Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:14, реферат
Согласно Краткому Оксфордскому словарю, план – это подробное предложение сделать что-либо или добиться чего-либо [16, c 11].
«Управлять компанией очень непросто», - отмечает Пол Барроу, но, как справедливо утверждает он далее, улучшив планирование, вы повысите свои шансы на успех. Все компании должны составлять планы и использовать их, чтобы сначала устанавливать себе цели, а затем следить за их достижением и, возможно корректировать [16, c 12].
Введение……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы организации системы планирования на предприятии……………………………………………………………………… 6
2 Организация системы планирования деятельности на предприятии..13
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………….………………24
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы организации
системы планирования на предприятии…………………………………………………
2 Организация системы планирования деятельности на предприятии..13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………….………………24
Введение
Согласно Краткому Оксфордскому словарю, план – это подробное предложение сделать что-либо или добиться чего-либо [16, c 11].
«Управлять компанией очень непросто», - отмечает Пол Барроу, но, как справедливо утверждает он далее, улучшив планирование, вы повысите свои шансы на успех. Все компании должны составлять планы и использовать их, чтобы сначала устанавливать себе цели, а затем следить за их достижением и, возможно корректировать [16, c 12].
Анализ опыта экономических
реформ показал, что эффективность
работы предприятия во многом зависит
от состояния внутрифирменного планирования.
Сложившаяся на предприятиях методология
и методика планирования не в полной
мере соответствует хозяйственному
рыночному механизму. Основные недостатки
действующей в наше время системы
планирования сводятся к следующему
[12, c 134]. Предприятия необоснованно
отказались от перспективного планирования,
мотивируя это
Создать организационный
и экономический механизм управления
предприятием в условиях рыночной экономики
без разработки четкой системы внутрифирменного
планирования, устраняющей указанные
недостатки, нельзя. Однако построение
такой системы – достаточно сложный
процесс, требующий ресурсов, соответствующих
навыков и умения от работников предприятия,
прежде всего менеджеров, которым
приходится решать ряд сложных методологических
и организационно-технических
В работе рассмотрены теоретические основы организации планирования на предприятии, будут приведены примеры практического применения планирования в зарубежных компаниях, а также рассмотрены вопросы, связанные с планированием в условиях риска несостоятельности.
Можно привести основной аргумент в пользу планирования: оно заставляет собственника сначала думать, а потом действовать. В любой организации, крупной или мелкой, отдельные решения принимаются с налета [14, c 13]. Если у организации нет четких, понятных, изложенных в письменном виде целей, то эта организация будет в лучшем случае бесцельно плыть по течению. Во второй части рассмотрен пример деятельности кризисной организации, собственники и менеджмент которой относят процесс планирования к второстепенной задаче. Поэтому целью данной работы является не только изучение процесса и методов планирования на предприятии, но и доказательство того, что неорганизованность в системе планов на предприятии может существенно сказаться на результатах деятельности организации.
Актуальность проблемы исследования
связана с существующими
1 Теоретические основы
организации системы планирования на
предприятии.
Виды и типы планов на предприятии.
Планирование является одним из тех методов управления экономикой, которые весьма активно и успешно разрабатывались учеными в советское время. В этой области был накоплен немалый положительный опыт, однако в начале 90-х годов процесс реформирования отечественной экономики сопровождался довольно негативным отношением к идее планирования. Позднее к этой идее стали возвращаться как к вполне здравой, не отрицаемой ни в какой самой «наирыночной» стране. Роль и значимость планирования вообще и финансового в частности можно легко обосновать с различных позиций, поэтому банальные дискуссии о том, нужен план или нет, в настоящее время вряд ли уместны. Более того, в условиях динамично развивающейся экономики, постоянно нарастающей конкурентной борьбы роль этой функции, по крайней мере, не уменьшается. Именно последнее обстоятельство отчасти имел ввиду известный специалист в области управления Р. Акофф, утверждая, что «лучше планировать для себя – неважно, насколько плохо, чем быть планируемым другими – неважно, насколько хорошо» [2, c 64].
