Научные подходы в системе планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Согласно Краткому Оксфордскому словарю, план – это подробное предложение сделать что-либо или добиться чего-либо [16, c 11].
«Управлять компанией очень непросто», - отмечает Пол Барроу, но, как справедливо утверждает он далее, улучшив планирование, вы повысите свои шансы на успех. Все компании должны составлять планы и использовать их, чтобы сначала устанавливать себе цели, а затем следить за их достижением и, возможно корректировать [16, c 12].

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы организации системы планирования на предприятии……………………………………………………………………… 6
2 Организация системы планирования деятельности на предприятии..13
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………….………………24

Файлы: 1 файл

реф по ПМ 3.docx

— 42.21 Кб (Скачать файл)

Целостность и полнота. При  помощи системы планирования руководство  получает информацию о будущих событиях, которая отражает экономические  процессы и взаимосвязи предприятия  и рынка. Однако только совокупность взаимопересекающихся планов может  обеспечить системное представление  о событиях и процессах. Система  планов только в том случае  позволит сделать содержательные выводы, когда  она будет полной.

Структуризация планов по содержанию, масштабам и временным  параметрам. С точки зрения содержания, планы должны быть проблемно ориентированы. С точки зрения масштаба представления  степени детализации представляемой информации  в зависимости от целевого назначения планов и потребности  менеджеров различают укрупненные  и детализированные планы. С точки  зрения временных параметров (срочности) различают краткосрочные (на один год  и меньше), среднесрочные (на 3-5 лет) и долгосрочные (на 10-15 лет) планы  с соответствующими плановыми периодами. При планировании инвестиционных проектов в качестве плановых периодов иногда выделяют подготовительный период и  период осуществления проекта.

Целеориентированная интеграция разделов плана или частных планов. Планы и лежащие в их основе процессы планирования должны быть интегрированы  с ориентацией на цели, то есть они  должны быть содержательно связаны  одни с другими.

Содержательная интеграция плановых задач осуществляется в  рамках организационной структуры. Организационная структура и  система планирования, то есть организационная  и плановая пирамиды, при наложении  одна на другую должны совпадать по структуре и контурам. Плановая информация, подготавливаемая менеджерами на всех уровнях организационной пирамиды для решения задач соответствующего блока и, следовательно, планы должны содержательно и с привязкой  к проблемам согласовываться  одни с другими, как по горизонтали, так и по вертикали, а по некоторым  объектам планирования и по диагонали. Показатели должны содержательно агрегироваться при переходе с одного уровня управления на другой, более высокий. Отдельные  разделы плана должны представлять в системе планирования содержательный взаимосвязанный информационный продукт. В зависимости от регулярности осуществления процессов планирования различают непериодическое (нерегулярное, от случая к случаю) и периодическое (текущее) планирование.

Целеориентированное согласование всех разделов плана по содержанию и по времени может осуществляться последовательно или синхронно. Это означает что, либо один план разрабатывается  на базе другого, либо содержание планов в процессе принятия решения определяется одновременно. Взаимосвязь всех структурных  подразделений предприятия обусловливает  и согласование их планов. Обычно такое  согласование проводится по ступеням управления, последовательно.

Гибкость, актуальность, эффективность. Гибкостью система планирования обладает, когда она может приспосабливаться  к внешним и внутренним изменениям среды предприятия. При проведении крупных реорганизаций система  планирования в любом случае должна быть приспособлена к новой организационной  структуре. Для повышения уровня гибкости рекомендуется разрабатывать  альтернативные планы. Учет этих требований не должен приводить к формированию такой системы планирования, в  которой издержки, связанные с  планированием, будут превышать получаемый от его внедрения эффект. Так же необходимо отметить, что при формировании системы планирования нельзя переходить некоторые границы, за которыми начинается избыток планирования, сковывающий инициативу и снижающий мотивацию персонала [14, c. 269].

