Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение технологий, принципов и методов профессионального набора и отбора персонала организации. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
изучить источники и методы набора персонала;
проанализировать особенности профессионального отбора персонала организации;
рассмотреть основные этапы построения системы отбора персонала;
определить достоверность и обоснованность методов отбора персонала
Объектом исследования курсовой работы являются технологии набора и отбора персонала, а предметом, непосредственно, персонал организации.
• Введение 2
o Глава 1. Набор персонала как создание резерва потенциальных кандидатов 4
o 1.1. Виды источников привлечения персонала 4
o 1.2. Методы набора персонала 7
o Пассивные методы 8
o Глава 2. Отбор персонала как основная технология управления персоналом 9
o 2.1. Принципы и критерии отбора персонала 9
o Критерии отбора 11
o Требования к критериям отбора 11
o Методы определения критериев отбора 13
o 2.2. Основные технологии отбора персонала 14
o Система оценки кандидатов 20
o 2.3. Достоверность и обоснованность методов отбора 21
o Заключение 24
o Глоссарий 27
o Список использованных источников 29
Структура и содержание интервью зависят как от типа интервью, так и от тех задач, которые предстоит решить в его ходе. Интервью может проходить в один или в несколько этапов.
В зависимости от целей и задач отбора могут использоваться следующие типы интервью:
структурированное (в основе которого лежит фиксированный набор вопросов);
неструктурированное (проводимое в свободной форме);
слабо формализованное (где используются не вопросы, а темы для обсуждения);
стресс-интервью (в условиях специально смоделированной стрессовой ситуации);
панельное (проводимое специально созданной комиссией);
групповое (интервью с группой кандидатов);
один на один.
Для получения
достоверных и максимально
В ходе интервью могут использоваться следующие типы вопросов:
* открытые
(это такие вопросы, которые
предполагают развернутые
* прямые или закрытые (предполагают ответы "Да" или "Нет", либо сообщение конкретных сведений);
* наводящие (это такие вопросы, которые как бы подсказывают, какой тип ответа ожидается);
* рефлексивные
(нужны для того, чтобы избежать
недопонимания или неверного
понимания, кроме того, они показывают
кандидату, что его
* косвенные.
Умение использовать различные типы вопросов, стремление избежать ошибок при выслушивании ответов на эти вопросы, верные установки интервьюера в процессе слушания собеседника и использование приемов активного слушания позволяют в ходе интервью получить максимально полную и достоверную информацию от кандидата [16; 169].
5. Проверки
рекомендаций и послужного
В тех случаях, когда заявитель получает отзыв лично для передачи по месту запроса, объективность оценки не может быть гарантирована, так как многие люди не хотят писать своё истинное мнение о человеке, который это может прочитать.
Поэтому
в последнее время чаще практикуются
специальные запросы, в которых
прежнего работодателя просят оценить
кандидата по определённому перечню
качеств. Ещё более распространены
телефонные звонки предыдущему начальнику
для обмена мнениями и выяснения,
каких либо интересующих вопросов.
При такой проверке анализируется
хронологический порядок мест работы,
обращается внимание на пробелы и
перемены рабочих мест. При этом
учитывается также частота
6. Медицинский осмотр
Некоторые организации требуют, чтобы наиболее подходящие им заявители заполняли медицинские вопросники или проходили медицинский осмотр. Причины для такого требования следующие:
необходимостью
знания физического состояния
необходимостью
предотвратить приём
необходимостью определить, может ли человек физически выполнять предлагаемую работу.
Одной
из форм медосмотра является генетический
отбор, предусматривающий
7. Решение о приеме кандидата на работу
Решение о приеме кандидата на работу является самым важным моментом, кульминацией процесса отбора. Оно должно быть максимально объективным, и следует принять все необходимые меры, чтобы исключить возможность ошибки. Принять верное решение помогает отработанная схема анализа результатов, полученных на всех этапах отбора, и четкие принципы, лежащие в основе принятия окончательного решения (Прилож.2).
Система оценки кандидатов
Принятию взвешенного и обоснованного решения относительно преимущества одних кандидатов перед другими помогает использование продуманной системы оценки.
Система оценки кандидатов на вакантные должности должна обладать следующими характеристиками:
* она
должна быть основана на
* она должна стимулировать тех, кто производит отбор к тому, чтобы они обосновывали свой выбор, ориентируясь на согласованную систему критериев;
* она
должна помогать работникам
* она
должна быть продолжением
Отбор кандидатов заканчивается принятием на работу человека, наиболее успешно прошедшего все ступени отбора или включением в резерв организации, в крайнем случае, отказом всем кандидатам, если подходящая кандидатура не будет найдена.
2.3. Достоверность и обоснованность методов отбора
Одним из способов уяснить, окажется ли претендент соответствующим всем требованиям, и выбрать наиболее подходящего из группы кандидатов является тестирование заявителей в условиях, максимально приближенным к рабочим. Чтобы эти методы отбора оказались результативными, они должны быть достаточно надёжными, достоверными. Если претендент получает оценку в 70 очков при тестировании по найму в понедельник, 40 очков в аналогичном тесте в четверг и 95 - в пятницу, то определить, какой из результатов наиболее точно отражает способности этого заявителя, невозможно: данный тест не может быть признан достоверным. Достоверность метода отбора характеризует его неподверженность систематическим ошибкам при измерениях, то есть его состоятельность при различных условиях.
Если служащий, проводящий беседу с заявителем, даёт разные оценки его способностей и возможностей в разные дни, эти оценки нельзя считать достоверными. На практике достоверность при вынесении суждений достигается сравнением результатов двух (или более) аналогичных тестов, проведённых в разные дни. Другой путь повышения достоверности - сравнение результатов нескольких альтернативных методов отбора (например, тест и беседа). Если результаты сходны или одинаковы, можно считать результат правильным.
Помимо достоверности оценок необходимо учитывать обоснованность принятых критериев отбора. Под обоснованностью здесь понимается то, с какой степенью точности данный результат, метод или критерий «предсказывает» будущую результативность тестируемого человека. Обоснованность методов относится к выводам, сделанным на основе той или иной процедуры, а не к самой процедуре. То есть метод отбора может сам по себе быть достоверным, но не соответствовать конкретной задаче: измерять не то, что требуется в данном случае.
Существуют разные типы обоснованности методов отбора, с которыми должен быть знаком менеджер: обоснованность, по сути, по соответствию характеру конкретной работы и по соответствию конкретным критериям. Обоснованность - это степень, в которой тест, беседа или оценка качества работы измеряет навыки, опыт и способность выполнять данную работу. Соответствие метода отбора каким-то конкретным требованиям или условиям определяет степень точности, с которой метод отбора выявляет конкретные способности претендента, соответствующие отдельным важным элементам стиля работы. Качество выполняемой при тестировании работы оценивается в соответствии с требованиями к настоящей последующей работе.
Рис.2 - Валидность методов отбора персонала
Заключение
В настоящее
время проблема отбора персонала
в организациях и на предприятиях
является одной из актуальных. Поэтому
эта тема все более часто