Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 21:30, курсовая работа
Действующее российское законодательство закрепляет меры юридической ответственности за нарушение избирательных прав участников выборов. Однако данные статистики свидетельствуют об увеличении из года в год количества фактов нарушения избирательного законодательства. При этом эффективность правоприменения норм материального права оставляет желать лучшего. Одним из факторов, продуцирующих рост негативных явлений в сфере избирательного процесса, является отсутствие в науке и практике комплексного подхода при проведении научного анализа и в реализации норм прежде всего избирательного, административного и уголовного законодательства, предусматривающих основания и меры юридической ответственности за нарушение прав участников выборов.
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Особенности нарушения избирательного законодательства………………..4
1.1 Содержание терминов "избирательное правонарушение" и "правонарушение в сфере избирательного процесса"………………………….4
1.2 Недействительность выборов как следствие преступлений против избирательного права……………………………………………………………..6
2 Проблемы нарушений избирательного законодательства в РФ. Виды ответственности за нарушение избирательного законодательства…………..15
2.1 Критерии криминализации посягательств на избирательные права граждан…………………………………………………………………………..15
2.2 Конституционно-правовая и иные виды ответственности за нарушение избирательного законодательства………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников информации……………………….36 - 38
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Особенности нарушения избирательного законодательства………………..4
1.1 Содержание терминов "избирательное правонарушение" и "правонарушение в сфере избирательного процесса"………………………….4
1.2 Недействительность выборов как следствие
преступлений против избирательного права……………………………………………………………..
2 Проблемы нарушений избирательного законодательства в РФ. Виды ответственности за нарушение избирательного законодательства…………..15
2.1 Критерии криминализации посягательств
на избирательные права граждан……………………………………………………………
2.2 Конституционно-правовая и иные виды
ответственности за нарушение избирательного
законодательства……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников информации……………………….36 - 38
Введение
Тема данной работы: «Нарушение избирательного законодательства». Актуальность. Действующее российское законодательство закрепляет меры юридической ответственности за нарушение избирательных прав участников выборов. Однако данные статистики свидетельствуют об увеличении из года в год количества фактов нарушения избирательного законодательства. При этом эффективность правоприменения норм материального права оставляет желать лучшего. Одним из факторов, продуцирующих рост негативных явлений в сфере избирательного процесса, является отсутствие в науке и практике комплексного подхода при проведении научного анализа и в реализации норм прежде всего избирательного, административного и уголовного законодательства, предусматривающих основания и меры юридической ответственности за нарушение прав участников выборов.
Прошедшие в стране федеральные выборы 2011 - 2012 гг. как никогда остро поставили вопрос о признании итогов голосования и результатов выборов недействительными. Это возможно лишь в исключительных случаях за самые серьезные нарушения избирательного законодательства, перечень которых нормативно не установлен (что вызывает множество субъективных оценок в правоприменении).
Обобщение судебной практики по теме данной работы осуществляли многие исследователи. Интересна неоднократно издававшаяся работа Л.В. Лазарева "Правовые позиции Конституционного Суда России". Практике судов общей юрисдикции посвящены, в частности, работы А.Г. Сидякина, Е.И. Колюшина, И.Ф. Галушко, М.И. Минаевой, Д.Н. Вдовина, А.В. Семина и др. Теоретической основой исследования в данной работе послужили труды представителей различных отраслей отечественной юридической науки: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, Н.А. Богдановой, А.А. Вешнякова, В.А. Виноградова, А.В. Иванченко, В.В Игнатенко, Н.М. Колосовой, С.Д. Князева, Е.И. Колюшина, О.Е. Кутафина, В.О. Лучина, Н.И. Матузова, А.В. Малько, Б.А. Страшуна, А.П. Сунцова, Ю.А. Тихомирова и многих других.
Объектом исследования выступа
1 Особенности нарушения избирательного законодательства.
1.1 Содержание терминов "избирательное правонарушение" и "правонарушение в сфере избирательного процесса".
