Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 12:12, доклад
Понятия о систематизированном управлении организацией стали формироваться в середине XIX века. Основной силой, сформировавшей интерес к научному управлению, была промышленная революция. Успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как инженерные науки, психология, социология, математика и др. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления узнавали всё больше о факторах, влияющих на успех организации. Руководители организаций, предприниматели, ученые стали глубже осознавать влияние сил внешних по отношению к организации. Специальные исследования позволили разработать новые подходы в управлении.
Научные школы менеджмента
История
Информация о наличии организационных структур в практике управления обнаружена на глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры. Однако, хотя само управление достаточно старо, идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в XX веке.
Первый значительный интерес к управлению относится к 1911 году, когда Фредерик Тейлор (Frederick Winslow Taylor) опубликовал свою книгу «Принцип научного управления», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследований.
Понятия о систематизированном управлении организацией стали формироваться в середине XIX века. Основной силой, сформировавшей интерес к научному управлению, была промышленная революция. Успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как инженерные науки, психология, социология, математика и др. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления узнавали всё больше о факторах, влияющих на успех организации. Руководители организаций, предприниматели, ученые стали глубже осознавать влияние сил внешних по отношению к организации. Специальные исследования позволили разработать новые подходы в управлении. Подходами в данном случае можно назвать группы методов управления, объединенных общей идеей, гипотезой.
Основные подходы
К настоящему времени известны четыре основных подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Подход с позиций выделения различных школ рассматривает управление с четырёх разных точек зрения. Это школы:
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, координация, контроль и связующие процессы — коммуникации и принятия решения.
В системном подходе организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого для всех «лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Задача — найти и суметь реализовать этот метод.
Дополняя друг друга, эти
подходы и формируют
Подходы к управлению различных школ
В первой половине XX века получили развитие четыре достаточно четко различимые школы управленческой мысли. Каждая из четырёх этих школ так же, как и четырёх подходов к управлению, внесла значительный вклад в развитие вопросов управления.
Школа научного управления
Школа научного управления
(1885—1920) связана с работами Ф. Тейлора,
Френка и Лилии Гилбрет, Генри
Гантта. Создатели школы считали,
что, используя наблюдения, замеры,
логику и анализ, можно усовершенствовать
многие операции ручного труда. Первой
фазой методологии школы
Характерным для школы
научного управления было систематическое
использование стимулирования с
целью заинтересовать работников в
увеличении производительности и объема
производства. Предусматривалась возможность
перерывов в производстве, в том
числе и для отдыха. Количество
времени, выделяемое для выполнение
определенных заданий, было реалистичным,
что давало руководству возможность
устанавливать нормы
Школа научного управления
выступала за отделение управленческих
функций обдумывания и
Административная, или классическая школа
Рассматривает вопросы совершенствования
организации в целом, в отличие
от школы научного управления, которая
изучала отдельные
Разработкой общих принципов
управления занимались практически
все научные направления
Разделение труда — специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы.
Полномочия и ответственность — каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы.
Дисциплина — рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка.
Единоначалие — работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
Единство действий — все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
Подчиненность интересов — интересы организации имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников.
Вознаграждение персонала
— получение работниками
Централизация — естественный
порядок в организации, имеющей
управляющий центр. Лучшие результаты
достигаются при верной пропорции
между централизацией и децентрализацией.
Полномочия (власть) должны делегироваться
пропорционально
Скалярная цепь — неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
Порядок — рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
Справедливость —
Стабильность персонала — установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть кадров снижает эффективность работы организации.
Инициатива — поощрение работников к выработке независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.
Корпоративный дух — гармония
интересов персонала и
Эти принципы затрагивают
два основных аспекта. Одним из них
была разработка рациональной системы
управления организацией, в частности,
определение лучшего способа
разделения организации на подразделения
или рабочие группы. Главный вклад
административной школы в теорию
управления состоит в том, что
она рассмотрела управление как
универсальный процесс, состоящий
из нескольких взаимосвязанных функций,
таких как планирование и организация.
Вторая категория классических принципов
касалась построения структуры организации
и управления работниками. Примером
может служить принцип
Школа человеческих отношений
Это научное направление в теории управления возникло после того, как было обнаружено, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, как было установлено, являются не только экономические факторы, но и различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
Основываясь на этих результатах,
был сделан вывод о том, что
если руководство проявляет большую
заботу о своих работниках, то и
уровень удовлетворенности
Основными авторами концепции "человеческих отношений" были австралийско-американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880 - 1949) и американка Мери Фоллетт (1868 - 1933).
Школа поведенческих наук
Внимание прежде всего
на методах налаживания
Школа науки управления, или количественный подход
Основой этой школы является междисциплинарный подход, когда конкретная проблема решается группой специалистов по математике, статистике, инженерным и общественным наукам. После постановки проблемы и формулировки задачи разрабатывается модель, чаще всего математическая, сложившейся ситуации. Такой подход получил название "Исследование операций".
После создания модели переменным
задаются количественные значения. Это
позволяет более объективно сравнивать
и описать каждую переменную и
отношения между ними. Главной
характеристикой науки
Исследование операций зародилось
в начале второй мировой войны
для решения задач эффективного
использования военных
Для данной школы характерны также следующие черты:
• использование научного
анализа для определения
• целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение;
• равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами;
• обеспечение работников ресурсами;
• применение материального стимулирования;
• сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ.
Развитие методов исследования операций
тесно связано с развитием сист