Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:06, реферат
Расширение горизонта планирования в области кадровой деятельности путем разработки системы социальных, демографических и экономических прогнозов, комплексной программы развития кадров, региональных и отраслевых целевых кадровых программ.
Рациональная организация процесса кадрового планирования, согласованность и увязка последовательно подготавливаемых плановых материалов, обеспечение единства планового процесса при разработке кадровой политики.
При этом, оценка эффективности кадровой политики состоит из двух компонентов: экономической эффективности, характеризующей достижение целей фирмы путем использования персонала на основании принципа экономичного расходования имеющихся ресурсов, и социальной эффективности, характеризующей степень ожидания потребностей и интересов наемных работников.
В качестве компонентов экономической эффективности кадровой политики некоторые экономисты предлагают рассматривать:
Эффективность кадровой политики необходимо оценивать по системе показателей, наиболее полно отражающих эту область менеджмента и отвечающих следующим требованиям:
Так Дж.М. Иванцевич
и А.А. Лобанов предложили методику
анализа функционирования служб
кадровой политики, где критерии оценки
сгруппированы следующим
1. Собственно экономическая эффективность:
2. Показатели степени соответствия.
3. Степень удовлетворенности работников:
4. Косвенные
показатели эффективности
Каждый из вышеперечисленных показателей и их комбинации выражают эффективность работы служб кадровой политики, для целей оценки их сопоставляют с заранее заданными значениями.
Э.Б. Фигурнов предлагает следующие показатели, характеризующие интенсификацию использования персонала:
С помощью предложенных показателей можно определить направление влияния каждого фактора на изменение степени производительности, но нельзя количественно выразить это влияние.
Безусловно, система показателей, необходимых для определения эффективности кадровой политики, нуждается в доработке. Решение этой задачи позволит объективно оценивать эффективность организационных и социальных мероприятий, уточнять ближайшие задачи и цели.
Оценка эффективности кадровой политики опирается на критерии, выраженные в объективных показателях развития производства, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Статистические показатели эффективности кадровой политики
Направление анализа |
Показатели | |
Показатели экономической эффективности |
Производительность труда |
- объем реализации на одного работника и его динамика; - объем прибыли до уплаты налогов на одного работника и его динамика |
Издержки на персонал |
- общие издержки на персонал за период -доля издержек фирмы
на персонал в объеме | |
Эффективность управленческих программ |
- затраты на отдельные - эффект воздействия
отдельных программ на | |
Показатели социальной эффективности |
Социально-психологический климат в коллективе |
- взаимоотношения с коллегами -взаимоотношения с руководством -взаимоотношения с общественностью, коллегами |
Уровень удовлетворенности персонала |
- соответствие организационных и личных целей - коэффициент текучести персонала и его динамика - уровень абсентизма - уровень конфликтности в коллективе - количество жалоб от работников |
В качестве результативного показателя, характеризующего социальную эффективность кадровой политики, выберем коэффициент текучести. Этот показатель отражает динамику персонала фирмы и также выступает в роли факторного, косвенно влияющего на производительность труда. Он представляет собой индикатор благополучия в области кадровой политики. Если организация имеет хорошие производственные показатели, но текучесть персонала высока, значит на фирме низкая стабильность персонала, а учитывая, что повышенная текучесть может дорого обходится предприятию, следует более тщательно подходить к анализу причин, по которым люди покидают организацию.
Коэффициент текучести, рассчитывается как отношение числа выбывших по собственному желанию, уволенных за прогулы и другие нарушения дисциплины работников за определенный период (в данном случае за год) к среднему числу занятых в течение года, в процентах;
Коэффициент абсентизма также является важным показателем социальной эффективности управления персоналом, но он коррелируется с показателем текучести, поскольку оба явления вызываются одними и теми же факторами. Высокий уровень абсентизма является признаком того, что в ближайшем будущем вероятна повышенная текучесть, поэтому дальнейшие статистические исследования, на наш взгляд, достаточно проводить с одним из них.
