Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение технологий, принципов и методов профессионального набора и отбора персонала организации. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
изучить источники и методы набора персонала;
проанализировать особенности профессионального отбора персонала организации;
рассмотреть основные этапы построения системы отбора персонала;
определить достоверность и обоснованность методов отбора персонала
Объектом исследования курсовой работы являются технологии набора и отбора персонала, а предметом, непосредственно, персонал организации.
• Введение 2
o Глава 1. Набор персонала как создание резерва потенциальных кандидатов 4
o 1.1. Виды источников привлечения персонала 4
o 1.2. Методы набора персонала 7
o Пассивные методы 8
o Глава 2. Отбор персонала как основная технология управления персоналом 9
o 2.1. Принципы и критерии отбора персонала 9
o Критерии отбора 11
o Требования к критериям отбора 11
o Методы определения критериев отбора 13
o 2.2. Основные технологии отбора персонала 14
o Система оценки кандидатов 20
o 2.3. Достоверность и обоснованность методов отбора 21
o Заключение 24
o Глоссарий 27
o Список использованных источников 29
Содержание
Введение
Актуальность данной работы связана с тем, что в условиях рыночной экономики качество персонала стало главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских организаций. Тщательность отбора гарантирует качество людских ресурсов, которое во многом определяет возможность и эффективность дальнейшего использования. Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. При этом одной из центральных задач является отбор кадров. Отбор новых работников не только призван обеспечить режим нормального функционирования, но и закладывает фундамент будущего успеха организации.
Целью
курсовой работы является подробное
изучение технологий, принципов и
методов профессионального
изучить источники и методы набора персонала;
проанализировать особенности профессионального отбора персонала организации;
рассмотреть основные этапы построения системы отбора персонала;
определить достоверность и обоснованность методов отбора персонала
Объектом исследования курсовой работы являются технологии набора и отбора персонала, а предметом, непосредственно, персонал организации.
Для того, чтобы построить эффективную систему поиска и отбора персонала, прежде всего важно понять ее место в общей системе управления человеческими ресурсами организации. Отбор кадров не является изолированной функцией, представляющей самостоятельную ценность; он должен быть увязан со всеми другими функциями управления персоналом, чтобы не превратиться в функцию, которая осуществляется ради себя самой в ущерб другим формам работы с персоналом.
Эффективный отбор начинается с точной характеристики работы, т.е. с анализа работы конкретной должности. Далее составляется должностная инструкция, на основании которой формулируются требования к кандидатам. Одним из важных этапов является рекламирование работы, т.е. привлечение кандидата. Собеседование все еще сохраняет свою популярность как один из самых важных элементов процесса отбора персонала. В ходе собеседования можно познакомиться с кандидатом поближе, т.е. узнать его личные качества, манеры поведения. На основании собранных сведений уже происходит принятие решения о выборе потенциального работника, но даже полное наличие элементов отбора не дают точной информации о нанимаемом человеке.
В виду своей актуальности проблематика темы отбора персонала все чаще появляется в заголовках различных периодических и учебных изданий, а так же в ресурсах сети Интернет, несмотря на то, что эта тема исследована достаточно глубоко, появляются новые разработки и дополнения к методике отбора персонала.
Глава 1. Набор персонала как создание резерва потенциальных кандидатов
1.1. Виды источников привлечения персонала
Любая
организация практически всегда
испытывает потребность в персонале.
Необходимость привлечения
В процессе
набора и создания резерва работников
для занятия вакантных
Набор персонала - массовое привлечение персонала в какую-либо организацию, с целью создания необходимого резерва кандидатов на замещение вакантных мест.
Источники привлечения персонала делятся на внешние и внутренние, ниже в таб.1 приведены примеры внешних и внутренних источников привлечения персонала, а так же достоинства и недостатки использования этих источников.
Табл.1. Виды источников привлечения персонала
явление
о найме в средствах информации
фирмы.
Просмотр
картотеки личного состава Опрос родственников и знакомых. Запрос сотрудников. Альтернативы найму - изменение трудовых отношений путем: сверхурочной работы; совмещения должностей; временного наема кадров; переноса отпусков; многосменного режима работ. |
Объявления
в средствах массовой информации.
