Муниципальное управление как вид социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Муниципальное управление как вид социального управления. муниципальное управление рассматривается как один из видов управления и анализируется его проблемы и пути решения. рассматриваются виды и методы управления. Актуальность. Главная линия развития теории и практики муниципального управления сегодня заключается в создании целостной, эффективной и гибкой демократической системы управления, утверждения на деле авторитета местной власти, что невозможно без решительного устранения командно-бюрократической системы управления, без последовательной реализации принципов самоуправления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…5
Сущность и содержание социального управления………………………..5
Система социального управления: компоненты и структура…………12
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ………………………………………………….18
Понятие муниципального управления как вида социального управления…………………………………………………………………18
Цели, задачи и методы муниципального управления……………………19
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ............................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…28

Файлы: 1 файл

Курсач по МСУ РАБОТА.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное  управление»

Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Система местного самоуправления»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Студент

Группа 

 

                     подпись


 

                        дата

 
     

Руководитель  практики

 доцент

 

                      подпись


 

                        дата

 

 

 

 

 

г. Хабаровск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

    1. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…5
    1. Сущность и содержание социального управления………………………..5
    1. Система социального управления: компоненты и структура…………12
    1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ………………………………………………….18
    1. Понятие муниципального управления как вида социального управления…………………………………………………………………18
    1. Цели, задачи и методы муниципального управления……………………19
    1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ............................................................................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Актуальность. Главная линия развития теории и практики муниципального управления сегодня заключается в создании целостной, эффективной и гибкой демократической системы управления, утверждения на деле авторитета местной власти, что невозможно без решительного устранения командно-бюрократической системы управления, без последовательной реализации принципов самоуправления.

Теория муниципального управления разрабатывает и обосновывает принципы, функции, методы, технику  и технологию муниципального управления, а также системы, структуры и  формы организации муниципального управления, т.е. научные основы обеспечения этой деятельности, принятия и реализации управленческих решений. Сегодня теория муниципального управления есть складывающаяся и развивающаяся система знаний о закономерностях, принципах и методах, механизме управления муниципальным образованием и его сферами в целях преобразования общественных отношений, активизации человеческого фактора, социального поведения людей, достижения общественно значимых результатов их деятельности и развития.

Анализ  изученных источников и литературы. Общая теория социального управления и ее конкретизация применительно к отдельным отраслям общественных и гуманитарных наук науки представлена в paбoтax Р. Р. Барсукова, Г.А. Гладышева1, Н.А. Волгина2, В.Н. Иванова3, Г.И. Осадчей4. Заметный вклад в разработку вопросов местного самоуправления внесли такие ученые: В.А. Лапин5, А.А. Кривачев6, В.Б. Зотов, А.Г. Воронин и др.

Целью данной курсовой работы является исследование муниципального управления как одного из видов социального управления, обладающего своей спецификой, предметом и объектом воздействия.

В курсовой работе будут решаться задачи:

  1. Рассмотреть социальное управление. Определить понятие, систему и содержание социального управления как вида управления.
  2. Определить понятие муниципального управления. Описать основные методы муниципального управления, а также цели и задачи.
  3. Проанализировать особенности муниципального управления в социальной сфере.

Объектом  исследования является система муниципального управления в целом.

Предметом курсовой работы является муниципальное управление, как вил социального управления, имеющее свою систему целей и специфику.

Хронологические рамки исследования составили период 2009-2011 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

    1. Сущность и содержание социального управления

 

В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.

В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.

Управление  техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин) изучается в основном техническими науками.

Управление  в живой природе, то есть управление биологическими системами, является объектом изучения естественных наук.

Управление как воздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному управлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.

Наиболее общие  законы и принципы управления рассматривает  наука кибернетика. В соответствии с делением окружающего нас мира на неживую природу, живую природу и человеческое общество кибернетика разделяется на техническую, биологическую и социальную.

Понятие “социальное  управление” рассматривается в  узком и широком значении слова.

В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.7

Объективная необходимость  управленческого труда порождает  особую группу работников — управляющих.

В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.

Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

Ключевое понятие  управления — воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических  системах. Сразу скажем, что нас  интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

Однако воздействие  в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимости от этого меняется содержание самого понятия управления.

Например, в  толковом словаре В. Даля термин “управлять”  означает править, давая ход, направление, распоряжаться, заведовать, быть хозяином, распорядителем чего-то, подрядничать. Государь управляет народом, государством; министры управляют каждый своей частью.

В государственном  управлении управленческая деятельность, как известно, связана с государственной  властью, которая тоже может быть весьма различной (тоталитарной, демократической и т. п.), и все же первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это — процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.

Следовательно, основным элементом управления, с  чего оно начинается, является целеполагание.

Цель управления — желаемое, возможное и необходимое  состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей  управления — главный и начальный этап управления.

Целеполагание — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта  на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей, исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

Подчеркнем, что  в социальных системах воздействие  субъекта управления на объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным, напротив, стремится к максимальной строгости, экономичности, целесообразности и последовательности. Заметим, что всякое воздействие в обществе носит сознательный социальный характер, поэтому впредь слово социальное может быть опущено: оно подразумевается, поскольку речь пойдет об управлении общественными делами.

Содержание  социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (оперативных, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющих мотивы поведения людей.8

Итак, уже само целеполагание — есть одно из могучих  средств, которое оказывает воздействие  на людей, их поведение и жизнедеятельность  и тем больше, чем в большей  мере поставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные интересы (экономические, социальные, политические, духовно-культурные).

Именно поэтому  многие ученые, изучающие управление, считают сегодня главным средством воздействия одного человека на другого, возбуждения его активности систему стимулирования к деятельности (экономической, политической, социальной, моральной и т. п.).

Источником  активности, как известно, являются стимулы. Они есть движущая сила и  причина активности. Они могут быть внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, то есть представления каких-либо жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.

Итак, как видно, стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но еще в большей мере к нему имеет отношение мотив. Если стимул содержит в себе и причину, и цель активности в их нерасчлененном виде, а цель не всегда может быть осознанной, то мотив активно включает сферу сознания, идеальный образ, что делает саму активность более целесообразной, эффективной. Можно поэтому сказать, что мотивация к деятельности — это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека, “Я — концепцию” и т. п. Поэтому очень важно подчеркнуть, что в связи с подъемом творческих сил личности необходимо все более полное использование человеческого фактора, ресурса личности в управлении.

Теория мотивации  становится все более важным, хотя и не единственным средством управленческого воздействия. Это особенно характерно для современного управления, которое все в большей мере опирается на главные ресурсы: творческий потенциал личности, сильную социальную организацию, интеллектуальную собственность и ее составляющую — информацию. Поэтому правы те исследователи, которые считают, что сегодня необходимо говорить о новой парадигме управленческой теории, которая все в большей мере основывается на приоритетном включении в содержание главного, субъекта управления — творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества, а не только усредненных органов и организационных структур управления.

Информация о работе Муниципальное управление как вид социального управления