенаправленного воздействия на объекты и субъекты их использования в интересах муниципального образования, связанное с установлением правил, условий использования муниципальной собственности, с достижением поставленных целей, учитывая общественные ценности, это комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества. На наш взгляд система управления муниципальной собственностью должна иметь следующий вид (рис. 2).
Данная система является сложной, открытой, характеризуется частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой; эта система с обратной связью, она может быть построена только с учетом стратегических целей и задач, стоящих перед муниципалитетом. [11]
Рис. 2 – Система управления муниципальной собственностью [11]
Система управления муниципальной собственностью базируется на знаниях о составе объектов муниципальной собственности, определении их рыночной стоимости и прав пользования ими; создании единого банка данных объектов муниципальной собственности; полноценной защите имущественных прав; достижении максимальной доходности от использования объектов муниципальной собственности.
Вариант решения по управлению каждым объектом основывается на следующих критериях: социальная значимость; уровень физического и морального износа; потребность в капиталовложениях; сроки окупаемости вложений; соотношение доходности и издержек по содержанию; потребности собственника и прочие. [11]
Одной из проблем (помимо сложностей с взыскиванием недоимок с арендаторов), препятствующих на современном этапе результативному использованию муниципальной собственности, является также упоминаемая выше ветхость жилищного фонда и водопроводно-канализационной сети города, которые «отвлекают» на ремонт значительные денежные средства. [7]
Помимо проблем, препятствующих повышению эффективности использования городской собственности, существуют проблемы в сфере управления муниципальной собственностью. Предприятия, собственность которым передана муниципальным образованием на праве хозяйственного ведения, управляются единоличным органом управления – его руководителем, взаимоотношения которого с собственником находятся в сфере действия законодательства о труде, которое – в свою очередь – предоставляет руководителям предприятий широкий круг полномочий. В то же время круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определён исчерпывающим образом. Это приводит к значительным трудностям применения к ним мер ответственности и, как следствие, к отсутствию реального стимула улучшать качество управления. Основные выводы:
В связи с последним пунктом отметим, что, не смотря на поставленные задачи, резкого снижения числа предприятий и учреждений, которое могло бы дать ощутимый результат, не произошло.
Что касается муниципальных учреждений, то регламентированная правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций отсутствует. При этом анализ данных, полученных в результате проведённых проверок, показал, что большое количество учреждений, которые должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера, использует закреплённое за ними имущество в коммерческих целях. При этом доходы от использования имущества не перечисляются и не учитываются в бюджете.
Таким образом, проблемы обусловлены, прежде всего, несовершенством законодательства. И это логично, поскольку законодательство Российской Федерации – по сути – призвано создать условия для нормального функционирования всех участников правовых отношений, в том числе в экономической и социальной сферах. А именно здесь и реализуется система управления муниципальной собственностью в отдельно взятом муниципальном образовании. Особенно важной является социальная направленность (общесоциальный характер) муниципальной собственности. Но не только в федеральном законодательстве заключаются проблемы управления муниципальной собственностью, а также очевидна проблема громоздкости и ветхости большого числа объектов муниципальной собственности. В итоге, проблемы использования и управления муниципальной собственностью проявляются в социальной сфере и отражаются на местном сообществе, населении муниципального образования (которое и является собственником). [7]
Основная проблема - отсутствие единой концепции и системы эффективного управления объектами муниципальной собственности. Реализация программы ориентирована на обеспечение увязки управления недвижимостью с градостроительным планированием, создание целостной системы учета, регистрации и страхования объектов недвижимости, совершенствование экономических, правовых и организационных механизмов управления недвижимостью, что приведет к формированию системы регистрации прав на единый объект недвижимости, развитию института оценки.
Под действующую систему
регистрации будет
Этапы разработки и реализации программы управления муниципальной собственностью представлены на рис.3.
Рис.3 - Этапы разработки и реализации программы управления муниципальной собственностью [7]
Прямой экономический эффект от реализации Программы состоит в увеличении доходов городского бюджета за счет роста поступлений земельных платежей в результате проведения разграничения государственной собственности на землю и повышения эффективности управления недвижимостью.
Одной из важнейших задач управления муниципальной собственностью является повышение эффективности управления муниципальной собственностью как непрерывный процесс самоанализа, который должен присутствовать в соответствующих управленческих организациях.
В сфере управления муниципальным имуществом, переданным во владение предприятиям, предлагается механизм управления ими, который предусматривает следующие меры:
С данными мерами можно не только согласиться как с обеспечивающими верный подход к исправлению сложившейся ситуации, но и в дополнение к ним следовало бы принять на местном уровне нормативный правовой акт, в соответствии с которым обязательным пунктом договора (контракта) с руководителем предприятия будет норма, устанавливающая право собственника переданного муниципального имущества освобождать данного руководителя от занимаемой должности в случае, если результативность деятельности организации не отвечает определённым требованиям, когда на то не было объективных причин.
При этом необходимо больше внимания уделить подготовке управленческих кадров именно в сфере муниципального управления, давая при этом специалистам знания не только об общих принципах и закономерностях управления муниципальным хозяйством, но и применительно к городскому хозяйству.
Социальная ориентированность, в том числе и в управлении (использовании) муниципальной собственности, здесь приобретает особое значение. В этой связи для улучшения взаимодействия местной власти и населения муниципального образования целесообразно использовать опыт, применяемый в некоторых городах. А именно так называемое управление по «слабым сигналам» населения. Это специфический и пока мало изученный уровень управленческой деятельности муниципальных властей, касающийся стратегических проблем взаимоотношения муниципальной власти и гражданского сообщества. Важной особенностью управления по «слабым сигналам» населения является механизм учета и фиксации этих сигналов. В этом плане различают «сильные» и «слабые сигналы» населения. К «сильным сигналам» относятся митинги, акции протеста или неповиновения и т.п. К «слабым сигналам» – состояние общественного мнения горожан, эмоциональный фон повседневной жизни населения, эволюция менталитета горожан и т.п.
Необходимо принимать предложения населения касательно управления данными организациями, анализировать информацию и – по возможности – внедрять в практику управления городской собственностью рациональные предложения. Работа с населением должна носить периодический характер. Управление по «слабым сигналам» населения даёт возможность городской власти:
Внедрение данного опыта практически не влечёт за собой приложения каких бы то ни было ощутимых финансовых или кадровых ресурсов. Достаточно в рамках одного из структурных подразделений мэрии добавить штатную единицу – сотрудника, который выполнял бы функции социолога и занимался обеспечением описанного выше процесса. Плюс, определённые расходы на освещение процесса управления «по слабым сигналам» населения в СМИ.
Что же касается ветхого и аварийного жилищного фонда и водопроводно-канализационной сети, то здесь возможно только два пути:
С одной стороны, второй вариант оправдан, так как в результате разграничения вопросов ведения муниципальные образования оказались заложниками своего положения. Во многом это связано с тем, что процесс шёл «сверху». С другой стороны, капитальный ремонт – это обслуживание объектов собственности, а это прямая обязанность собственника.
Поэтому «выбивание» средств из федерального или областного бюджета представляется довольно сложным. Следовательно, остаётся перераспределение средств расходной части городского бюджета либо общее увеличение доходной части бюджета, в том числе за счёт повышения эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий.
С целью
повышения эффективности
управления муниципальной собственностью можно использовать
зарубежный опыт. При
изучении муниципального опыта зарубежных
стран интерес вызвал подход к этой
проблеме в Федеративной Республике Германия.
Система местного управления этой
страны строится в соответствии
с административно-
Информация о работе Муниципальная собственность - основа местного самоуправления