Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:45, курсовая работа
Цель работы – предложить меры, направленные на развитие выбора потребителя и решения проблем, связанных с распределением доходов и расходов населения.
Задачи:
- рассмотреть сущность понятий потребительский выбор, потребительская корзина, потребитель, потребительские предпочтения, доход и расход потребителя;
- выявить факторы, влияющие на выбор потребителя;
- проанализировать распределение доходов населения России;
- провести сравнительный анализ расходов в России и за рубежом;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы потребительского выбора
1.1. Сущность понятий потребительский выбор, потребительская корзина, потребитель, потребительские предпочтения, доход и расход потребителя………………………………………………………………………..4
1.2.Факторы, влияющие на выбор потребителя..……………………………. ...5
Глава II. Анализ процесса выбора потребителя в России и за рубежом
2.1. Анализ выбора потребителя в России ……………………………………...9
2.2. Сравнительный анализ выбора потребителя в России и за рубежом …...11
Глава III. Направления развития выбора потребителя и методы по оптимизации заработной платы
3.1 Направления развития выбора потребителя ……………………………. ..15
3.2. Методы по оптимизации заработной платы.……………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………
Содержание
Стр
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы потребительского выбора
1.1. Сущность понятий
потребительский выбор,
1.2.Факторы, влияющие
на выбор потребителя..……………………
Глава II. Анализ процесса выбора потребителя в России и за рубежом
2.1. Анализ выбора потребителя в России ……………………………………...9
2.2. Сравнительный анализ выбора потребителя в России и за рубежом …...11
Глава III. Направления развития выбора потребителя и методы по оптимизации заработной платы
3.1 Направления развития выбора потребителя ……………………………. ..15
3.2. Методы по оптимизации заработной платы.……………………………...15
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современных условиях возникла необходимость более глубокого рассмотрения вопроса
о потребительском выборе.
Цель работы – предложить меры, направленные на развитие выбора потребителя и решения проблем, связанных с распределением доходов и расходов населения.
Задачи:
- рассмотреть сущность понятий потребительский выбор, потребительская корзина, потребитель, потребительские предпочтения, доход и расход потребителя;
- выявить факторы, влияющие на выбор потребителя;
- проанализировать распределение доходов населения России;
- провести сравнительный анализ расходов в России и за рубежом;
- определить направления совершенствования выбора потребителя, и решения проблем, связанных с распределением доходов и расходов населения;
- предложить меры, направленные на достижение по оптимизации заработной платы и повышению функционирования слабо защищённых слоёв населения;
Объект исследования: Россия.
Предмет исследования: теоретические и методические проблемы потребительского выбора во времени
Глава I. Теоретические основы потребительского выбора
1.1. Сущность
понятий потребительский выбор,
Проблема межвременного выбора потребителя представляет не только теоретический, но и практический интерес. Ведь потребителю важно сделать выбор таким образом, при котором полезность была бы максимальной, а затраты — минимальными.
Согласно [3] потребительский выбор – реальное действие потребителя, основанное на предпочтении одного набора благ (товаров, услуг и т. п.) другому набору благ.
В [1] определение понятия потребительский выбор схоже с предыдущим. Однако данное понятие представлено более точно. Потребительский выбор - решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого товара или услуги. С этим определением связано понятие потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Сюда же следует отнести такое определение как предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими. [6]
Непосредственно с экономической категорией потребительский выбор связано понятие потребительская корзина. Так, в источнике [7] потребительская корзина – это расчетный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Существует и другое определение данного понятия потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.[8] Также целесообразно дать определения понятий доход и расход. Согласно [1] доход – это денежная оценка результатов деятельности любого субъекта рыночной экономики (юридического и физического лица), а расход – уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества.
По мнению автора, потребительский выбор – решение потребителя о приобретении определенного набора товаров и услуг с учетом его предпочтений, потребительских вкусов и имеющихся в его распоряжении денежных средств (бюджетных ограничений - набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека). Потребительскую корзину автор рассматривает, как набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека.
Таким образом, наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.
Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Так же как и в масштабах экономики, ресурсы индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводит к необходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необходимости потребительского выбора.
1.2.Факторы, влияющие на выбор потребителя
Большинство потребителей в нашей стране, приобретая интересующие их товары, даже не догадываются что, кроме желания и потребности заставляет их делать покупки. Они и не подозревают, что существует множество факторов, влияющих на их спрос. Спрос – это понятие рыночной экономики, означающее, подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар. [8] Именно эти факторы в совокупности и определяют конечные представления потребителей о приобретаемых благах.