Оценку эффективности
При оценке организации
управленческого труда
При комплексной оценке экономической и социальной эффективности программ совершенствования системы и процессов управления персоналом возможны следующие подходы:
а) экономическая
эффективность рассматривается
как главный показатель, а социальная
эффективность – как
б) рассчитывается интегральный обобщающий показатель экономической и социальной эффективности, но ввиду частой качественной несопоставимости целей такого расчет носит условный характер;
в) вначале варианты
решений разрабатываются и
Совершенствование кадровой политики невозможно без решения проблем, для устранения которых необходимо провести ряд мер. В первую очередь нужно проводить открытую кадровую политику, способную решить такие проблемы, как старение кадрового состава государственной службы, «вымывания» среднего звена управления, снижения уровня квалификации кадров, отсутствия специалистов в отдельных областях при невозможности переподготовки действующих сотрудников и т.д. Закрытая, клановая культура государственной службы может быть изменена только за счет соприкосновения и взаимодействия с культурами бизнеса и институтов гражданского общества.
Важно привлечь на государственную
службу профессионалов новой формации
– квалифицированных
Инструмент реализации единой открытой кадровой политики - современные кадровые технологии, реализуемые квалифицированными сотрудниками кадровых служб по единым стандартам на основе общих принципов открытости и эффективности.
Реформирование госслужбы
В первую очередь необходимо провести анализ функций кадровых служб аналогично проведенному анализу функций органов исполнительной власти. В результате анализа функций кадровых служб будут выявлены: необходимые и выполняемые функции; избыточные функции; необходимые, но не выполняемые функции.
Необходимые и выполняемые функции требуют дополнительной стандартизации и унификации: нужно доработать единые стандарты делопроизводства, ввести электронный кадровый документооборот, усовершенствовать учет кадров и пр.
Избыточные функции – те, которые либо не должны выполняться вообще, либо не должны реализовываться кадровой службой – необходимо упразднить или передать на аутсорсинг, т.е. привлечь внешних исполнителей на конкурсной основе.
Необходимые, но фактически не выполняемые в настоящий момент функции можно разделить на две группы:
Результатом анализа функций должно стать типовое положение о кадровой службе. Оно должно включать перечень кадровых технологий, основные принципы их использования, а также структуру кадровой службы. Кроме того, должны быть созданы административные регламенты выполнения функций, связанных с управлением персоналом государственной службы. Положение должно быть подкреплено готовыми к использованию методическими разработками, а также разработанными программами обучения кадровиков требуемым кадровым технологиям.
Оптимальной представляется следующий способ повышения квалификации сотрудников кадровых служб. Кадровая технология – конкурс, формирование кадрового резерва, аттестация и т.д. в стандартизированном и формализованном виде – оформляется в виде методических материалов в рамках программы повышения квалификации. Программы обучения проектируются так, чтобы обеспечить максимально интенсивное, ориентированное на практику обучение в виде семинара-тренинга. В процессе семинара не только передаются необходимые знания, но и отрабатываются практические навыки использования кадровых технологий. В перспективе эти семинары могут стать модулями общей программы профессиональной переподготовки сотрудников кадровых служб.
Также можно применять технологию
функционально-кадрового аудита как
инструмент оценки и проектирования
кадрового состава органов
Внедрение инноваций в систему
государственной службы должно основываться
на привлекательности и
Сложившаяся к настоящему времени культура профессиональной деятельности чиновников обладает большой инерцией. Низкая эффективность труда, традиционно оправдываемая низкой заработной платой, вошла в привычку и сформировала стиль деятельности большой части государственных служащих. Имеющийся кадровый состав часто не в состоянии справиться с новыми задачами, возникающими перед государственными органами на этапе реформирования системы государственной власти. Традиционный для государственной службы способ решения возникающих задач – создание новых подразделений государственного органа под новую задачу – в большинстве случаев приводит лишь к очередному повышению затрат на содержание государственного органа без существенного роста эффективности.