Научные подходы в системе планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Согласно Краткому Оксфордскому словарю, план – это подробное предложение сделать что-либо или добиться чего-либо [16, c 11].
«Управлять компанией очень непросто», - отмечает Пол Барроу, но, как справедливо утверждает он далее, улучшив планирование, вы повысите свои шансы на успех. Все компании должны составлять планы и использовать их, чтобы сначала устанавливать себе цели, а затем следить за их достижением и, возможно корректировать [16, c 12].

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы организации системы планирования на предприятии……………………………………………………………………… 6
2 Организация системы планирования деятельности на предприятии..13
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………….………………24

Файлы: 1 файл

реф по ПМ 3.docx

— 42.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1 Теоретические основы организации системы планирования на предприятии……………………………………………………………………… 6

2 Организация системы планирования деятельности на предприятии..13

Заключение………………………………………………………………..22

Список использованной литературы…………………….………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Согласно Краткому Оксфордскому словарю, план – это подробное  предложение сделать что-либо или  добиться чего-либо [16, c 11].

«Управлять компанией  очень непросто», - отмечает Пол Барроу, но, как справедливо утверждает он далее, улучшив планирование, вы повысите свои шансы на успех. Все компании должны составлять планы и использовать их, чтобы сначала устанавливать  себе цели, а затем следить за их достижением и, возможно корректировать [16, c 12].

Анализ опыта экономических  реформ показал, что эффективность  работы предприятия во многом зависит  от состояния внутрифирменного планирования. Сложившаяся на предприятиях методология  и методика планирования не в полной мере соответствует хозяйственному рыночному механизму. Основные недостатки действующей в наше время системы  планирования сводятся к следующему [12, c 134]. Предприятия необоснованно  отказались от перспективного планирования, мотивируя это неопределенностью  условий хозяйствования и динамизмом внешней среды. Хотя опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более  успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение  степени удовлетворенности работой  специалистов и рабочих. Но на сегодняшний  момент в действующих организациях принимаемые плановые решения охватывают период не более года. В основном же планы разрабатываются на квартал  с разбивкой заданий по месяцам. Составляемые планы носят фрагментарный  характер, не содержат необходимых  разделов и показателей, что не способствует целостности и комплексности  планирования и снижает эффект от его применения в производственно-хозяйственной  деятельности. Различные разделы  текущих планов разрабатываются на разной исходной информационной базе, что приводит к рассогласованности плановых заданий по различным областям производственно-хозяйственной деятельности и структурным подразделениям предприятия. Составляемые планы, будучи по свое форме директивными, не содержат механизма корректировки в процессе их реализации. Не выполняются, что вносит определенную дезорганизацию в работу структурных подразделений предприятия и подрывает доверие исполнителей к возможностям средств и методов планирования, снижает исполнительскую и финансовую дисциплину и ответственность за конечные результаты деятельности предприятия.

Создать организационный  и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики  без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, устраняющей указанные  недостатки, нельзя. Однако построение такой системы – достаточно сложный  процесс, требующий ресурсов, соответствующих  навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым  приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.

В работе рассмотрены теоретические  основы организации планирования на предприятии, будут приведены примеры  практического применения планирования в зарубежных компаниях,  а также  рассмотрены вопросы, связанные  с планированием в условиях риска  несостоятельности.

Можно привести основной аргумент в пользу планирования: оно заставляет собственника сначала думать, а потом  действовать. В любой организации, крупной или мелкой, отдельные  решения принимаются с налета [14, c 13]. Если у организации нет  четких, понятных, изложенных в письменном виде  целей, то эта организация  будет в лучшем случае бесцельно  плыть по течению. Во второй части  рассмотрен пример деятельности кризисной  организации, собственники и менеджмент которой относят процесс планирования к второстепенной задаче. Поэтому целью данной работы является не только изучение процесса и методов планирования на предприятии, но и доказательство того, что неорганизованность в системе планов на предприятии может существенно сказаться на результатах деятельности организации.

