Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:08, курсовая работа
Муниципальное управление как вид социального управления. муниципальное управление рассматривается как один из видов управления и анализируется его проблемы и пути решения. рассматриваются виды и методы управления. Актуальность. Главная линия развития теории и практики муниципального управления сегодня заключается в создании целостной, эффективной и гибкой демократической системы управления, утверждения на деле авторитета местной власти, что невозможно без решительного устранения командно-бюрократической системы управления, без последовательной реализации принципов самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…5
Сущность и содержание социального управления………………………..5
Система социального управления: компоненты и структура…………12
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ………………………………………………….18
Понятие муниципального управления как вида социального управления…………………………………………………………………18
Цели, задачи и методы муниципального управления……………………19
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ............................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…28
Идея самоорганизации никоим образом не противоречит идее управления, поскольку качество, путь и результат самоорганизующего поведения будет каждый раз иным, если изменяется хотя бы одно из перечисленных выше условий. Управляющим субъектом при этом может выступать руководящая часть общества (организационно-управленческая верхушка), осуществляющая главное управляющее воздействие через правовые нормы (законы) и регулирование различных “потоков” социальной информации. Одно несомненно, что взаимосвязь двух элементов сложной социальной системы — его объекта и субъекта — главный вопрос управления, создания и совершенствования его системы.
Объектом управления выступают общественные отношения, общественные процессы, социальные организации, социальные ресурсы и сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий в общественных процессах и социальных организациях, в реализации ресурсов. Субъекту управления необходимо осознать и адекватно выразить в научной форме все то, что происходит в объекте управления, на изменение которого и направлены его усилия.
Вторым компонентом объекта управления являются ресурсы. Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом — содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Эти запасы человеческой энергии огромны, некоторые ученые сравнивают их с энергией атомного ядра. Одной из самых актуальных сегодня является проблема “распаковки” этого огромного потенциала, раскрытия творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло.
Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.10
Таким образом, социальное управление можно рассматривать как управление всеми и любыми общественными процессами.
Таким образом, в процессе взаимодействия локальных социальных образований происходит отбор установок, которые организуют отношения и поведение компонентов системы следующего организационного уровня. Этот процесс происходит до его замыкания на высшем уровне общественной организации (как правило, государство).
2.1 Понятие муниципального управления как вида социального управления
Муниципальное
управление – это практическое,
организующее и регулирующее воздействие
местных органов власти на общественную
жизнедеятельность населения
«Муниципальное управление» как комплексная дисциплина, изучающая муниципальное управление и закономерности его функционирования, с одной стороны, выступает как самостоятельная, а с другой стороны, она тесно связана с другими науками и опирается на полученные ими результаты
Социология вносит вклад в теорию и практику муниципального управления через изучение функционирования общественных институтов, без которых невозможно эффективное управление на муниципальном уровне.
Содержанием муниципального управления являются все процессы управления социально-экономическими системами и объектами муниципального образования.
Субъект муниципального управления – это население муниципального образования и образованные им органы местного самоуправления.
Объект муниципального управления – это муниципальное образование со всеми его структурами, связями, отношениями, ресурсами.
Специфика муниципального управления определяется, прежде всего, особенностями муниципального образования как объекта управления, включающего все стороны жизни людей. К примеру, говоря об эффективности муниципального управления, невозможно ограничиться лишь экономической эффективностью, оставляя вне рассмотрения социальную, «нравственную» эффективность тех или иных управленческих решений. При этом жители муниципального образования одновременно являются как объектом, так и субъектом управления по отношению к системе органов муниципального управления, так как население управляет своими делами или непосредственно (через выборы, референдум), или опосредованно (осуществляя контроль за деятельностью органов муниципального управления).
Муниципальное управление, в основе которого лежит самоуправление, является неотъемлемой частью социального управления. Этот вывод вытекает из основных признаков социального управления: упорядочивающее воздействие; целеполагание; информационный обмен. Для более полного функционирования, социальная система должна учитывать интересы самоорганизующихся локальных объектов, в качестве которых и выступают муниципалитеты.
Муниципальное управление – это элемент обратной связи между общественностью и государством. Именно поэтому, основными вопросами муниципального управления является социальная сфера, что делает его основой (платформой) социального управления в демократическом обществе. Создавая структуру социального управления необходимо исходить из самой природы данного общественного института. Всегда естественным развитием процесса была первичность локальных общественных формирований, а только потом возникали государства. Это и есть главный принцип демократии. Только при таком подходе социальное управление будет в состоянии учитывать интересы человека, чьи права должны ставиться во главу.
Исследуя вопросы социального управления, необходимо разграничивать такие понятия как «муниципальное управление» и «местное самоуправление». Муниципальное управление представляет собой упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.
2.2 Цели,
задачи и методы
Как отмечалось ранее в работе, высшей целью социального управления является обеспечение условий жизнеутверждающего становления человека как вида. Исходя из этого, можно определить цель муниципального управления, как неотъемлемой части социального управления.
Главной целью
муниципального управления является обустройство
среды непосредственного
Все это составляет суть муниципального интереса, способствующего кристаллизации фундаментальных институтов гражданского общества и служащего отправной точкой в организации местного самоуправления. Объектом муниципального интереса являются вопросы местного значения, характер и особенности которых могут быть адекватно осознаны только людьми, непосредственно проживающими на данной территории. Удовлетворение муниципального интереса есть обязательное условие для удовлетворения общественного (государственного) интереса.
Таким образом, специфика муниципального управления проявляется в решаемых данным уровнем социального управления вопросах. Если государственное управление носит публичный характер, то муниципальное управление – социальный. Именно поэтому во многих демократических государствах вопросы социальной сферы возложены на муниципалитеты, государству же достаётся общеорганизующая роль. Кто как ни сами граждане, включённые в систему местного самоуправления, могут знать о фактическом социальной ситуации в том или ином муниципальном образовании.
Методы муниципального
управления основываются на объективных
экономических законах, закономерностях
социально-экономических
Методы муниципального
управления всегда используются комплексно,
взаимно дополняя друг друга. Их совокупность
образует целостную систему методов
муниципального управления. Существуют следующие группы методов:
экономические, административно-
Социально-психологические методы — это приемы и способы управленческих воздействий на коллективы, и отдельные личности, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии с целью повышения их трудовой и творческой активности.
Административно-
Экономические методы управления — это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов — создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Они призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя.
Методы муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно дополняя друг друга. Их совокупность образует целостную систему методов муниципального управления.
Отметим, что в практике управления все перечисленные выше методы управления находятся во взаимодействии. Нет плохих или хороших методов муниципального управления. Для каждой ситуации имеют место «свои» методы или свое особое сочетание методов управления.
3 МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙСФЕРЕ
Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления. Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.
Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности – соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого – человек, его права и свободы12.
Российская
Федерация после длительного
перерыва пытается вернуться к цивилизованной
системе социального управления
Местное самоуправление
необходимо рассматривать как
Становление местного самоуправления – задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях.
Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. В настоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.
Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии – как непосредственной, так и представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.
Информация о работе Муниципальное управление как вид социального управления