Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:34, контрольная работа
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫ – это члены коллектива, которые официально не имеют руководящей должности, но занимают, благодаря набору персональных качеств, жизненному опыту и определенному поведению, особое положение. Неформальное лидерство зарождается внутри коллектива, чаще всего стихийно и является своеобразным символом общности сотрудников. Оно основывается на компетентности, личных симпатиях и ряде психологических свойств: например, умении человека найти эффективный выход из сложных ситуаций. Неформальный лидер обычно пользуется очень большим влиянием в коллективе.
Понятие «неформальный лидер» и мифы о нем.
Опыт «формальных» руководителей.
Конструктивное и деструктивное поведение неформального лидера.
Управление с учетом фактора неформального лидерства.
Накопление опыта: имеются базы данных, однако их содержимое не анализируется.
Принятие решений: на основе формальных принципов, но без анализа их эффективности.
Выдача заданий сотрудникам: метко сформулированные указания, которые иногда отменяются из-за несовершенства планирования.
Формализованное планирование: формальные методы используются, однако не всегда проводятся измерения их эффективности.
Стратегия: формальные модели без глубокого анализа их эффективности.
Уровень 4
Эмоциональность: нормальная, независимо от личной преданности сотрудников. При неудачах проводится анализ, а не поиски врагов, предателей.
Уровень цинизма: адекватный
Уровень знаний: средний, стандартизованы требования к знаниям сотрудников, однако знания отрывочны. Информация об эффективности использования знаний не собирается.
Самооценка: реалистичная.
Стиль общения
с сотрудниками: ровный, стабильный,
в соответствии с корпоративными
стандартами поведения и
Оценка сотрудников: объективная, измерение проводится в соответствии с корпоративными стандартами. Зарплата устанавливается на основе общих стандартов. Стандарты стабильны и работают не зависимо от настроения руководителя. Проводится постоянный мониторинг эффективности и совершенствование
Оценка неудач
компании: на основе объективных критериев
и измерений показателей
Совещания: проводятся в соответствии со стандартами, измеряется их эффективность.
Накопление опыта: имеются базы данных, однако их содержимое не анализируется.
Принятие решений: на основе формальных принципов, но без анализа их эффективности. Выдача заданий сотрудникам: четко сформулированные указания, которые иногда отменяются из-за несовершенства планирования.
Формализованное планирование: формальные методы используются, однако не всегда проводятся измерения их эффективности.
Стратегия: формальные модели без измерения их эффективности.
Уровень 5
Эмоциональность: низкая, отношения с сотрудниками ровные и, если сотрудник существенно нарушает установленные правила, его наказывают в соответствии с принятыми правилами.
Уровень цинизма: адекватный
Уровень знаний: высокий, знания системные.
Самооценка: реалистичная, подвергаемая постоянной проверке.
Стиль общения с сотрудниками: формализован, “застолья” используются для отдыха, а не решения производственных проблем.
Оценка сотрудников: объективная, на основе процедур процесса “Управление Ресурсами”. Зарплата устанавливается в соответствии с разработанными процедурами процесса “Управление Ресурсами”.
Оценка неудач компании: в соответствии с процессом «Управление рисками».
Совещания:
проходят в соответствии с формализованными
процедурами. Постоянно проверяется
их эффективность и
Накопление
опыта: работает процесс “Управление
знаниями”, который постоянно
Принятие решений: в соответствии с процессом «Управление принятием решений»
Выдача заданий сотрудникам: краткие, четкие, понятные, с использованием определенных терминов. Устное указание по времени не должно превышать 3 минуты, письменное – 1 лист формата А4.
Формализованное планирование: проводится в соответствии с процедурами процесса “Управление Ресурсами”, учитывающими “человеческий фактор”.
Стратегия: построены процессы выработки и принятия стратегических решений и постоянной коррекции стратегии с учетом собственного опыта, а также передового опыта других организаций.
Такая модель зрелости руководителя представляет собой метрику организации и дает возможность делать объективные оценки для дальнейшего развития. Например, высокий уровень зрелости руководителя ИТ подразумевает, что им не будут допущены ошибки, скажем, при закупке оборудования или ПО, значит деньги не будут потрачены в пустую.
3. Конструктивное и деструктивное поведение неформального лидера.
Различают два основных типа неформальных лидеров — конструктивный («положительный») и деструктивный («отрицательный»). Конструктивный неформальный лидер положительно влияют на работу коллектива и компанию в целом. Они инициируют обмен информацией, способствуют реализации общих интересов, помогают адаптации молодых сотрудников. Именно они помогают в создании корпоративной культуры.
А деструктивный — использует свое влияние, чтобы саботировать решения руководителя, устроить забастовку или воспротивиться переменам. Нередко неформальные лидеры подрывают авторитет руководителя, ставят под сомнение его распоряжения, снижают эффективность работы и мотивацию сотрудников. Уходя, они могут увести за собой часть коллектива.
Неформальный лидер может стать руководителю компании как серьезной помехой, так и надежной опорой. А значит, особым талантом неформального лидера необходимо управлять. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА НАЧАЛЬНИКА – направить действия лидера в нужное русло. Если это, конечно, возможно.
От лидера зависит настроение в группе и популярность предлагаемых начальством решений. Воюя с «серым кардиналом», вы рискуете настроить против себя остальных работников. Наипервейшая задача менеджера - обратить энергию лидера на решение задач компании.