Нарождающиеся рыночные отношения привели не только к внедрению новых для нашей страны экономических категорий, но и появлению новых подходов к планированию. Прежде всего, необходимо отметить, что необходимость составления планов определяется многими причинами. Исследователи выделяют три из них, являющиеся основными:
- неопределенность будущего,
- координирующая роль плана,
- оптимизация экономических последствий [12, c135].
Действительно, если бы будущее
компании было бы предопределено, то не
было бы никакой необходимости
Смысл координирующей роли
плана состоит в том, что наличие
хорошо структурированных, детализированных
и взаимоувязанных целевых
Последняя причина составления
планов заключается в том, что
любое рассогласование
Значение планирования трудно
переоценить, поскольку именно план
представляет собой ориентир, к которому
стремится предприятие, и одновременно
критерий оценки успешности его деятельности.
Предприятие, как экономический
субъект, может ставить перед
собой различные цели, причем цели
в краткосрочной и в
Планирование – является видом управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Органическая часть процесса управления задает направление и параметры будущего развития организации. Планирование как процесс включает:
- установление целей и задач;
- разработку стратегий, программ и планов достижения целей;
- определение необходимости ресурсов и их распределение по целям и задачам;
- доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за его реализацию [6, c283].
Планы - основа организационной деятельности; без них невозможно обеспечить согласованность в работе всех составных частей организации, взаимосвязи с рыночной инфраструктурой; контролировать процессы; определять потребность в ресурсах; стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. Другая очень важная роль планирования заключается в том, что оно представляет собой непрерывный процесс разработки и использования новых путей и способов совершенствования работы за счет выявленных возможностей окружающей среды и сильных сторон организации, новых условий и факторов.
Многообразие целей
Классификация всей совокупности планов организации производится по двум главным критериям:
1) по длительности планового периода;
2) по уровням организационного планирования, учитывающим структуру организации.
В соответствии с первым критерием планы подразделяются на три группы:
- стратегические, подчиненные
разработке курса развития
- тактические, содержащие
планы действий и методы
- оперативные, связанные
с повседневным выполнением
По второму критерию планы составляются для организации в целом, ее бизнес - единиц, функциональных подсистем.
Планирование деятельности организации - одна из общих функций управления организацией, вид управленческой деятельности, направленный на определение целей организации, путей, средств и этапов их достижения, необходимых ресурсов, затрат и результатов, а так же проектируемого изменения состояния организации.
В условиях рыночной экономики
планирование деятельности организации
решает следующие задачи: выявление
перспектив изменения внешнего окружения
фирмы, формирование целей и стратегии
развития, определение первостепенных
задач, действий для их решения, затрат
и результатов, а так же проектируемого
изменения состояния
Цель стратегического планирования: адаптация предприятия к прогнозируемым изменениям внешней среды, достижение надежной позиции на рынке, обеспечивающей финансовую устойчивость предприятия в условиях конкуренции. К задачам стратегического планирования относятся: правильно и своевременно оценить возможные последствия перемен, происходящих в социальной, экономической и научно-технической сферах, предвидеть опасности и возможности, выработать хозяйственную политику и стратегию фирмы, позволяющие справиться с опасностями и использовать возникающие новые возможности. Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения. [17, с. 221]. Основные объекты стратегического планирования: продукция, рынки сбыта, новые технологии, взаимоотношения с обществом, внешнеэкономическая деятельность. Горизонт стратегического планирования определяется продолжительностью инновационных и структурных изменений в организации. Данный вид планирования является функцией высшего уровня управления организацией. Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей [17, c. 221].
Цель тактического планирования – последовательная поэтапная реализация выработанной стратегии. Задача тактического планирования: конкретизация стратегических целей, применительно к более короткому отрезку времени; выбор наиболее эффективных путей реализации стратегии; пропорциональное развитие и наилучшее использование потенциала предприятия, обеспечение текущей финансовой устойчивости и рентабельности. Объекты тактического планирования – это, прежде всего номенклатура продукции и динамика производительных мощностей. Тактическое планирование – это функция плановых служб организации при участии других функциональных подразделений.