Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:45, курсовая работа
Цель работы – предложить меры, направленные на развитие выбора потребителя и решения проблем, связанных с распределением доходов и расходов населения.
Задачи:
- рассмотреть сущность понятий потребительский выбор, потребительская корзина, потребитель, потребительские предпочтения, доход и расход потребителя;
- выявить факторы, влияющие на выбор потребителя;
- проанализировать распределение доходов населения России;
- провести сравнительный анализ расходов в России и за рубежом;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы потребительского выбора
1.1. Сущность понятий потребительский выбор, потребительская корзина, потребитель, потребительские предпочтения, доход и расход потребителя………………………………………………………………………..4
1.2.Факторы, влияющие на выбор потребителя..……………………………. ...5
Глава II. Анализ процесса выбора потребителя в России и за рубежом
2.1. Анализ выбора потребителя в России ……………………………………...9
2.2. Сравнительный анализ выбора потребителя в России и за рубежом …...11
Глава III. Направления развития выбора потребителя и методы по оптимизации заработной платы
3.1 Направления развития выбора потребителя ……………………………. ..15
3.2. Методы по оптимизации заработной платы.……………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………
Молодые семьи имеют склонность большую часть своего дохода тратить на приобретение товаров длительного пользования, включая автомобили, мебель, предметы домашнего обихода. При увеличении доли дохода, зарабатываемой этой молодой частью населения, намечается тенденция к увеличению спроса на эти товары .Основная же масса населения России может позволить себе лишь самые необходимые товары и продукты питания.
Таким образом, для того, чтобы проанализировать выбор потребителя в России является рассмотрение поведения потребителей и факторов, влияющих на их выбор. Такой ключевой фактор как доход потребителя значительно влияет на его выбор. Чем больше доход, тем больше товаров может выбрать потребитель.
2.2. Сравнительный анализ выбора потребителя в России и за рубежом
Рассматривая поведение потребителя в России, можно провести сравнение с Европой. При этом мы наблюдаем как схожие, так и различные моменты.
В источнике [2] сказано, что в России самая большая статья расходов — питание. Средняя семья тратит на еду 26,3% бюджета. В Европе доля примерно вдвое меньше. Впрочем, это свидетельствует не о сытой российской жизни, а как раз об обратном: чем больше затраты на товары первой необходимости, тем ниже уровень жизни. Всего россияне «проедают» 3140 млрд. руб. в год, или по 730 долл. на каждого. Средний китаец, к примеру, только в барах и ресторанах оставляет 54 долл. в год, а американец — почти 1000 долл.
Средний россиянин тратит
на продукты питания 56% от своих доходов,
в то время, как австрийцы на продукты
питания тратят всего 13% от дохода, но
это не значит, что они меньше
или хуже едят, просто существует определенный минимум, который человек должен
тратить на еду. Если человек, зарабатывающий
100 долларов, должен тратить на еду минимум
порядка 55 долларов (по России в среднем
56%), то расходы на еду человека, получающего
100004, даже если он тратит на продукты 1000;
в месяц, все равно составляют 10% от его
дохода. Траты на одежду и обувь в России
также больше, чем в Европе – 14%, в Австрии
это в среднем 76% бюджета среднестатистической
семьи. В целом, россиянин тратит 56+14+6=76%
своих доходов, в то время как австриец
– 27%. В масштабах России уровень потребления
не слишком велик, но его рост за последние
5 лет очень велик, поэтому автор считает,
что наша страна пережила небольшой потребительский
бум за прошедшее время. Поведение
потребителей на Западе несколько отличается
от российского. Так, в Америке расхождения
между брендами «Пепси-кола» и «Кока-кола»
очень велик – для американцев это разные
вещи, в России же этот один и тот же продукт,
т.е. россияне инее видят существенной
разницы в этих напитках. Также покупательские
привычки зависят от места жительства.
В разных частях Америки люди предпочитают
разные лекарства, отпускаемые без
рецептов. Если принять уровень потребления
снотворных таблеток за 100, оказывается,
что в Вашингтоне этот показатель равен
122, а в Кливленде – 643. Еще одна сфера региональных
различий – частные инвестиции. Жители
Лос-Анджелеса предпочитают вкладывать
деньги в налоговые сертификаты Казначейства,
жители Вашингтона склонны вкладывать
свои деньги в золото, драгоценные металлы
и камни.
На ребенка семья тратит в среднем 43% расходов (включая питание, образование, одежду и т. д.). Причем пятая часть всех «детских трат» идет на игрушки. Это 70,7 млрд. руб. в год, или по 31 с лишним тысяч на ребенка.
Также россияне больше жителей других стран тратят денег на алкоголь, табак и наркотики. На это в России уходит 6% доходов населения против 2% во Франции и США[2].
А на алкоголь, россияне спускают 688 млрд. руб., примерно по 4800 руб. на человека. Каждый взрослый курильщик тратит 2730 руб. в год, подросток — 2370 руб.
Впрочем, на то, чтобы поправить здоровье, мы тратим столько же, сколько во вред ему, — 879 млрд. руб., по 6 тыс. руб. в год на каждого (включая медицину, лекарства, туризм).
