Набор персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Стратегия функционирования и развития любого предприятия (организации) не возможна без персонала. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет.
Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по набору, отбору, оценке и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Набор персонала………………………………………………………………4
Понятие набора персонала и факторы влияющие на выбор………………..4
Источники набора персонала и их виды…………………………………….5
Методы набора персонала…………………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………………..9
Список литературы………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

управление.docx

— 31.19 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Набор персонала………………………………………………………………4

    1. Понятие набора персонала и факторы влияющие на выбор………………..4
    2. Источники набора персонала и их виды…………………………………….5
    3. Методы набора персонала…………………………………………………….8

Заключение………………………………………………………………………..9

Список литературы………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Стратегия функционирования и развития любого предприятия (организации) не возможна без персонала. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет.

Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по набору, отбору, оценке и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.

Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении, а значит система менеджмента в процессе набора персонала на многих предприятиях сферы производства и сферы услуг, далека от совершенства и требует постоянного пересмотра и корректировок.

Для того, чтобы построить эффективную систему набора персонала, прежде всего, важно понять ее место в общей системе управления человеческими ресурсами организации. Эффективный набор начинается с точной характеристики работы, с анализа работы конкретной должности. Далее составляется должностная инструкция, на основании которой формулируются требования к кандидатам. Одним из важных этапов является рекламирование работы, привлечение кандидата. Собеседование все еще сохраняет свою популярность, как один из самых важных элементов процесса набора персонала. В ходе собеседования можно познакомиться с кандидатом поближе, узнать его личные качества, манеры поведения. На основании собранных сведений уже происходит принятие решения о выборе потенциального работника, но даже полное наличие элементов набора не дают точной информации о нанимаемом человеке.

Набор персонала

    1. Понятие набора персонала и факторы влияющие на выбор

 

Набор персонала – действия организации по привлечению на работу кандидатов, отвечающих необходимым требованиям вакантного рабочего места, а также формирование резерва кандидатов для отбора персонала.

Основное назначение набора заключается в создании определенного резерва кандидатов, из которого в дальнейшем организация смогла бы отобрать человека, максимально полно соответствующего требованиям должности или рабочего места.

Процесс набора зависит от факторов внешней и внутренней среды, они определяют: интенсивность, скорость, направления набора.

К факторам внешней среды относят такие показатели, как:

  • законодательные ограничения. Государством устанавливаются минимальные требования к работодателю, которых он должен придерживаться в ходе привлечения работников в организацию (запрет на дискриминацию по половому, расовому, национальному, религиозному признакам; установление квоты рабочих мест для людей с ограниченными способностями, молодежи);
  • ситуация на рынке рабочей силы. Количество привлеченных в организацию лиц зависит от: количества и состава рабочей силы необходимой квалификации;
  • месторасположение организации, от региона зависит количество желающих на нем работать, диапазон выбора рабочей силы.

К факторам внутренней среды относятся:

         кадровая политика организации – принципы, направления работы с персоналом, наличие стратегических кадровых программ;

образ организации, ее имидж, насколько она считается привлекательной как место работы.

Широко применяется такое понятие, как альтернатива найму, то есть выполнение работ без пополнения штатного состава организации:

  • лизинг персонала, то есть привлечение сотрудников специализированных компаний для выполнения требуемой организации работы на неопределенное количество времени;
  • сверхурочную работу;
  • совмещение профессий;
  • структурную реорганизацию или использование новых схем производства;
  • временный наем;
  • привлечение специальных фирм для осуществления некоторых видов деятельности.
  • кадры набор отбор персонал

 

        1. Источники набора персонала и их виды

 

Существует два вида источников набора персонала: внутренние – за счет сотрудников самой организации и внешние – за счет ресурсов внешней среды.

Внешние источники являются наиболее распространенными, так как ресурсы компании ограничены, и даже если на вакантную должность находится замещение внутри компании, то освобождается место работника, который занял первую вакансию.

Внешние источники можно условно подразделить на два класса: недорогие и дорогостоящие. К недорогим источникам относятся, например, государственные агентства занятости, контакты с высшими учебными заведениями. К дорогостоящим источникам относятся, например, кадровые агентства, публикации в средствах массовой информации (печатные издания, радио, телевидение).

Есть бесплатные – от самих соискателей или Интернет-порталы, посвященные публикации вакансий и резюме соискателей.

Существуют следующие виды внешних источников:

1. Через своих сотрудников. Привлечение  кандидатов на вакантную должность  по рекомендациям знакомых и  родственников, работающих в компании, а также бывших сотрудников  организации.

2. «Самостоятельные» кандидаты  – люди, занимающиеся поиском работы самостоятельно без обращения в агентства и службы занятости – они сами звонят в организацию, присылают свои резюме и т.д. Многие организации устраивают дни открытых дверей, а также принимают участие в ярмарках вакансий и выставках с целью привлечения «самостоятельных» кандидатов.

3. Реклама в СМИ. Наиболее распространенный  прием рекрутмента об имеющейся  в организации вакансии, соискатель  обращается непосредственно в  организацию: периодические издания (газеты и журналы общего профиля  и специализированные профессиональные) и Интернет (серверы резюме кандидатов  и вакансий), телевидение и радио. Преимущество этого способа – широкий охват аудитории.