Актуальность проблемы исследования связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий  в России и необходимостью осуществления  не столько реформирования деятельности предприятий, сколько восстановления бизнес-процессов с учетом реальных экономических условий, проблем  и возможностей предприятий. 
1 Теоретические основы организации системы планирования на предприятии.

Виды и типы планов на предприятии.

Планирование является одним  из тех методов управления экономикой, которые весьма активно и успешно  разрабатывались  учеными в советское  время. В этой области был накоплен немалый положительный опыт, однако в начале 90-х  годов процесс  реформирования отечественной экономики  сопровождался довольно негативным отношением к идее планирования. Позднее  к этой идее стали возвращаться как  к вполне здравой, не отрицаемой ни в какой самой «наирыночной»  стране. Роль и значимость планирования вообще и финансового в частности  можно легко обосновать с различных  позиций, поэтому  банальные дискуссии  о том, нужен план или нет, в  настоящее время вряд ли уместны. Более того, в условиях динамично  развивающейся экономики, постоянно  нарастающей конкурентной борьбы роль этой функции, по крайней мере, не уменьшается. Именно последнее обстоятельство отчасти  имел ввиду известный специалист в области управления Р. Акофф, утверждая, что «лучше планировать для себя – неважно, насколько плохо, чем  быть планируемым другими – неважно, насколько хорошо» [2, c 64].

Нарождающиеся рыночные отношения  привели не только к внедрению  новых для нашей страны  экономических  категорий, но и появлению новых  подходов к планированию. Прежде всего, необходимо отметить, что необходимость  составления планов  определяется многими причинами. Исследователи  выделяют три из них, являющиеся основными:

- неопределенность будущего,

- координирующая роль  плана,

- оптимизация экономических  последствий [12, c135].

Действительно, если бы будущее  компании было бы предопределено, то не было бы никакой необходимости составлять планы, совершенствовать методы их составления и структурирования. Отсюда видно, что главная цель составления любого плана – не определение точных цифр и ориентиров, поскольку этого сделать невозможно в принципе, а идентификация по каждому из важнейших направлений некоторого «коридора», в границах которого может варьировать тот или иной показатель.

Смысл координирующей  роли плана состоит в том, что наличие  хорошо структурированных, детализированных и взаимоувязанных целевых установок  дисциплинирует как перспективную, так и текущую деятельность, приводит ее в определенную систему, позволяет  хозяйствующему субъекту работать без  сбоев. Эта роль особенно проявляется  в крупных компаниях, имеющих  сложную структуру управления.

Последняя причина составления  планов заключается в том, что  любое рассогласование деятельности системы  требует финансовых затрат на его преодоление. Вероятность  наступления подобного рассогласования  гораздо ниже, если работа осуществляется по плану.

Значение планирования трудно переоценить, поскольку именно план представляет собой ориентир, к которому стремится предприятие, и одновременно критерий оценки успешности его деятельности.  Предприятие, как экономический  субъект, может ставить перед  собой различные цели, причем цели в краткосрочной и в долгосрочной перспективе могут сильно отличаться.  В экономической литературе можно  очень часто встретить категорическое утверждение о том, что  главной  целью бизнеса является  извлечение прибыли. Но если посмотреть глубже, то становится очевидным, что целью  любой экономической деятельности является, прежде всего, повышение благосостояния собственников действующего экономического субъекта. Под благосостоянием следует  понимать  не просто богатство, выраженное в денежном эквиваленте, а улучшение  качества жизни. Эта цель может быть достигнута не только путем увеличения потребления различных материальных благ, но так же и улучшением экологического состояния в городе, возможности  доступа к более широкому кругу  информационных ресурсов,  к культурным ценностям, возможности получения определенных социальных благ. К достижению благосостояния экономический субъект стремится собственным путем, при помощи постановки конкретных целей и разработки планов их реализации.