Используйте как информатора
Неформальный лидер может стать отличным посредником между вами и коллективом. Если правильно мотивировать лидера и объяснить ему преимущества тех или иных изменений, он сам будет заинтересован в том, чтобы ваши идеи воплотились в жизнь. Содействие такого человека гарантированно обеспечит 90% успеха в новых начинаниях, а вы сэкономите драгоценное время.
Нельзя забывать, что неформальный лидер - лучший специалист по внутренним проблемам.
«В компании сменилось руководство, и я пришел в составе новой команды, - рассказывает Александр. - Фирму ждала реструктуризация. Нужно было срочно найти лидера мнений - иначе не избежать паники на вверенном мне участке. Им оказался Олег, глава отдела рекламы. Как я от него узнал, сотрудники действительно были растеряны.
Я приложил максимум усилий, чтобы убедить моего серого кардинала в том, что в переменах нет ничего страшного. Нам нужно было поменять структуру отдела - я должен был возглавить департамент внешних связей, - и я обратился за советом к Олегу, чтобы узнать, в каком виде существовало подразделение до этого и все ли сотрудники сидят на своих местах. Олег помог нам понять, как именно строить отдел».
Во-первых,
нужно выявить причины
Директору
в этой ситуации нужно как
можно быстрее восстанавливать
функции и коммуникации, «перехватить»
функции у неформального
Во-вторых, надо понять, к чему неформальный лидер стремится — к власти или к самоактуализации. Если к власти, значит, это так называемый «серый кардинал» – фигура, как правило, отрицательная, нацеленная на реализацию не общих целей компании, а своих собственных. От таких людей лучше аккуратно и корректно избавляться всеми доступными способами.
Однако, лидерство и амбиции – это разные понятия. Многие неформальные лидеры искренне стремятся к самоактуализации, а вовсе не к власти. Но «самореализовываться» человек тоже может различными путями.
Поэтому, в-третьих, необходимо определить тип неформального лидера – конструктивный или деструктивный.
Определив
тип лидера, нужно, в–четвертых,
решить, что же с ним делать.
Конструктивных лидеров надо
холить, лелеять, поощрять, проявлять
симпатию и всячески
Поговорите с сотрудником, узнайте, чего он добивается и какие предложения хочет донести до начальства. Используйте его идеи в работе, дайте ему понять, что цените его знания, что его инициатива услышана.
Для конструктивных
лидеров нет лучшей мотивации, чем
признание их собственных заслуг,
благодарность начальства или официальное
повышение. Обычно такие люди очень
падки на публичную похвалу. Им приятно,
когда их замечают, а их работу и
личные качества оценивают по достоинству.
Также сотрудники с задатками
лидерских качеств любят
Универсальным мотиватором как для рядового сотрудника, так и для неформального лидера являются деньги. Не стоит пренебрегать также и мотивацией с помощью более комфортных условий труда, хорошего соцпакета и прочих офисных благ.
Но и с «отрицательными» героями не все безнадежно. Способы нейтрализации деструктивного лидера могут быть самыми разными. Выведите сотрудника из тени, создав возможности для открытого обсуждения предлагаемых им идей. Включите в его обязанности те функции, которые отвечают его интересам. Другой метод легализации - повышение или новая должность, близкая к руководству. Получив законную власть, работник перестанет воспринимать свою деятельность как оппозиционную: он начинает жить целями компании и смотрит на работу начальства другими глазами. Еще один метод обезоруживания - это загрузка работой. Можно разрушить цепочку «лидер-последователь» путем перераспределения функций, перевода неформального лидера в другие отделы и сокращения коммуникаций. В идеале он даже может стать популяризатором идей директора в коллективе.
Не игнорируйте оппозицию
Нередки случаи, когда неформальный лидер использует свой авторитет отнюдь не для блага компании. Ни в коем случае нельзя игнорировать «подрывную» деятельность неформального лидера. Ваше молчание в такой ситуации может быть истолковано как страх перед трудностями и лично перед зачинщиком бунта.
Не пытайтесь копировать
«Когда
начальник принял решение назначить
меня главой отдела, коллеги восприняли
новость без энтузиазма. Я не знал,
как снискать их доверие, поэтому
не придумал ничего лучше, как косить
под всеобщего любимчика, - рассказывает
руководитель отдела рекламы Сергей.
- Я попытался стать более
Пытаться скопировать модель поведения неформального лидера - самая большая ошибка руководителя. Ваши попытки будут выглядеть просто неестественно. Вдобавок подражание поставит вас в заведомо слабую позицию.
Не чините расправу
Стоит ли идти на поводу у неформального лидера, зависит от конкретной ситуации. Если в ходе разговора выясняется, что сотрудник хочет получить денежные или должностные преференции, стоит подумать, разумны ли его требования.
Нет ничего плохого в том, чтобы пойти на некоторые уступки, но они должны быть в пределах разумного. Помимо лояльности вы как руководитель не должны забывать демонстрировать директивность. Главное - не горячиться с увольнением лидера. Такой поступок может вызвать бурю негодования. Выгнав офисного любимца, вы рискуете заслужить статус тирана и самодура. Вряд ли тоталитарный стиль руководства положительно скажется на мотивации сотрудников.