4. Учебные заведения. Многие крупные  организации ориентированы на  набор выпускников вузов, не имеющих  опыта работы, но представляют  собой энергичную, имеющую необходимую  подготовку, дешевую рабочую силу. Особенности набора выпускников  связаны с тем, что при отсутствии  профессиональных компетенций, оцениваются  личностные компетенции, такие как, умение планировать, анализировать, личная мотивация и т.д.

5. Государственные службы занятости (биржи труда). Ведутся базы данных, содержащие информацию о соискателях (их биографические, квалификационные  характеристики и т.п.). Организации  осуществлять в них поиск при  незначительных издержках, но с  небольшим охватом кандидатов, не  все регистрируются в службах  занятости.

6. Кадровые агентства. Частные агентства по найму. Каждое агентство ведет свою базу данных и осуществляет поиск кандидатов по заказу клиентов-работодателей.

7.Услуги временного персонала. Агентства представляют компаниям  временных сотрудников на период  временной нетрудоспособности постоянного  сотрудника организации и отсутствии  возможности его замены другим  штатным сотрудником. На временной  основе на условии лизинга  персонала.

8. Подбор руководителей. Это направление рекрутмента ориентировано на поиск профессионалов высокого уровня, а также руководителей высшего звена.

Источниками информации служат: отчеты и брошюры, публикуемые организациями, отраслевые издания, статьи, репортажи и прочие публикации с рейтингами самых успешных руководителей и работников, конфиденциальная сеть поиска.

9. Массовый подбор персонала  осуществляется в условиях открытия  нового предприятия, когда ставится  цель в короткий срок обеспечить  его сотрудниками. После привлечения  определенного числа кандидатов  начинается процесс их оценки  и выбора того, кто наилучшим  образом соответствует имеющемуся  рабочему месту.

Большинство организаций предпочитают проводить набор в основном из внутренних источников. Продвижение по службе своих сотрудников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает социально-психологический климат в коллективе и усиливает привязанность работников к своей организации. Согласно теории ожиданий, в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. Основным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою.

 

1.3 Методы набора персонала

Методы набора персонала делятся на:

    • активные методы;
    • пассивные методы.

Активные методы – к ним обычно прибегают в случае, когда на рынке труда спрос на рабочую силу, особенно квалифицированную, превышает ее предложение. Прежде всего налаживание организацией контактов с теми, кто представляет для нее интерес в качестве потенциальных сотрудников. Ее обычно проводят непосредственно в учебных заведениях, и это является преимуществом, так как кандидаты «неиспорченные» и их не нужно «ломать». Вербуют сотрудников у конкурентов, через государственные центры занятости и через частные посреднические фирмы. Сравнительно дешевле обходится привлечение сотрудников с помощью личных связей работающего персонала. Путем проведения презентаций и участия в ярмарках вакансий, праздниках, фестивалях и формируя свой имидж.

Пассивные методы – к пассивным методам набора персонала прибегают, когда предложение рабочей силы на рынке труда превышает спрос. Одной из разновидностей пассивных методов привлечения персонала является размещение объявлений о вакантных должностях, об уровне, требованиях к кандидатам, условиях оплаты труда и сведений во внешних и внутренних средствах массовой информации.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Персонал деловой организации – это определенный по количеству и качеству состав трудовых ресурсов, необходимый для достижения организацией ее целей. Управлять персоналом значит планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль за формированием, распределением, перераспределением и использованием кадров организации. Основной целью управления персоналом является использование с наибольшей эффективностью его потенциала для достижения целей организации.

Набор персонала – важный этап в работе с кадрами, включающий расчет потребности, построение моделей рабочих мест, профессиональный отбор кадров и формирование резерва.

В настоящее время набор персонала в организациях и на предприятиях является одной из актуальных проблем. Набор персонала – это первоначальная задача любой организации. Это первый шаг к созданию предприятия.

Прием новых людей на работу является повторяющимся действием и весьма значительным по своим последствиям. Повторяемость этого действия связана с наблюдаемым в учреждениях явлением движения кадров, которое возникает, во-первых, в связи с отсутствием у работника адаптации к условиям труда, а во-вторых, в результате объективных причин (уход на пенсию, продвижение по служебной лестнице и т.д.). И именно по этой причине предприятию необходимо заполнять вакантные места за счет набора новых людей. Важно отметить, что этот набор должен быть произведен профессионально.

Набор персонала ведется из внутренних и внешних источников. В процессе набора организация удовлетворяет свою потребность в кадрах. Источники привлечения персонала различаются по степени эффективности, как показывает практика, самым эффективным источником привлечения персонала являются рекомендации друзей и родственников, а так же рекомендации кадровых агентств. Методы набора персонала могут быть активными и пассивными, в зависимости от кадровой ситуации в организации. Основной принцип отбора кадров: «Нужный человек, в нужное время, на нужном месте».

На сегодняшний день не существует одного оптимального метода набора персонала, поэтому организациям необходимо владеть всем набором приемов и методов для привлечения кандидатов и использовать их в зависимости от конкретной задачи.

Информация о работе Набор персонала