Для спроса цена товара или услуги почти всегда является решающим фактором, так как покупатели желают и способны приобретать больше по низким, а не по высоким ценам. В случаях, когда товар уценен или выставлен на распродаже, или покупатели и продавцы привычно торгуются, верным измерителем цены служит реально уплаченная сумма, но не запрашиваемая цена.
Ключевыми характеристиками товара являются его качество, технические характеристики, гарантия, условия приобретения в кредит, удобство, стиль и дизайн, послепродажное обслуживание и общая полезность. Вообще говоря спрос на товар выше, если товар обладает теми качествами, которые ищет потребитель. Спрос на одну модель или марку в значительной степени зависит от того, как потребитель оценивает её качества по сравнению с качествами конкурирующих моделей и марок.
Связь вкусов потребителей со спросом очевидна. Если уменьшается желание потребителей приобретать товар или услугу, то уменьшается и спрос. Усиление же желания потребителей увеличивает их готовность платить за товар более высокую цену или приобретать его в больших количествах. Появление новых и лучших товаров, изменение стиля жизни и жизненных ценностей, новая информация о влиянии товаров на здоровье и безопасность - все это определяет, выйдет ли товар из моды или нет.
Ясно, что доход потребителей влияет на его выбор. Ведь одного желания покупать недостаточно. Потребитель должен быть способен платить за желаемый им продукт. Чем выше доход потребителя и больше покупательная способность, тем выше будет спрос на товары вообще и некоторые товары в частности.
Так как между товарами существует взаимозависимость, цены на родственные товары являются важными переменными спроса. В случае товаров-заменителей, сравнение цены одного товара с ценой конкурирующего товара может оказать сильное влияние на потребительский выбор. Тот факт, что один сорт пива дешевле другого, наверняка повлияет на потребительский выбор некоторых покупателей.
На объем покупок оказывают влияние ожидания потребителей относительно будущих цен, величины своих доходов и доступности товаров. Если покупатели считают, что цена на желаемый товар в скором времени увеличится, то, чтобы избежать лишних расходов в будущем, они могут пожелать приобрести этот товар сегодня. Аналогичным образом можно рассуждать насчет ожидания будущих доходов. Некоторые потребители могут приобрести товар в кредит сегодня, чтобы расплатиться за него тогда, когда увеличится их доход. Ожидание спада или потери работы приведет к снижению спроса на товар или вообще отказу от его дальнейшего приобретения. Если потребители ожидают, что в скором будущем товар может исчезнуть или оказаться дефицитным, то это побудит их увеличить текущую величину спроса.
Из рассмотрения практически выпадают такие атрибуты потребительского поведения, как привычка, каприз, импульс, инерция и сопротивление переменам. Хотя чаще всего покупки совершаются именно по этим последним причинам, я имею ввиду товары, которые покупаются довольно часто и не занимают значительного места в бюджете покупателей, например сигареты или предметы гигиены. Здесь большую роль играет торговая марка товара и реклама.
Реклама и стимулирование сбыта могут повлиять на потребительский выбор, предоставляя потребителям истинную или вводящую в заблуждение информацию, воздействующую на их предпочтения. Реклама играет чуть ли не решающую роль в решениях о покупке того или иного блага.
Спрос на отдельные товары может также зависеть и от неэкономических факторов. Например спрос на сапоги и на лопаты зависит от погоды. Ясно, что чем выше уровень рождаемости, тем больше детей среди населения, тем выше спрос на товары и услуги, которые ориентированы на удовлетворение потребностей детей, таких как пеленки и детская одежда, игрушки, школьные принадлежности, услуги педиатров и т.д. С другой стороны, спрос на товары и услуги обеспечения домашнего досуга и отдыха может увеличиваться с ростом количества пожилых людей. Если большее число пожилых людей уходит на пенсию, возрастает спрос на товары и услуги, связанные с проведением досуга.
С возрастом происходят изменения в ассортименте и номенклатуре приобретаемых людьми товаров и услуг, так в первые годы человеку нужны продукты для детского питания. В годы взросления и зрелости он питается самыми разнообразными продуктами, в пожилом возрасте - специальными диетическими. С годами меняются и его вкусы в отношении одежды, мебели, отдыха и развлечений.