Данные статистики свидетельствуют об увеличении из года в год количества фактов нарушения избирательного законодательства. При этом эффективность правоприменения норм материального права оставляет желать лучшего. Одним из факторов, продуцирующих рост негативных явлений в сфере избирательного процесса, является отсутствие в науке и практике комплексного подхода при проведении научного анализа и в реализации норм прежде всего избирательного, административного и уголовного законодательства, предусматривающих основания и меры юридической ответственности за нарушение прав участников выборов. Определимся с содержанием терминов "избирательное правонарушение" и "правонарушение в сфере избирательного процесса".
Д.В. Орлов среди существенных признаков юридической ответственности за избирательные правонарушения выделяет следующие: политико-правовое состояние лица; в основе юридической ответственности лежит совершение избирательного правонарушения (конституционного или административного правонарушения, преступления) [18, 14]. Как видим, автор указанный термин "избирательные правонарушения" использует в широком смысле слова, трактуя его как противоправное виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред избирательным правоотношениям и запрещенное законом под угрозой наказания.
Термин "избирательные правонарушения" указанный автор использует в широком смысле слова, трактуя его как противоправное виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред избирательным правоотношениям и запрещенное законом под угрозой наказания.
С нашей точки зрения, дефиниция "избирательные правонарушения" имеет более узкое значение, которое, в частности, применяется в эталонной концепции избирательной системы субъекта РФ А.П. Сунцова [19, 23]. Правонарушения в избирательной системе субъекта РФ вообще и избирательные правонарушения в частности не следует, по мнению ученого, смешивать с нарушениями закона, существенными нарушениями избирательного закона, нарушениями избирательного закона без признаков существенности, объективно (внешне) противоправными деяниями, отклонениями и отступлениями от норм закона. Существенное нарушение избирательного закона согласно упомянутой концепции - это выразившееся в нарушении норм (нормы) избирательного права, прямо закрепленное (не просто запрещенное) в законе деяние, влекущее меры восстановления правопорядка, а при наличии субъективных признаков состава правонарушения - меры уголовной, административной, конституционной и другой ретроспективной юридической ответственности. Следовательно, оно охватывает понятия "правонарушение" и "объективно-противоправные деяния". Так, при случайном превышении предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (либо, например, числа кандидатов, исключенных из списка), отмена регистрации - это мера восстановления порядка, а само превышение - объективно-противоправное деяние. При наличии умысла указанные действия правонарушителя могут быть квалифицированы как фальсификация избирательных документов, и к нему могут быть применены меры уголовной ответственности и ответственности, предусмотренной законодательством (скажем, штраф и отмена регистрации).
Объективно-противоправные деяния в избирательной системе субъекта РФ - это существенное нарушение избирательного закона, не обладающее признаками виновности и наказуемости. Следует согласиться с тем фактом, что не всякое нарушение избирательного закона, объективно имеющее место, является наказуемым мерами уголовно-правовой, административно-правовой ответственности. Более того, ряд избирательных прав и процедур остается необеспеченным даже мерами конституционно-правовой (избирательно-правовой) ответственности. Именно такое нарушение избирательного закона, которое не обеспечено никакими мерами воздействия, можно, с нашей точки зрения, отнести к несущественным нарушениям закона (не ввиду степени их общественной опасности, а ввиду отсутствия позиции законодателя по закреплению конкретных мер ответственности).
С учетом сказанного можно дать следующее определение избирательного правонарушения - это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) субъекта избирательного процесса (физического или юридического лица), за совершение которого следуют меры восстановления нарушенных прав и меры ответственности, установленные нормами избирательного законодательства.
Правонарушение в избирательной сфере (или правонарушение в сфере избирательного процесса) - это детерминированное условиями избирательного процесса виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного субъекта избирательной кампании, за которое нормами как избирательного, так и уголовного, административного, гражданского или конституционного (уставного) закона установлена ответственность.
1.2 Недействительность выборов как следствие преступлений против избирательного права.