Планирование – является видом управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб  и работников. Органическая часть  процесса управления задает направление  и параметры будущего развития организации. Планирование как процесс включает:

-  установление целей  и задач;

-  разработку стратегий,  программ и планов достижения  целей;

- определение необходимости  ресурсов и их распределение  по целям и задачам;

- доведение планов до  всех, кто их должен выполнять  и кто несет ответственность  за его реализацию [6, c283].

Планы - основа организационной  деятельности; без них невозможно обеспечить согласованность в работе всех составных частей организации, взаимосвязи с рыночной инфраструктурой; контролировать процессы; определять потребность в ресурсах; стимулировать  трудовую активность работающих на предприятии. Другая очень важная роль планирования заключается в том, что оно  представляет собой непрерывный  процесс разработки и использования  новых путей и способов совершенствования  работы за счет выявленных возможностей окружающей среды и сильных сторон организации, новых условий и  факторов.

Многообразие целей организации  приводит к необходимости разработки системы взаимоувязанных планов работы, направленных на их достижение. На базе этой системы планов в организации  формируется система целей и  задач, которые должны быть достигнуты организацией в соответствии со стратегией ее развития. Производится распределение  всех видов ресурсов, необходимых для достижения целей и задач и измерители, позволяющие контролировать и оценивать выполнение задач.

Классификация всей совокупности планов организации производится по двум главным критериям:

1)    по длительности  планового периода; 

2) по уровням организационного  планирования, учитывающим структуру  организации.

В соответствии с первым критерием планы подразделяются на три группы:

-  стратегические, подчиненные  разработке курса развития организации  на длительный период времени;

- тактические, содержащие  планы действий и методы реализации  стратегии организации на среднесрочный  период времени;

- оперативные, связанные  с повседневным выполнением задач  и оптимизацией использования  привлекаемых организацией ресурсов.

По второму критерию планы  составляются для организации в  целом, ее бизнес - единиц, функциональных подсистем.

Планирование деятельности организации - одна из общих функций  управления организацией, вид управленческой деятельности, направленный на определение  целей организации, путей, средств  и этапов их достижения, необходимых  ресурсов, затрат и результатов, а  так же проектируемого изменения  состояния организации.

В условиях рыночной экономики  планирование деятельности организации  решает следующие задачи: выявление  перспектив изменения внешнего окружения  фирмы, формирование целей и стратегии  развития, определение первостепенных задач, действий для их решения, затрат и результатов, а так же проектируемого изменения состояния организации, создание базы для последующего контроля.

Цель стратегического  планирования: адаптация предприятия  к прогнозируемым изменениям внешней  среды, достижение надежной позиции  на рынке, обеспечивающей финансовую устойчивость  предприятия в условиях конкуренции. К задачам стратегического планирования относятся: правильно и своевременно оценить возможные последствия перемен, происходящих в социальной, экономической и научно-технической сферах, предвидеть опасности и возможности, выработать хозяйственную политику и стратегию фирмы, позволяющие справиться с опасностями и использовать возникающие новые возможности. Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.  [17, с. 221]. Основные объекты стратегического планирования: продукция, рынки сбыта, новые технологии, взаимоотношения с обществом, внешнеэкономическая деятельность. Горизонт стратегического планирования определяется продолжительностью инновационных и структурных изменений в организации. Данный вид планирования является функцией высшего уровня управления организацией.  Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей [17, c. 221].

Цель тактического планирования – последовательная поэтапная реализация выработанной стратегии. Задача тактического планирования: конкретизация стратегических целей, применительно к более  короткому отрезку времени; выбор  наиболее эффективных путей реализации стратегии; пропорциональное  развитие и наилучшее использование потенциала предприятия, обеспечение текущей финансовой устойчивости и рентабельности. Объекты тактического планирования – это, прежде всего номенклатура продукции и динамика производительных мощностей. Тактическое планирование – это функция плановых служб организации при участии других функциональных подразделений.

Информация о работе Научные подходы в системе планирования