При формировании системы  планирования на предприятии исходят  из принципа предприятия, как делового центра активности или как целеориентирванной структуры потенциала, процессов  и объектов. Система планирования предприятия состоит из отдельных  подсистем:

- планирование целей,  предметом которого являются  высшие материальные, стоимостные  и социальные цели, в совокупности, определяющие политику предприятия  (генеральное целевое планирование);

-  планирование потенциала, охватывающее планирование по  видам, объектам и структуре  потенциала;

-   планирование процессов  и объектов, в рамках которого  определяется во времени и  пространстве последовательность  осуществляемых процессов, необходимых  для достижения цели, и устанавливается  вид и объем использования  в соответствующих процессах  субъектов и объемов ресурсов;

-   плановые расчеты,  которые являются количественным  выражением планирования.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что планирование на предприятии  происходит поэтапно. Поэтому необходимо рассмотреть  каждый этап отдельно:

Первый этап. Предприятие  проводит исследования внешней и  внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

Второй этап. Предприятие  устанавливает желаемые направления  и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.

Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

Четвертый этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий  и ее проработка.

Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап. Среднесрочное  планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.

Седьмой этап. На основе стратегического  плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает  годичные оперативные планы и  проекты.

Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее, определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:

-   что организации  удалось сделать, реализуя свои  планы;

- каков разрыв между  плановыми показателями и фактическим  выполнением.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Развитие рыночной экономики  характеризуется усилением ее организованности и планомерности. Планомерность  как способ преодоления рыночных стихии и порождаемых ею социальных конфликтов приобретает принципиально  новую ценность, становясь средством  преодоления кризисов и угроз. Планирование – специфический вид управленческой деятельности, направлено на выбор  оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный период времени.

Содержание  планирования как функции управления промышленной фирмой состоит в обоснованном определении  основных направлений и пропорций  развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и  спроса рынка. Сущность планирования проявляется  в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения  в отдельности на установленный  период; определении хозяйственных  задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения  поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит  в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и  внешние факторы, обеспечивающие благоприятные  условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в  фирму. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэтому планирование призвано обеспечить связь между  отдельными структурными подразделениями  фирмы, включающими всю технологическую  цепочку: научные исследования и  разработки, производство и сбыт. Эта  деятельность опирается на выявление  и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

Результатом процесса планирования является план, дающий описание будущего (желаемого) состояния и тенденций  развития объекта управления, в котором  находят отражение цели субъекта управления, разрабатывающего этот план. План всегда должен включать систему  целей и схему действий по их реализации.

Подводя итог необходимо отметить, что планирование – достаточно сложный  и многообразный вид умственной деятельности, имеющий следующие  принципиальные особенности. Во-первых, планирование  это всегда предварительное  принятие решений, направленное на достижение определенных результатов в перспективе. Во-вторых, система планирования должна быть гибкой и способной адаптироваться к постоянным изменениям как объекта  управления, так и внешней среды, то есть план нуждается в постоянной корректировке, поскольку достижение планируемого результата определяется действием большой совокупности взаимосвязанных условий и факторов, приводящих к постоянным изменениям, как в самом объекте, так и  во внешней по отношению к нему среде. В-третьих, роль планирования не в предсказании будущего состояния  объекта, и не в приспособлении к  происходящим изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования к внешней по отношению к нему среде.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. О несостоятельности (банкротстве): Федер. Закон Рос. Федерации от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. -№10.

2. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 1985.

3. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.

4. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Инфа-М, 2000.

5. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Филинъ, 2000.

6. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. в 2 ч. ч1. Стратегическое планирование. - М.: Высшая школа, 2004.

7. Лопушинская Г. К. Планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: Дашков и Ко, 2003.

8. Прокопчук Л. О. Стратегическое планирование: Учеб. Пособие для вузов. – СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2000.

9. Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием): Учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2006.

10. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. Пособие для вузов. – М.: Экономистъ, 2004.

11. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.:  Проспект, 2006.

12. Поршнева А.Г. Управление организацией: Учебник. - М.: Инфра-М, 2000.

 


Информация о работе Научные подходы в системе планирования