На средства гигиены россияне отдают 249,6 млрд. руб. в год, или по 1730 руб. на человека.
Несомненно, США тратят на здравоохранение гораздо больше всех других стран — как в пересчете на долю ВВП, так и на душу населения. Как видно из диаграммы 2.1, в США расходы на эти цели составляют сегодня почти 16% ВВП — это на 6,1% больше, чем средний показатель по другим индустриально развитым странам. Совокупные затраты на здравоохранение растут в нашей стране быстрее, чем объем ВВП.
Диаграмма 2.1
Совокупные расходы на здравоохранение Расходы же американцев на здравоохранение поглощают до 18 процентов их бюджета – данное считается самым высоким показателем между стран, включенных в анализ[2]. Для сравнения – россияне, бразильцы и китайцы расходуют всего около 8 процентов.
На лекарства россиянин тратит 20 долл. в год. Для сравнения: житель Франции — 156 долл. в год, США — 178, Японии — 245. Так что лечиться в России еще относительно недорого.
По данным [2], отдых и культурные мероприятия более всех расходуют австралийцы, японцы и финны – до 10 процентов бюджета. От них не отстают американцы и французы – 9 процентов.
Таким образом, можно сказать, что Россия в области потребления мало чем отличается от западного потребительского рынка. Основная разница в потреблении заключается, в основном, в его объемах. Труднее поддается изменению сервис, но в этом направлении Россия сделала в последнее время гигантский скачок и продолжает развиваться. Уровень жизни в России находится не в самом лучшем состоянии, так как в России очень малая часть среднего класса по сравнению с США. Также в России самый большой слой – это слой бедности .И дело даже не в том, что бедность сужает потребительский рынок страны до минимума. Вдвойне несправедливо и опасно то, что у нас миллионы бедных - работающие люди. Это вызывает огромный социальный протест и угрожает политической стабильности государства.
Глава III. Направления развития выбора потребителя и методы по оптимизации заработной платы
3.1. Направления развития выбора потребителя
В современных условиях развития экономики России автор предлагает следующий ряд мер, направленных на развитие выбора потребителя:
1)меры по оптимизации заработной платы;
2) социальное регулирование;
3) направления по оптимизации расходов;
4) повышение эффективности пенсионного обеспечения;
5) повышение эффективности функционирования слабо защищённых слоёв населения;
3.2. Методы по оптимизации заработной платы
Как выяснилось, наиболее сильным фактором, который предопределяет, что именно и в каком количестве население или отдельный человек может себе позволить покупать, является доход . Именно поэтому государство должно принять ряд мер, таких например, как уравнивание основного дохода граждан - заработной платы. С точки зрения автора для развития выбора потребителя, в стране должны существовать меры по оптимизации заработной платы.
Следует отметить, что в последние годы минимальная заработная плата, установленная законом, всё менее соответствует бюджету прожиточного минимума. [4]
Если более равномерное
распределение доходов будет
целью государственной
Таким образом, для современного общества оптимизация заработной платы необходима, поэтому государство должно принять участие в разработке и воплощении программы по достижению заданной цели.
Заключение
Можно сделать вывод, что поведение покупателей,
их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный
характер. Каждый покупатель руководствуется
своими вкусами, отношением к моде, дизайну
товаров и другими субъективными предпочтениями.
Логично и закономерно выглядит тот факт,
что потребительский выбор рассматривает,
прежде всего категорию ограниченных
ресурсов и возможностей денежного дохода,
которая влияет на платежеспособность
покупателя. В данном случае речь идет
о категории личного бюджета, основой
которого выступают денежные доходы и
расходы каждого потребителя.
Свобода
потребительского выбора очень важна.
Её ограничение может лишить возможности
покупателя приобрести конкретный товар
на рынке и повлиять на его производство,
что может привести к кризису. Необходимым
условием при анализе потребительского
выбора, является изучение поведения потребителя,
что потребитель тратит свои деньги, а
также факторов, влияющих на поведение
потребителей. Россия в области потребления
мало чем отличается от западного потребительского
рынка. Основная разница в потреблении
заключается, в основном, в его объемах.
Труднее поддается изменению сервис, но
в этом направлении Россия сделала в последнее
время гигантский скачок и продолжает
развиваться. Уровень жизни в России
находится не в самом лучшем состоянии,
так как в России очень малая часть среднего
класса по сравнению с США. Также в России
самый большой слой – это слой бедности,а
это практически все работающие люди.
Дело в том, что бедность сужает потребительский
рынок страны до минимума. Это вызывает
огромный социальный протест и угрожает
политической стабильности государства.
Ясно, что доход потребителей влияет на
его выбор. Ведь одного желания покупать
недостаточно. Потребитель должен быть
способен платить за желаемый им продукт.
Чем выше доход потребителя и больше покупательная
способность, тем выше будет спрос на товары
вообще и некоторые товары в частности.
Поэтому необходимым условием развития потребительского выбора является меры по оптимизации заработной платы, которые необходимы для современного общества, поэтому государство должно принять участие в разработке и воплощении программы по достижению заданной цели.
Список литературы
Информация о работе Направления развития выбора потребителя и методы по оптимизации заработной платы