Вербовка. Компьютеризированные службы подбора работников (Internet-технологии). Биржа труда, рекрутерские фирмы, агентства. Использование ярмарок, выставок, фестивалей для информации о вакансиях. Наем студентов во время каникул. Профориентация учащихся колледжей, вузов, школ. Лизинг персонала. Лица, сами обратившиеся в организацию в поисках работы. |
|
Достоинства | ||
Внутренний источник | Внешний источник | |
Снижение
затрат на привлечение персонала.
Более полная информация о возможностях кандидата. Наглядное развитие карьеры. Меньший срок поиска претендентов. |
Большой выбор
кандидатов.
Возможность появления новых идей и приемов работы. Меньшая психологическая напряженность в коллективе. Удовлетворение количественной потребности в персонале. |
|
Недостатки | ||
Внутренний источник | Внешний источник | |
Угроза
возникновения психологической
напряженности в коллективе.
Меньший выбор кандидатов. Меньшая активность (недостатки организации менее заметны, привычны). «Семейственность» => застой идей. Может возникнуть количественная потребность в персонале на освобождающемся рабочем месте. |
Большие затраты
на привлечение персонала.
Большой срок поиска. Длительный период адаптации кандидата. Отсутствие полной информации о возможностях кадров. Возможность ухудшения рабочего климата - «обида» среди давно работающих. |
|
Источники
привлечения персонала
Рис 1. Эффективность источников привлечения персонала
Шаги, которые
следует предпринять для
1-й шаг
- Проанализировать уровень
2-й шаг
- Принять решение о том, какой
уровень оплаты может
3-й шаг
- Принять решение о том, какие
дополнительные льготы ваша
4-й шаг
- Выбор наиболее подходящего
канала распространения
5-й шаг
- Составление текста рекламного
объявления. В тексте рекламного
объявления должно быть
* наименование вакантной должности,
* требования к потенциальным кандидатам (критерии отбора),
* информация, призванная заинтересовать, привлечь потенциальных кандидатов (уровень зарплаты, льготы, условия труда, сведения об организации и др.) [16; 142].
1.2. Методы набора персонала
Методы набора персонала могут быть активными и пассивными.
Активные
методы - к ним обычно прибегают
в случае, когда на рынке труда
спрос на рабочую силу, особенно
квалифицированную, превышает ее предложение.
Прежде всего - это вербовка персонала,
т.е. иначе говоря, налаживание организацией
контактов с теми, кто представляет
для нее интерес в качестве
потенциальных сотрудников. Ее обычно
проводят непосредственно в учебных
заведениях, и это является преимуществом,
так как кандидаты «
Презентации позволяют привлечь случайных прохожих или живущих неподалеку лиц, и кто ищет дополнительные заработки.
Ярмарка вакансий в основном предназначена для людей, желающих поменять работу.
Праздники и фестивали привлекают квалифицированных специалистов, интересующихся именно данной организацией.
Выше
перечисленные методы привлечения
кадров в основном применимы к
работникам массовых специальностей,
имеющих средний и низкий уровень
квалификации. Для привлечения
Пассивные методы
К пассивным методам набора персонала прибегают, когда предложение рабочей силы на рынке труда превышает спрос. Одной из разновидностей пассивных методов привлечения персонала является размещение объявлений о вакантных должностях, о уровне, требованиях к кандидатам, условиях оплаты труда и сведений во внешних и внутренних средствах массовой информации. .
Телевидение позволяет обеспечить более широкую аудиторию, однако стоимость рекламы чрезвычайно высока, адресность незначительна.
Реклама по радио обходится многократно дешевле и аудитория также широка, но слушают его, как правило, только во время работы. За счет применения данного способа размещения рекламы в основном можно привлечь лиц, желающих поменять работу.
Объявления должны формировать имидж организации. Они не должны
содержать дискриминационных моментов, но должны быть броскими, интересными, краткими, хорошо написанными, законными, правдиво отражающими требования, предъявляемые к претендентам, условия работы и оплаты труда.
В объявлениях следует отражать следующие сведения: особенности организации; характеристику должности; требования к соискателю; систему оплаты; льготы и стимулы; особенности процесса отбора (необходимые документы, сроки их подачи); адрес и контактные телефоны.
Глава 2. Отбор персонала как основная технология управления персоналом
Отбор
персонала - это процесс изучения
психологических и