Прошедшие в стране федеральные выборы 2011 - 2012 гг. как никогда остро поставили вопрос о признании итогов голосования и результатов выборов недействительными. Это возможно лишь в исключительных случаях за самые серьезные нарушения избирательного законодательства, перечень которых нормативно не установлен (что вызывает множество субъективных оценок в правоприменении).
В течение XX - XXI вв. народовластие традиционно провозглашается в России основным началом деятельности любых политических сил. Федеральные выборы 2011 - 2012 гг. как никогда остро поставили вопрос о государственно-правовых последствиях нарушений данного начала. По данным ЦИК России, итоги голосования на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ на 21 избирательном участке признаны недействительными. На выборах Президента РФ известно о двух таких участках. При этом все предпринимавшиеся попытки признания результатов федеральных выборов недействительными отклонялись Верховным Судом РФ. Это позволяет констатировать, что самый грозный публичный институт избирательного законодательства, используемый при умалении прав участников избирательного процесса, - признание итогов голосования либо результатов выборов недействительными, - подтвердил свою неизменную актуальность и сегодня. Применение соответствующей конституционно-правовой санкции на практике всегда вызывает множество вопросов. Каковы должны быть причины, имеющие следствием недействительность выборов? Каким научным законам они должны подчиняться, чтобы гарантировать избирательные права граждан и не выступить произвольным политическим оружием в борьбе за власть? Поиск ответов на эти вопросы, предполагающий познание правовой природы института недействительности выборов, неизменно приводит нас к исследованию его нормативной основы и правоприменительной практики в исторической ретроспективе [11, 408].
В пункте 9 ст. 70 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) приводится три случая, когда избирательная комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительными: 1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; 2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе; 3) по решению суда. Причем в первых двух случаях следует принимать во внимание п. 1 ст. 77 названного Закона, согласно которому признание итогов голосования, результатов выборов недействительными является следствием отмены вышестоящей комиссией решения нижестоящей комиссии об итогах голосования (результатах выборов). В последнем случае суд отменяет такое решение комиссии, поручая соответствующей комиссии признать итоги голосования (результаты выборов) недействительными (хотя может это сделать и сам в соответствии с п. 1.2 ст. 77 Закона N 67-ФЗ).
Современная формула недействительности итогов голосования и результатов выборов в России (далее - недействительность выборов) позволяет сделать два вывода: 1) оценка составляющих ее основу нарушений в качестве "не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявлений избирателей" носит субъективный характер и относится к сфере правоприменения; 2) соответствующие нарушения преимущественно должны иметь место в день голосования либо при установлении его итогов (только суд может принять за основу недействительности выборов нарушения и на других процессуальных стадиях).
Таким образом, основанием к отмене решения о результатах выборов являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь те, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей. В новейшей доктрине подчеркивается, что в названном случае необходимо принимать во внимание степень серьезности нарушения, разницу голосов между избранным кандидатом и иными кандидатами, массовость и доказанность противоправных действий. Закон N 67-ФЗ не внес принципиальных изменений в общую нормативную конструкцию недействительности выборов, за исключением того, что связывает недействительность выборов не с общим числом избирательных участков, а с количеством избирателей. Кроме того, в 2005 г. были конкретизированы основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов: вместо общего основания "нарушение правил финансирования избирательной кампании" называлось расходование кандидатом, признанным избранным, избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средств в размере, составляющем более чем 10% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; подкуп избирателей признавался рассматриваемым основанием, если производился победителями; вместо общей нормы о нарушении правил проведения предвыборной агитации была введена норма о том, что на действительность выборов влияет выход при проведении агитации кандидатом, признанным избранным, избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, за рамки ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 Закона N 67-ФЗ для экстремистской деятельности; использование преимуществ должностного положения как условие недействительности выборов обращено только к кандидатам, признанным избранными, руководителям избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов. Естественно, для большинства этих и других нарушений сохранилась оговорка о том, что они должны не позволять выявить действительную волю избирателей.
Информация о работе Нарушение избирательного законодательства