Можно сделать вывод, что поведение
покупателей, их выбор в мире товаров имеет
сугубо индивидуальный характер. Каждый
покупатель руководствуется своими вкусами,
отношением к моде, дизайну товаров и другими
субъективными предпочтениями. Ведь каждый
потребитель тратит средства в меру своих
предпочтений и при этом стремится достичь
максимального удовлетворения своих потребностей.
Логично и закономерно выглядит тот факт,
что потребительский выбор рассматривает,
прежде всего категорию ограниченных
ресурсов и возможностей денежного дохода,
которая влияет на платежеспособность
покупателя. В данном случае речь идет
о категории личного бюджета, основой
которого выступают денежные доходы и
расходы каждого потребителя.
Глава II. Анализ процесса выбора потребителя в России и за рубежом
2.1. Анализ выбора потребителя в России
Необходимым условием при анализе выбора потребителя в России является изучение его поведения. Поведение потребителя - область, изучающая процесс выбора товаров, услуг, идей или опыта их приобретения, распоряжения отдельными потребителями, группами и организациями для удовлетворения своих нужд и желаний [6].На поведение потребителя влияют различные факторы. (см. п. 1.2)
Один из наиболее важных факторов, —
доход россиян — мы можем на сегодняшний
день оценить. Благосостояние российских
граждан растет: после кризиса, начиная
с 1999 года, среднедушевой доход по России
вырос в среднем как минимум в два, и даже
более, раз, хотя он и составляет пока чуть
больше 3000 руб. На семью из 3 человек в среднем
приходится порядка 10000 руб. в месяц. Если
коснуться самооценки россиян, то во время
исследования в 1999 году на общероссийской
выборке (2100 человек) 83% респондентов говорили,
что их финансовое положение по сравнению
с прошлым годом ухудшилось. В 2007 году
только 28 % опрошенных на этот вопрос отвечали
утвердительно. Но тут надо иметь в виду
и психологические моменты — люди склонны
скорее воспринимать ухудшение своего
положения, нежели улучшение. Но все свидетельствует
о том, что ситуация улучшается — увеличение
доходов и финансового положения отражается
на уровне и качестве потребления товаров
и услуг. Средний россиянин тратит на продукты
питания 56% от своих доходов. Это очень
много и говорит о низком потребительском
уровне в стране. Траты на одежду и обувь
в России — 14% бюджета среднестатистической
семьи. В целом, россиянин тратит 56+14+6 =76%
своих доходов. В процессе развития потребительского
поведения прежде по отношению к рекламе
наши сограждане имели такое суждение:
если товар рекламируется, то его покупать
не стоит. Но все это быстро проходит. В
начале 80-х годов советский гражданин
знал всего 5 брендов, в начале 90-х годов
— уже 50, причем на первое место вышли
новые наименования: "Марс" и "Сникерс".
Сейчас фактически все бренды, известные
западному потребителю, известны и российскому,
и встал вопрос выбора. Если в первое время
выбор российским потребителем производился
просто: российское или нероссийское производство,
и иностранные товары раскупались быстрее;
затем по странам-производителям: всему
европейском раскупалось быстрее, чем
все турецкое и китайское. Теперь наши
сограждане уже ориентируются в деталях
брендов. Конечно, на основании рекламы
и личного опыта. Конечно, пока еще определяющую
роль при выборе фирменных товаров играет
соотношение цена — качество. Хотя мы
уже знаем, что фирменные товары лучше,
и мы это проверили, но чаще все равно предпочитаем
более низкую цену. Так, если с утверждением
"Фирменные товары лучше, чем товары
неизвестных марок" согласны 60 %, то
на спецпредложения любимых марок при
покупке товаров обращает внимание только
30% опрошенных. Анализ всей совокупности
данных говорит о том, что принадлежность
к марке имеет все большее и большее значение.
В 2001 году порядка 14 % опрошенных россиян
говорили, что пробуют каждый новый продукт,
появляющийся на рынке. В 2006 году таких
было уже меньше — 11-12%. То есть уровень
новаторства российского потребителя
в 2006 году немного упал, хотя полученные
цифры говорят о том, что покупатели все-таки
интересуются новинками. Обзоры показывают,
что молодые семьи чаще берут взаймы и
тратят большую часть своего дохода, чем
пожилые семьи. Бум жилищного строительства
в 70-е годы был, несомненно вызван тем,
что родившиеся во время «бэбибума», начали
создавать свои домашние хозяйства. Увеличение
количества обособленно живущих людей
также привело к увеличению спроса на
жилища.
Информация о работе Направления развития выбора потребителя и методы по оптимизации заработной платы